Комплекс упражнений и игр для развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР
картотека по логопедии (старшая группа)

Ронкина Наталья Викторовна

 

№ п/п

Название упражнения или  игры

Цель

Описание

1

Упражнение «Обратись с просьбой»

Учить детей формулировать просьбу и благодарить.

 

В роли ведущего выступает взрослый, детям предлагается по очереди обращаются к нему с просьбой на любую тему. За каждую просьбу, которую ребёнок смог вежливо сформулировать он получает в качестве поощрения фишку.

2

Упражнение «Задавай вопросы и узнаешь, о ком я думаю»

 

Учить детей задавать вопросы.

 

Педагог выступает в роли ведущего, он загадывает одного из детей, сидящих в кругу. Дети должны отгадать, кого загадал педагог, задавая вопросы, например: «Этот человек в юбке?», «Он в красной футболке?» и т.д. Ребёнок, который отгадывает кого, загадал педагог, получает фишку.

3

Упражнение «Подтверди, если это верно»

 

Учить ребёнка отвечать на вопросы.

 

Ребёнку задаются вопросы, например: «Шубу одеваем летом?», «Зимой гулять пойдём в резиновых сапожках?», «Дети плавают на речке летом?» и т.д. Ребёнок отвечает «Да» или «Нет». Далее задание усложняется, ребёнок на схожие вопросы дает полный ответ, например, на вопрос «Шапку одеваем летом?» ребёнок должен дать ответ: «Нет, шапку одеваем зимой».

4

Игра «Найди лишнее»

 

Цель: учить детей отвечать на вопросы.

 

Перед ребёнком кладутся четыре картинки с изображением животных, например: коза, кошка, корова, медведь. Даётся задание, найди лишнее животное. Ребёнок должен показать лишнее животное и объяснить, почему он выбрал именно его. Например: «Лишний медведь, потому что это дикое животное» и т.д.

Оборудование: Картинки с изображение диких и домашних животных.

5

Упражнение «Если это не правильно, возрази мне»

Учить детей отвечать на вопросы.

 

Ребёнку показывают картинки овощей и фруктов, сопровождая их вопросом, например: «Помидор это фрукт?». Ребёнок должен ответить: «Нет, помидор – это овощ» и т.д.

Оборудование: Картинки с изображением овощей и фруктов.

6

Упражнение «Магический мешочек»

 

Учить детей отвечать на вопросы.

 

Педагог предлагает ребёнку на ощупь определить, что за предмет находится в мешочке, задавая ему вопрос:

– Как ты думаешь, что лежит в мешочке?

– Мне кажется, что это огурец.

Оборудование: игрушки: овощи и фрукты.

7

Упражнение «Спроси у зайки» 

 

Учить детей задавать вопросы.

 

Педагог предлагает детям задать зайчику (игрушке) как можно больше вопросов о том, где он живет, чем питается, кого боится и т.д. За каждый вопрос дети получают фишку.

Оборудование: игрушка зайчик.

8

Игра «Изобрази, я угадаю»

 

Развивать средства образной выразительности.

Дети сидят в кругу. Выбирается один ребёнок, который изображает любое дикое животное при помощи позы, не издавая звуков. Тот, кто отгадает, какое животное изображается, показывает следующее животное.

9

Игра «Обезьянка»

 

Развивать средства образной выразительности

Педагог показывает разные движения и произносит звуки, дети повторяют все движения и звуки.

10

Упражнение  «Кто потерял?»

Учить детей отвечать на вопросы.

 

Педагог рассказывает, что нашла разные предметы, эти предметы принадлежат людям разных профессий. Нужно понять, где, чей предмет и вернуть их хозяину. Педагог показывает предмет, например фен, и спрашивает:

– Кто потерял фен?

– Фен потерял парикмахер.

Оборудование: Игрушки и предметы: фен, поварёшка, краски, кисть, барабан, нитки, указка, жезл и т.д.

11

Игра «Найди пару»

 

Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения.

 

Детям раздаются карточки с картинками. Выбирается  ведущий ребёнок, у него остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого чеснок?». Ребёнок с парной картинкой отвечает: «У меня чеснок» и т.д.

Оборудование: Парные карточки с изображением фруктов и овощей.

12

Игра «Кем ты хочешь стать?»

 

Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения.

 

Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу задавая соседу  вопрос «Кем ты хочешь стать когда вырастишь?», принявший мяч должен ответить, например: «Когда вырасту, я хочу стать пожарным» и т.д.

Оборудование: мяч.

13

Упражнение «Так бывает или нет?»

 

Учить детей различать реальные события от нереальных, развивать доказательную речь.

 

Педагог рассказывает событие, ребёнок должен ответить бывает так или нет и объяснить, почему не бывает. Например:

– Мама посолила сахаром суп.

– Так не бывает, потому что солят солью.

– Наступило лето, выпал снег, дети построили снеговика.

– Так не бывает, потому что летом снег не идет и снеговика мы не строим.

14

Игра «Вопрос или нет?»

 

Учить детей различать интонации в речи.

 

Педагог произносит фразы, дает фишку тому, кто ответит правильно вопрос или нет. Например: Миша сел на стул. Миша сел на стул? На Васе синяя футболка. На Васе синяя футболка? И т.д.

15

Игра «Не расскажем, а покажем»

 

Закрепить умения соблюдать очерёдность реплик, внимательно слушать реплику партнёра.

Дети сидят в кругу. Из детей выбирается один ведущий, который выходит на время из комнаты, где сидят все дети. Сидящие в кругу дети договариваются, какое действие они будут показывать ведущему. Далее ведущий заходит и говорит: «Что вы делали?». Дети отвечают: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» и показывают движения, например «чистят зубы». Ведущий должен понять, какое действие выполняют дети.

16

Игра «Как ты помогаешь маме?»

 

Учить детей задавать и отвечать на вопросы. Не перебивать собеседника, дослушивать его до конца.

 

Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу, задавая соседу  вопрос «Как ты помогаешь маме?», принявший мяч должен ответить, например: «Я вытираю дома пыль» и т.д.

Оборудование: Мяч.

17

Игра «Вопрос-ответ»

 

Развивать у детей умение отвечать на вопросы.

 

Педагог кидает ребёнку мяч и задает вопрос «Что мы обуваем, если идёт дождь?» ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос «Когда идёт дождь, мы обуваем резиновые сапоги» и возвращает мяч педагогу.

Оборудование: Мяч.

18

Игра «Какие вопросы помогут узнать новое о времени года осень?»

 

Учить детей задавать вопросы.

 

Перед детьми сюжетная картина осень. Дети, глядя на неё, придумывают вопросы о времени года осень. Например:

– Как светит солнце осенью?

 – Что происходит с деревьями осенью?

– Как ведут себя животные осенью?

– Как одеваются люди осенью? и т.д.

Ребёнок, задавший вопрос получает фишку.

Оборудование: Сюжетная картина на тему «Осень».

19

Упражнение «Чья машина?»

Развивать у детей умение отвечать на вопросы.

 

Педагог показывает картинки с изображением транспорта (трактор, пожарная машина, машина скорой помощи, машина полицейского и т.д.) и задает ребёнку вопрос, например:

– Чья машина?

–  Это машина полицейского.

20

Упражнение «Спроси, я расскажу»

Развивать умение задавать вопросы.

Перед ребёнком несколько сюжетных картинок одной сказки. Педагог просит, чтобы ребёнок задавал вопросы по сюжету сказки. Педагог, отвечая на вопросы ребенка, рассказывает сказку. Например:

– Что посадил дед?

– Дед посадил репку.

– Какая выросла репка?

– Репка выросла большая.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений и игр для развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР

№ п/п

Название упражнения или  игры

Цель

Описание

1

Упражнение «Обратись с просьбой»

Учить детей формулировать просьбу и благодарить.

В роли ведущего выступает взрослый, детям предлагается по очереди обращаются к нему с просьбой на любую тему. За каждую просьбу, которую ребёнок смог вежливо сформулировать он получает в качестве поощрения фишку.

2

Упражнение «Задавай вопросы и узнаешь, о ком я думаю»

Учить детей задавать вопросы.

Педагог выступает в роли ведущего, он загадывает одного из детей, сидящих в кругу. Дети должны отгадать, кого загадал педагог, задавая вопросы, например: «Этот человек в юбке?», «Он в красной футболке?» и т.д. Ребёнок, который отгадывает кого, загадал педагог, получает фишку.

3

Упражнение «Подтверди, если это верно»

Учить ребёнка отвечать на вопросы.

Ребёнку задаются вопросы, например: «Шубу одеваем летом?», «Зимой гулять пойдём в резиновых сапожках?», «Дети плавают на речке летом?» и т.д. Ребёнок отвечает «Да» или «Нет». Далее задание усложняется, ребёнок на схожие вопросы дает полный ответ, например, на вопрос «Шапку одеваем летом?» ребёнок должен дать ответ: «Нет, шапку одеваем зимой».

4

Игра «Найди лишнее»

Цель: учить детей отвечать на вопросы.

Перед ребёнком кладутся четыре картинки с изображением животных, например: коза, кошка, корова, медведь. Даётся задание, найди лишнее животное. Ребёнок должен показать лишнее животное и объяснить, почему он выбрал именно его. Например: «Лишний медведь, потому что это дикое животное» и т.д.

Оборудование: Картинки с изображение диких и домашних животных.

5

Упражнение «Если это не правильно, возрази мне»

Учить детей отвечать на вопросы.

Ребёнку показывают картинки овощей и фруктов, сопровождая их вопросом, например: «Помидор это фрукт?». Ребёнок должен ответить: «Нет, помидор – это овощ» и т.д.

Оборудование: Картинки с изображением овощей и фруктов.

6

Упражнение «Магический мешочек»

Учить детей отвечать на вопросы.

Педагог предлагает ребёнку на ощупь определить, что за предмет находится в мешочке, задавая ему вопрос:

– Как ты думаешь, что лежит в мешочке?

– Мне кажется, что это огурец.

Оборудование: игрушки: овощи и фрукты.

7

Упражнение «Спроси у зайки» 

Учить детей задавать вопросы.

Педагог предлагает детям задать зайчику (игрушке) как можно больше вопросов о том, где он живет, чем питается, кого боится и т.д. За каждый вопрос дети получают фишку.

Оборудование: игрушка зайчик.

8

Игра «Изобрази, я угадаю»

Развивать средства образной выразительности.

Дети сидят в кругу. Выбирается один ребёнок, который изображает любое дикое животное при помощи позы, не издавая звуков. Тот, кто отгадает, какое животное изображается, показывает следующее животное.

9

Игра «Обезьянка»

Развивать средства образной выразительности

Педагог показывает разные движения и произносит звуки, дети повторяют все движения и звуки.

10

Упражнение  «Кто потерял?»

Учить детей отвечать на вопросы.

Педагог рассказывает, что нашла разные предметы, эти предметы принадлежат людям разных профессий. Нужно понять, где, чей предмет и вернуть их хозяину. Педагог показывает предмет, например фен, и спрашивает:

– Кто потерял фен?

– Фен потерял парикмахер.

Оборудование: Игрушки и предметы: фен, поварёшка, краски, кисть, барабан, нитки, указка, жезл и т.д.

11

Игра «Найди пару»

Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения.

Детям раздаются карточки с картинками. Выбирается  ведущий ребёнок, у него остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого чеснок?». Ребёнок с парной картинкой отвечает: «У меня чеснок» и т.д.

Оборудование: Парные карточки с изображением фруктов и овощей.

12

Игра «Кем ты хочешь стать?»

Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения.

Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу задавая соседу  вопрос «Кем ты хочешь стать когда вырастишь?», принявший мяч должен ответить, например: «Когда вырасту, я хочу стать пожарным» и т.д.

Оборудование: мяч.

13

Упражнение «Так бывает или нет?»

Учить детей различать реальные события от нереальных, развивать доказательную речь.

Педагог рассказывает событие, ребёнок должен ответить бывает так или нет и объяснить, почему не бывает. Например:

– Мама посолила сахаром суп.

– Так не бывает, потому что солят солью.

– Наступило лето, выпал снег, дети построили снеговика.

– Так не бывает, потому что летом снег не идет и снеговика мы не строим.

14

Игра «Вопрос или нет?» 

Учить детей различать интонации в речи.

Педагог произносит фразы, дает фишку тому, кто ответит правильно вопрос или нет. Например: Миша сел на стул. Миша сел на стул? На Васе синяя футболка. На Васе синяя футболка? И т.д.

15

Игра «Не расскажем, а покажем»

Закрепить умения соблюдать очерёдность реплик, внимательно слушать реплику партнёра.

Дети сидят в кругу. Из детей выбирается один ведущий, который выходит на время из комнаты, где сидят все дети. Сидящие в кругу дети договариваются, какое действие они будут показывать ведущему. Далее ведущий заходит и говорит: «Что вы делали?». Дети отвечают: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» и показывают движения, например «чистят зубы». Ведущий должен понять, какое действие выполняют дети.

16

Игра «Как ты помогаешь маме?»

Учить детей задавать и отвечать на вопросы. Не перебивать собеседника, дослушивать его до конца.

Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу, задавая соседу  вопрос «Как ты помогаешь маме?», принявший мяч должен ответить, например: «Я вытираю дома пыль» и т.д.

Оборудование: Мяч.

17

Игра «Вопрос-ответ»

Развивать у детей умение отвечать на вопросы.

Педагог кидает ребёнку мяч и задает вопрос «Что мы обуваем, если идёт дождь?» ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос «Когда идёт дождь, мы обуваем резиновые сапоги» и возвращает мяч педагогу.

Оборудование: Мяч.

18

Игра «Какие вопросы помогут узнать новое о времени года осень?»

Учить детей задавать вопросы.

Перед детьми сюжетная картина осень. Дети, глядя на неё, придумывают вопросы о времени года осень. Например:

– Как светит солнце осенью?

 – Что происходит с деревьями осенью?

– Как ведут себя животные осенью?

– Как одеваются люди осенью? и т.д.

Ребёнок, задавший вопрос получает фишку.

Оборудование: Сюжетная картина на тему «Осень».

19

Упражнение «Чья машина?»

Развивать у детей умение отвечать на вопросы.

Педагог показывает картинки с изображением транспорта (трактор, пожарная машина, машина скорой помощи, машина полицейского и т.д.) и задает ребёнку вопрос, например:

– Чья машина?

–  Это машина полицейского.

20

Упражнение «Спроси, я расскажу»

Развивать умение задавать вопросы.

Перед ребёнком несколько сюжетных картинок одной сказки. Педагог просит, чтобы ребёнок задавал вопросы по сюжету сказки. Педагог, отвечая на вопросы ребенка, рассказывает сказку. Например:

– Что посадил дед?

– Дед посадил репку.

– Какая выросла репка?

– Репка выросла большая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Драматизация отрывков из сказок как средство формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Методические рекомендации для начинающих воспитателей и студентов Педколледжа, проходящих практику в ДОО....

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием

Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его, и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...

Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР

Условиями и движущей си­лой развития личности ребенка служат общение и взаимодей­ствие его со взрослыми и свер­стниками. Коммуникативная де­ятельность выступает базой для всех специфич...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...