Комплекс упражнений и игр для развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР
картотека по логопедии (старшая группа)
№ п/п | Название упражнения или игры | Цель | Описание |
1 | Упражнение «Обратись с просьбой» | Учить детей формулировать просьбу и благодарить.
| В роли ведущего выступает взрослый, детям предлагается по очереди обращаются к нему с просьбой на любую тему. За каждую просьбу, которую ребёнок смог вежливо сформулировать он получает в качестве поощрения фишку. |
2 | Упражнение «Задавай вопросы и узнаешь, о ком я думаю»
| Учить детей задавать вопросы.
| Педагог выступает в роли ведущего, он загадывает одного из детей, сидящих в кругу. Дети должны отгадать, кого загадал педагог, задавая вопросы, например: «Этот человек в юбке?», «Он в красной футболке?» и т.д. Ребёнок, который отгадывает кого, загадал педагог, получает фишку. |
3 | Упражнение «Подтверди, если это верно»
| Учить ребёнка отвечать на вопросы.
| Ребёнку задаются вопросы, например: «Шубу одеваем летом?», «Зимой гулять пойдём в резиновых сапожках?», «Дети плавают на речке летом?» и т.д. Ребёнок отвечает «Да» или «Нет». Далее задание усложняется, ребёнок на схожие вопросы дает полный ответ, например, на вопрос «Шапку одеваем летом?» ребёнок должен дать ответ: «Нет, шапку одеваем зимой». |
4 | Игра «Найди лишнее»
| Цель: учить детей отвечать на вопросы.
| Перед ребёнком кладутся четыре картинки с изображением животных, например: коза, кошка, корова, медведь. Даётся задание, найди лишнее животное. Ребёнок должен показать лишнее животное и объяснить, почему он выбрал именно его. Например: «Лишний медведь, потому что это дикое животное» и т.д. Оборудование: Картинки с изображение диких и домашних животных. |
5 | Упражнение «Если это не правильно, возрази мне» | Учить детей отвечать на вопросы.
| Ребёнку показывают картинки овощей и фруктов, сопровождая их вопросом, например: «Помидор это фрукт?». Ребёнок должен ответить: «Нет, помидор – это овощ» и т.д. Оборудование: Картинки с изображением овощей и фруктов. |
6 | Упражнение «Магический мешочек»
| Учить детей отвечать на вопросы.
| Педагог предлагает ребёнку на ощупь определить, что за предмет находится в мешочке, задавая ему вопрос: – Как ты думаешь, что лежит в мешочке? – Мне кажется, что это огурец. Оборудование: игрушки: овощи и фрукты. |
7 | Упражнение «Спроси у зайки»
| Учить детей задавать вопросы.
| Педагог предлагает детям задать зайчику (игрушке) как можно больше вопросов о том, где он живет, чем питается, кого боится и т.д. За каждый вопрос дети получают фишку. Оборудование: игрушка зайчик. |
8 | Игра «Изобрази, я угадаю»
| Развивать средства образной выразительности. | Дети сидят в кругу. Выбирается один ребёнок, который изображает любое дикое животное при помощи позы, не издавая звуков. Тот, кто отгадает, какое животное изображается, показывает следующее животное. |
9 | Игра «Обезьянка»
| Развивать средства образной выразительности | Педагог показывает разные движения и произносит звуки, дети повторяют все движения и звуки. |
10 | Упражнение «Кто потерял?» | Учить детей отвечать на вопросы.
| Педагог рассказывает, что нашла разные предметы, эти предметы принадлежат людям разных профессий. Нужно понять, где, чей предмет и вернуть их хозяину. Педагог показывает предмет, например фен, и спрашивает: – Кто потерял фен? – Фен потерял парикмахер. Оборудование: Игрушки и предметы: фен, поварёшка, краски, кисть, барабан, нитки, указка, жезл и т.д. |
11 | Игра «Найди пару»
| Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения.
| Детям раздаются карточки с картинками. Выбирается ведущий ребёнок, у него остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого чеснок?». Ребёнок с парной картинкой отвечает: «У меня чеснок» и т.д. Оборудование: Парные карточки с изображением фруктов и овощей. |
12 | Игра «Кем ты хочешь стать?»
| Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения.
| Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу задавая соседу вопрос «Кем ты хочешь стать когда вырастишь?», принявший мяч должен ответить, например: «Когда вырасту, я хочу стать пожарным» и т.д. Оборудование: мяч. |
13 | Упражнение «Так бывает или нет?»
| Учить детей различать реальные события от нереальных, развивать доказательную речь.
| Педагог рассказывает событие, ребёнок должен ответить бывает так или нет и объяснить, почему не бывает. Например: – Мама посолила сахаром суп. – Так не бывает, потому что солят солью. – Наступило лето, выпал снег, дети построили снеговика. – Так не бывает, потому что летом снег не идет и снеговика мы не строим. |
14 | Игра «Вопрос или нет?»
| Учить детей различать интонации в речи.
| Педагог произносит фразы, дает фишку тому, кто ответит правильно вопрос или нет. Например: Миша сел на стул. Миша сел на стул? На Васе синяя футболка. На Васе синяя футболка? И т.д. |
15 | Игра «Не расскажем, а покажем»
| Закрепить умения соблюдать очерёдность реплик, внимательно слушать реплику партнёра. | Дети сидят в кругу. Из детей выбирается один ведущий, который выходит на время из комнаты, где сидят все дети. Сидящие в кругу дети договариваются, какое действие они будут показывать ведущему. Далее ведущий заходит и говорит: «Что вы делали?». Дети отвечают: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» и показывают движения, например «чистят зубы». Ведущий должен понять, какое действие выполняют дети. |
16 | Игра «Как ты помогаешь маме?»
| Учить детей задавать и отвечать на вопросы. Не перебивать собеседника, дослушивать его до конца.
| Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу, задавая соседу вопрос «Как ты помогаешь маме?», принявший мяч должен ответить, например: «Я вытираю дома пыль» и т.д. Оборудование: Мяч. |
17 | Игра «Вопрос-ответ»
| Развивать у детей умение отвечать на вопросы.
| Педагог кидает ребёнку мяч и задает вопрос «Что мы обуваем, если идёт дождь?» ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос «Когда идёт дождь, мы обуваем резиновые сапоги» и возвращает мяч педагогу. Оборудование: Мяч. |
18 | Игра «Какие вопросы помогут узнать новое о времени года осень?»
| Учить детей задавать вопросы.
| Перед детьми сюжетная картина осень. Дети, глядя на неё, придумывают вопросы о времени года осень. Например: – Как светит солнце осенью? – Что происходит с деревьями осенью? – Как ведут себя животные осенью? – Как одеваются люди осенью? и т.д. Ребёнок, задавший вопрос получает фишку. Оборудование: Сюжетная картина на тему «Осень». |
19 | Упражнение «Чья машина?» | Развивать у детей умение отвечать на вопросы.
| Педагог показывает картинки с изображением транспорта (трактор, пожарная машина, машина скорой помощи, машина полицейского и т.д.) и задает ребёнку вопрос, например: – Чья машина? – Это машина полицейского. |
20 | Упражнение «Спроси, я расскажу» | Развивать умение задавать вопросы. | Перед ребёнком несколько сюжетных картинок одной сказки. Педагог просит, чтобы ребёнок задавал вопросы по сюжету сказки. Педагог, отвечая на вопросы ребенка, рассказывает сказку. Например: – Что посадил дед? – Дед посадил репку. – Какая выросла репка? – Репка выросла большая. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_i_igr_dlya_razvitiya_dialogicheskoy_rechi_1.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений и игр для развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР
№ п/п | Название упражнения или игры | Цель | Описание |
1 | Упражнение «Обратись с просьбой» | Учить детей формулировать просьбу и благодарить. | В роли ведущего выступает взрослый, детям предлагается по очереди обращаются к нему с просьбой на любую тему. За каждую просьбу, которую ребёнок смог вежливо сформулировать он получает в качестве поощрения фишку. |
2 | Упражнение «Задавай вопросы и узнаешь, о ком я думаю» | Учить детей задавать вопросы. | Педагог выступает в роли ведущего, он загадывает одного из детей, сидящих в кругу. Дети должны отгадать, кого загадал педагог, задавая вопросы, например: «Этот человек в юбке?», «Он в красной футболке?» и т.д. Ребёнок, который отгадывает кого, загадал педагог, получает фишку. |
3 | Упражнение «Подтверди, если это верно» | Учить ребёнка отвечать на вопросы. | Ребёнку задаются вопросы, например: «Шубу одеваем летом?», «Зимой гулять пойдём в резиновых сапожках?», «Дети плавают на речке летом?» и т.д. Ребёнок отвечает «Да» или «Нет». Далее задание усложняется, ребёнок на схожие вопросы дает полный ответ, например, на вопрос «Шапку одеваем летом?» ребёнок должен дать ответ: «Нет, шапку одеваем зимой». |
4 | Игра «Найди лишнее» | Цель: учить детей отвечать на вопросы. | Перед ребёнком кладутся четыре картинки с изображением животных, например: коза, кошка, корова, медведь. Даётся задание, найди лишнее животное. Ребёнок должен показать лишнее животное и объяснить, почему он выбрал именно его. Например: «Лишний медведь, потому что это дикое животное» и т.д. Оборудование: Картинки с изображение диких и домашних животных. |
5 | Упражнение «Если это не правильно, возрази мне» | Учить детей отвечать на вопросы. | Ребёнку показывают картинки овощей и фруктов, сопровождая их вопросом, например: «Помидор это фрукт?». Ребёнок должен ответить: «Нет, помидор – это овощ» и т.д. Оборудование: Картинки с изображением овощей и фруктов. |
6 | Упражнение «Магический мешочек» | Учить детей отвечать на вопросы. | Педагог предлагает ребёнку на ощупь определить, что за предмет находится в мешочке, задавая ему вопрос: – Как ты думаешь, что лежит в мешочке? – Мне кажется, что это огурец. Оборудование: игрушки: овощи и фрукты. |
7 | Упражнение «Спроси у зайки» | Учить детей задавать вопросы. | Педагог предлагает детям задать зайчику (игрушке) как можно больше вопросов о том, где он живет, чем питается, кого боится и т.д. За каждый вопрос дети получают фишку. Оборудование: игрушка зайчик. |
8 | Игра «Изобрази, я угадаю» | Развивать средства образной выразительности. | Дети сидят в кругу. Выбирается один ребёнок, который изображает любое дикое животное при помощи позы, не издавая звуков. Тот, кто отгадает, какое животное изображается, показывает следующее животное. |
9 | Игра «Обезьянка» | Развивать средства образной выразительности | Педагог показывает разные движения и произносит звуки, дети повторяют все движения и звуки. |
10 | Упражнение «Кто потерял?» | Учить детей отвечать на вопросы. | Педагог рассказывает, что нашла разные предметы, эти предметы принадлежат людям разных профессий. Нужно понять, где, чей предмет и вернуть их хозяину. Педагог показывает предмет, например фен, и спрашивает: – Кто потерял фен? – Фен потерял парикмахер. Оборудование: Игрушки и предметы: фен, поварёшка, краски, кисть, барабан, нитки, указка, жезл и т.д. |
11 | Игра «Найди пару» | Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения. | Детям раздаются карточки с картинками. Выбирается ведущий ребёнок, у него остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого чеснок?». Ребёнок с парной картинкой отвечает: «У меня чеснок» и т.д. Оборудование: Парные карточки с изображением фруктов и овощей. |
12 | Игра «Кем ты хочешь стать?» | Закреплять умение задавать вопросы друг другу и правильно отвечать на них, воспитывать культуру общения. | Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу задавая соседу вопрос «Кем ты хочешь стать когда вырастишь?», принявший мяч должен ответить, например: «Когда вырасту, я хочу стать пожарным» и т.д. Оборудование: мяч. |
13 | Упражнение «Так бывает или нет?» | Учить детей различать реальные события от нереальных, развивать доказательную речь. | Педагог рассказывает событие, ребёнок должен ответить бывает так или нет и объяснить, почему не бывает. Например: – Мама посолила сахаром суп. – Так не бывает, потому что солят солью. – Наступило лето, выпал снег, дети построили снеговика. – Так не бывает, потому что летом снег не идет и снеговика мы не строим. |
14 | Игра «Вопрос или нет?» | Учить детей различать интонации в речи. | Педагог произносит фразы, дает фишку тому, кто ответит правильно вопрос или нет. Например: Миша сел на стул. Миша сел на стул? На Васе синяя футболка. На Васе синяя футболка? И т.д. |
15 | Игра «Не расскажем, а покажем» | Закрепить умения соблюдать очерёдность реплик, внимательно слушать реплику партнёра. | Дети сидят в кругу. Из детей выбирается один ведущий, который выходит на время из комнаты, где сидят все дети. Сидящие в кругу дети договариваются, какое действие они будут показывать ведущему. Далее ведущий заходит и говорит: «Что вы делали?». Дети отвечают: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» и показывают движения, например «чистят зубы». Ведущий должен понять, какое действие выполняют дети. |
16 | Игра «Как ты помогаешь маме?» | Учить детей задавать и отвечать на вопросы. Не перебивать собеседника, дослушивать его до конца. | Дети сидят в кругу, у одного из детей в руках мяч. Нужно передавать мяч по кругу, задавая соседу вопрос «Как ты помогаешь маме?», принявший мяч должен ответить, например: «Я вытираю дома пыль» и т.д. Оборудование: Мяч. |
17 | Игра «Вопрос-ответ» | Развивать у детей умение отвечать на вопросы. | Педагог кидает ребёнку мяч и задает вопрос «Что мы обуваем, если идёт дождь?» ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос «Когда идёт дождь, мы обуваем резиновые сапоги» и возвращает мяч педагогу. Оборудование: Мяч. |
18 | Игра «Какие вопросы помогут узнать новое о времени года осень?» | Учить детей задавать вопросы. | Перед детьми сюжетная картина осень. Дети, глядя на неё, придумывают вопросы о времени года осень. Например: – Как светит солнце осенью? – Что происходит с деревьями осенью? – Как ведут себя животные осенью? – Как одеваются люди осенью? и т.д. Ребёнок, задавший вопрос получает фишку. Оборудование: Сюжетная картина на тему «Осень». |
19 | Упражнение «Чья машина?» | Развивать у детей умение отвечать на вопросы. | Педагог показывает картинки с изображением транспорта (трактор, пожарная машина, машина скорой помощи, машина полицейского и т.д.) и задает ребёнку вопрос, например: – Чья машина? – Это машина полицейского. |
20 | Упражнение «Спроси, я расскажу» | Развивать умение задавать вопросы. | Перед ребёнком несколько сюжетных картинок одной сказки. Педагог просит, чтобы ребёнок задавал вопросы по сюжету сказки. Педагог, отвечая на вопросы ребенка, рассказывает сказку. Например: – Что посадил дед? – Дед посадил репку. – Какая выросла репка? – Репка выросла большая. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи у старших дошкольников.
Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...
Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...
Драматизация отрывков из сказок как средство формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня
Методические рекомендации для начинающих воспитателей и студентов Педколледжа, проходящих практику в ДОО....
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием
Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его, и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...
Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР
Условиями и движущей силой развития личности ребенка служат общение и взаимодействие его со взрослыми и сверстниками. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфич...
Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией
Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...