Составление творческого рассказа по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (с использованием ИКТ).
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

На подгрупповом занятии по развитию связной речи в подготовительной к школе группе дети с нарушениями речи  составляют творческий рассказ по картине И.И.Левитана "Золотая осень". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Родниковская

Средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение

Методическая разработка

по развитию связной речи

в подготовительной к школе группы для детей с ОНР

на тему:

«Составление творческого рассказа

по картине  И. Левитана «Золотая осень» (с использованием ИКТ).

Седельникова Юлия Геннадиевна,

учитель-логопед первой квалифицированной категории

2022

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема: Составление творческого рассказа по предложенному началу по картине И.И. Левитана «Золотая осень» с использованием ИКТ.

Цель:          учить детей составлять творческий рассказ по картине

                     по данному началу;

Задачи:       закрепить и активизировать  словарь  по теме «Ранняя осень»,

                    учить подбирать слова-эпитеты к заданным словам,

                     подбирать метафоры;

                     учить видеть и ощущать богатство и красоту русской природы.

Оборудование: репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень»,

                            рисунки детей, осенние иллюстрации,

                                стихи Плещеева, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и др.

                           о ранней осени, мультимедийное оборудование:

                           проектор,  интерактивная доска, ноутбук,

                           мультимедийная     презентация  Power  Point  

                           «Золотая Осень».

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

( Дети под музыку входят в зал. Звучит импровизация на тему: «Осень».)

Логопед:  - Сегодня у нас необычное занятие, интересное. Мы пришли на экскурсию в выставочный зал. Я буду экскурсоводом. Повторите, кем я буду? (Дети повторяют).

  1. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая Осень».

Логопед: Мы находимся в выставочном зале. Чьи работы выставлены? На какую тему? (Ответы детей). Обратите внимание,  на нашей выставке представлена репродукция с картины настоящего художника. Подойдите к ней. Знакома ли вам картина? Кто ее нарисовал?  Как называется картина?

     Настоящая картина выставлена в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Художник рисует одну картину. Так как многие хотели бы познакомиться с ней – делают ее копии. Одна из копий находится в нашем выставочном зале.

В какое время года нарисовал картину И. Левитан?

Это ранняя или поздняя осень?

Почему вы так думаете?

   (Это ранняя осень. Листья на деревьях пожелтели и покраснели. Лишь кое-где видны зеленые листочки. Трава пожухла, засохла, пожелтела. Солнца не видно, но оно все освещает. По небу плывут легкие облака).

Молодцы! Доказали, что это ранняя осень. Какие краски использовал  художник, чтобы нарисовать картину?

(Он использовал желтую, красную, пурпурную, багряную, золотую, лимонную, бирюзовую краски).

Верно ребята. Чтобы нарисовать картину художник использует краски, а поэт – слово.

Логопед: Вы знаете много стихов русских поэтов об осени. Кто хочет прочитать? (Дети читают стихотворения русских поэтов об осени).

  1. Физминутка.

Логопед: Попробуем изобразить, «нарисовать» с  помощью движений, что происходит осенью с деревьями.  (Дети под музыкальную импровизацию музыкального руководителя  изображают осенние деревья).

  1. Составление творческого рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» по предложенному началу.

Логопед: Присядьте на стульчики. Еще раз внимательно посмотрите на картину Левитана И.И. «Золотая осень» (слайд).  В конце нашей экскурсии вам предстоит сделать свои осенние зарисовки. Если художник рисует природу, как называется такая картина? (Пейзаж)

Логопед: Чтобы лучше нарисовать, давайте пофантазируем и придумаем рассказ о том, как художник рисовал картину. Я начну рассказ, а вы его  продолжите. (Логопед читает начало рассказа под музыкальную импровизацию музыкального руководителя).

Логопед: Однажды, ранней осенью И. И. Левитан отдыхал в деревне, Был ясный, солнечный день. Левитан решил прогуляться по осеннему лесу.  Как обычно он взял с собой мольберт, краски, кисти и отправился в лес. Долго бродил художник по лесным тропинкам. Под ногами тихо шуршала листва. Наконец, Левитан вышел к реке, поднялся на холм и замер от удивления и восторга. Перед ним открылась изумительная картина. Что увидел художник? Что его поразило? Кто хочет продолжить мой рассказ дальше?

Что увидел художник вдали? Что увидел вблизи?

 (Левитан увидел березовый лес, луг, речку. Вдали виднеется деревня).

Логопед: Каким он увидел  лес?

(Листья берез блестят под лучами осеннего солнца, как золотые. Вдруг подул порывистый осенний ветер. Листья, кружась, медленно, плавно стали падать на землю золотым дождем. Кое-где еще видны зеленые листочки. Земля похожа на красивый, пестрый, разноцветный ковер).

Логопед: Какая речка? Кто продолжит?

(Речка похожа на ленточку. В ней отражается холодное осеннее небо. Она течет медленно, плавно, спокойно, тихо. Вода в ней потемнела, кажется холодной, даже ледяной. Она готова «уснуть»).

Логопед: Каким увидел художник луг?

(Трава на лугу пожелтела, пожухла, засохла).

Логопед: Какой чувствуется воздух?

(Чувствуется свежий, бодрящий, прохладный воздух. Дышится легко, полной грудью).

Логопед: Рассказали почти всю историю.  Как вы думаете, чем она может закончиться?

(Художник достал мольберт и стал рисовать картину).

5. Итог.

  Логопед: Наша экскурсия заканчивается. Сейчас вы сами нарисуете свои картины об осени. Как вы их назовете, что вы будете рисовать, зависит от вас.  А сейчас споем песню об осени.

Дети поют песню «Осень постучалась к нам» сл. Т. Прописновой,

муз. И. Смирновой.  После исполнения песни дети уходят в группу, где совместно с воспитателем рисуют осенние пейзажи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....