Полезный материал по речевому развитию
консультация

Рыбакина Евгения Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Вкусная гимнастика для губ и язычка или Ещё раз о важности выполнения артикуляционной гимнастики

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Этапы выполнения:

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Сами комплексы артикуляционных упражнений вы можете увидеть  в папках передвижках в раздевалке группы, либо в следующей консультации данного раздела под названием «Заставим язычок трудиться»

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. 
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или сухой завтрак) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.Вот такая небольшая и вкусная гимнастика поможет укрепить мышцы язычка и губ вашего ребенка, не заняв много времени и пройдя в виде игры , доставив ему незабываемое  удовольствие . И не сомневайтесь, что в дальнейшем ваш малыш будет просить поиграть в неё снова и снова.

Не отказывайте ему в этом, но возьмите за правило то, что в эту игру ребенок будет играть только лишь под присмотром взрослых.!!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:                                                   «Коррекция речевых нарушений у дошкольников   в играх с мячом»

                                                                                            Мы с мячом играем,

Пальцы укрепляем,

Руки тренируем,

Речь мы формируем.

Игры с мячом известны с давних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно считаются самыми любимыми из игр- практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьём же набивали. В северных губерниях мячи плели из ремешков, сделанных из коры берёзы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети самых богатых семей.

Теперь любой ребёнок имеет возможность играть с мячом, и выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета – на любой вкус. Как правило, более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.

В своей практике я давно использую мяч в играх с детьми и обратила внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Предлагаю вам, дорогие родители, один из этапов нашей работы – игры с мячами, которые направлены на развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Такие игры не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени:

  1. «Маме мяч бросай и животных называй», « Животное-детёныш»
  2.  «Папе мяч давай, чётко фрукты называй»
  3. «Маме мяч отдай, транспорт быстро называй»
  4. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик? » или «Кто где живёт? »

Кто живёт в дупле? Белка.

Кто живёт в скворечнике? Скворец.

Кто живёт в гнезде? Птицы: ласточки, сойки, воробьи и т. д.

  1. Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.

Стол - столик, ключ- ключик, шапка- шапочка, голова- головушка и т. д.

  1. Игра :«Из чего сделано? »

Мама, бросая ребёнку мяч, говорит: «Вот предмет, а из чего люди его сделали? »

Рукавички из кожи, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные»

Рукавички из меха – меховые, тазик из меди – медный, рукавички из шерсти – шерстяные. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная.

  1. Игра: «Чья голова? »

Папа бросает мяч кому- либо из детей, говорит: «У вороны голова. »

Ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».

Примеры: у рыси – рысья, у рыбы – рыбья, у сороки – сорочья, у зайца – заячья, у кошки – кошачья, у утки – утиная, у овцы – овечья, у лошади – лошадиная.

  1. Игра: «Угадай - ка! »

Курица, которая вывела цыплят? Наседка.

Как по-другому называют петуха? Кочет.

Покров из перьев у птиц? Оперение.

Перекладина в курятнике? Насест.

Громкий шум птичьих голосов? Птичий гомон.

  1. Игра «Лови да бросай, цвета называй»

Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.

Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа, одуванчик.

Зелёный – огурец, трава, лес, ёлочка, крокодил.

Голубой – небо, лёд, незабудка, бант.

Красный - флажок, платье, туфли, машина. И т.д

  1.  Игра:«Один – много»

Мы волшебники немного: был один, а станет много.

Стол – столы, стул – стулья, двор – дворы, кол – колья, нос – носы.

  1.  Игра: «Кто кем был? »

Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, шкаф – доской, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икрой, ботинки – кожей, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей.

Итак,  сделаем вывод:

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

Порой, у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

  •  Одна из хорошо известных логопедам ошибка связана с заменой,

казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет его звуком [с].; «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

  • Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные

детьми слова, не употребляемее в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком  слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Вы должны очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.

  • Типичной ошибкой является построение глагольных форм по

образцу одной более легкой для ребенка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму  глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие.

  • Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по

 падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Приведем пример из книги М.М. Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», – предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, – возражает тот, – здесь мало стулов».

  • Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в

употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3-4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

В двухлетнем возрасте ребенок способен отличить качество от количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребенка представляет соотнесение качественных характеристик предмета, например размер с размером, цвет с цветом. Ребенок путает эти понятия.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как пополнить словарный запас ребенка.

        К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Просто чаще играйте в игры с ребенком  развивающие речь, мышление, фантазию.

  Первый год жизни ребенка был  подготовительным этапом к овладению речью. Общение между ребенком  и взрослым строилось в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов с помощью речи. Запас слов у годовалых детей колеблется от 2-3 слов до 15-20.

  К концу второго года речь малыша становилась основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны : бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов, употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует. Активный словарь колеблется от 100 до 300 слов.

   На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто пользуется; в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. В словарном запасе  малыша преобладают существительные-60%, затем глаголы-25-27% и меньше всего прилагательные-10-12%. В речи ребенка есть все части речи за исключением числительных, причастий и деепричастий.

   На четвертом году жизни дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Словарный запас достигает

1500-2000слов.

В старшем дошкольном возрасте речь выдвигается на более значимое место в развитии детей, так как активно идет социально-коммуникативное развитие, дети общаются, задают вопросы, дискуссируют между собой- все это способствует речевому развитию детей.

  В дошкольном  возрасте рекомендуется обогащать активный словарь детей:

  существительными : названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей;

  глаголами: обозначающими некоторые действия(мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);

  прилагательными: (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);

  наречиями: (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

  На основании расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда , мебель и т.д.).  

  Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто сложное, становится доступным.

Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши.

 Для обогащения словаря предлагаю  некоторые  игры:

«Подскажи словечко».

 Взрослый начинает фразу, а ребенок  заканчивает ее.  

-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.) Примеры вопросов:

 Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы?

«Кто как передвигается?».  Кто летает, кто плывет,  Кто ползет, а кто идет?

Летают (птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки …).

Плавают (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы …).

Ползают (змеи, гусеницы, черви …).

Прыгают (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы …).

«Что делают эти животные?».

 Собака(стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит…).

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает…).

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает…).

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет…).

Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает…) и т. д.

Игра  «Кто чем занимается?».

 Вариант 1.

Строитель(строит), повар (варит), носильщик (носит), чертежник (чертит), рабочий (работает), уборщица (убирает), художник (рисует), фотограф (фотографирует), продавец (продает), охотник (охотится), парикмахер (стрижет), маляр (красит), врач (лечит), рыбак (рыбачит), учитель (учит), прачка (стирает), пианист (играет), писатель (пишет), пастух (пасет) и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию.

«Кто может совершать эти движения?».

Идет (Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога…).

Бежит (Человек, животное, ручей, время…).

Летит(Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время…).

Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…).

Игра-ассоциация «Что бывает .....?».

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня…).

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, шнур…).

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…).

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…).

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…).

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…).

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожное, торт, вафли…).

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка…).

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголка, елка, проволока…).

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, …).

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей…).

Игра «Наоборот».

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Добрый(злой), вежливый (грубый), аккуратный (неряшливый), высокий (низкий), узкий (широкий), толстый (тонкий), длинный (короткий), красивый (безобразный), чистый (грязный), умный (глупый), глубокий (мелкий), вперед (назад), верх (низ), вправо (влево), день (ночь), друг (враг) и т. д.

Игра «Меткое слово».

Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи. Почему так говорят?

Труд кормит, а лень портит.

Возьми книгу в руки – и не будет скуки.

В детстве не научишься, всю жизнь намучаешься.

Маленькое дело лучше большего безделья.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не бросай друга в беде.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

И конечно же не забывайте про книги- ведь книга самый богатый источник знаний для ребенка. Читайте, обсуждайте, анализируйте, пересказывайте, сочиняйте собственные стихи и сказки.

Удачи Вам и творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника в развитии речи

 детей дошкольного возраста

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речиразвитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.

Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать»используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Мнемотаблицы :

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Сначала детям предлагаются простые мнемотаблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз например, подходя к шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы одевания.

Затем мнемотаблицы усложняют.

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

1. Цвет.2. Форма.3. Величина.4. Из чего состоит (детали?)

5. Из какого материала сделана игрушка?

6. Как с этой игрушкой можно играть?

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Алгоритм:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ с помощью мнемотаблиц

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц

Практическое задание

Составьте зарисовки на загадки:

1. «Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками.»

2. «Без рук, без топорёнка построена избёнка.»

3. «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Вывод

Как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Что дает мнемотехника?

Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Для чего нужны чистоговорки?»

Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых.

Поэтому необходимо учить детей  четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. 
Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. 
Составитель известного словаря В. И. Даль  чистоговорку определяет так:"Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения". Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки  –  самые первые и близкие  его наставники и воспитатели.

Для чего же  нужны чистоговорки?

1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

    Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания. 

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:"Са-са-са – идёт хитрая лиса". 
Виды заданий:

Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией. 
-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий: 
- Добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
- Прошагаем по слогам: 
Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
- Повторяем без ошибок: 
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
- Поменяем звуки:
"л" на"р": Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар. 
"ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий: 
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
- Отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): 
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора. 
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
- Называем слова"ласково":
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. 
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса. 
Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.

Желаю удачи!

Учите говорить ребенка  правильно!



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.

Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому не легко ответить; неожиданно для вас пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы; просит вас рассказать сказку, прочитать книгу, активно обсуждает со взрослыми телепередачи. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?». Зная, сколько букв он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова, иногда в этом ему помогают старшие братья и сестры.

Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание на овладение важными для дошкольного обучения умениями.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению способами систематического обучения.  Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе освоения грамоты.  Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с обучением к грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.

Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многого, в частности от личности ребенка; отношения к книгам; отношений с родителями и педагогом; самостоятельности и уверенности в себе; мышления и чувственного опята; уровня развития устной речи. Все это является результатом физического, умственного, эмоционально-волевого  и социального развития ребенка. Чтение – это не только механическое складывание букв в слова, а слов в предложении. Чем больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.

Иногда родители советуются с педагогами: готовить ребенка к школе, как это делать и учить ли малыша читать? Порой мнения педагогов разделяются. Одна часть учителей настаивает на специальной подготовке детей к школе, зная, что это облегчит дальнейшее обучение. Другая часть учителей советует родителям воздержаться от этого, так как неумелое облегчение может повлечь за собой усвоения неправильных приемов чтения и письма.

Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское  развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты считаю возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой одаренности», особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи.

Многие известные российские и зарубежные исследователи: Д.Б. Эльконин,  Е.А. Бугрименко,  Г.А. Цукерман, М.Коул, Г.Доман, Д.Чейпи и другие ученые, - считают, что в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку, так же естественно, как умение ходить и говорить.

Очень большое значение для процесса обучения имеет родительское отношение и родительский подход. Познание – это величайшая радость, интересная развивающая игра. Основной принцип обучения: обучение чтению без принуждения. Родители и дети должны испытывать радость и удовольствие от совместной деятельности. Для организации среды, благоприятной для обучения детей в домашних условиях, советуем придерживаться следующих рекомендаций.

Подавайте пример детям, читая книги, газеты, журналы. Время от времени водите их в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся и студентов. Нередко в библиотеках устраиваю выставки, что может так же заинтересовать ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка было достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр. Регулярно читайте вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями , яркими картинками. При отборе материала для чтения учитывайте интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках. используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном. Для содержательного общения с ребенком устраивайте экскурсии, прогулки, выходы в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное, это развивает речевое общение. Способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, истории, стихи. Пусть ребенок сам диктует свои рассказы. Сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанном на карточке. Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми. Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой ножницами, линейкой и др. Во время занятий обстановка должна быть спокойной.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, биологии, географии, истории и всех других наук будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться устной и письменной речью, способность выделять смысл письменного текста.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к содержательной и занимательной информации. А большую часть интересной информации , знаний об окружающем мире можно почерпнуть главным образом из книг. Только в обстановке, способствующей интеллектуальному и нравственному развитию, может вырасти увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

На основе собственных наблюдений проанализируйте результаты и сделайте выводы, над чем следует поработать? Что следует учесть для организации игр – занятий дома? Домашняя обстановка должна быть благоприятной, позаботьтесь о том, чтобы ребенка ничего не отвлекало, самочувствие Вас и ребенка должно быть хорошим, бодрым. В состоянии усталости, раздражения, дискомфорта не начинайте занятие.

Для занятий оборудуйте место: поставьте стол и стул по росту ребенка, необходимо хорошее освещение; для пособий и материалов нужна полочка. В своем уголке за порядок отвечает ребенок. Надо дать ему возможность заниматься на своем рабочем месте, когда он пожелает.

Приготовьте все нужное для занятий: цветные карандаши, два мягких простых карандаша, линейку, две тетради в клетку, кассу букв, азбуку. В одной тетради ребенок пишет и рисует со взрослыми. Вторая тетрадь предназначена для самостоятельных занятий в свободное время. «Уроков» в этом возрасте не задают, но по собственному желанию ребенок может рисовать, писать, повторять упражнения выполненные вместе со взрослыми, во второй тетради. Из разрезанной азбуки ребенок берет буквы по мере их изучения. Известные ему буквы он хранит в кассе букв. Поддерживать порядок в кассе не легко. С первых дней занятий приучите содержать кассу букв в порядке. Кассу можно приобрести или изготовить самим. Для занятий в первом полугодии 20 букв вполне достаточно. На каждом кармашке напишите букву в порядке их изучения. Кармашки кассы ребенок будет сам заполнять буквами по мере их изучения. Познакомьте ребенка с книгами, по которым вы вместе будете заниматься. Обратите внимание на иллюстрированные обложки, занимательные рисунки в книгах, первую и последнюю страницы.

Оптимальная продолжительность занятий со старшим дошкольником – 20 – 30 минут. Следите за настроением ребенка, его активностью и постарайтесь, не дожидаясь спада его интереса закончить занятие – игру, пообещав через некоторое время его возобновить. Такой микроурок с дошкольником в домашней обстановке должен проходить динамично, на эмоциональном подъеме, по возможности весело. Познавательный интерес и активность ребенка во многом зависит от настроения взрослого и манеры работы с учебным материалом. Всегда будьте готовы к тому, чтобы изменить свой подход. Вводите новый материал: игры, игровые приемы, занимательные упражнения, чтобы удовлетворить природное любопытство, познавательные потребности ребенка. Занятия в игровой форме должны проводится регулярно.

Работа с детьми проводится поэтапно с последовательным решением задач обучения. Условно в ходе обучения чтению можно выделить три периода: подготовительный, буквенный и послебуквенный  (заключительный)

В основе методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализ звукового стоя речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении. Подготовка к обучению чтению направлена на формирование ориентировки у детей в звуковой стороне речи. Это позволяет всем детям, прошедшим подготовительный период, успешно учится чтению и в дальнейшем осваивать русский язык.

В подготовительный период желательно реализовать следующие задачи:

  1. Развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.
  2. Научить ребенка составлять предложения с данным количеством слов (в два-три слова и более) по картинкам, иллюстрациям.
  3. Научить ребенка различать в предложениях слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность.
  4. Научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делать? какой? как?
  5. Научить ребенка расчленять слово на слоги, выделять слоги из слов, определять ударный слог.
  6.  Научить ребенка выделять звук из слога и слова, опираясь на слуховой восприятие.

В работе с четырехлетними детьми можно ограничится определением только первого звука в слове. С пятилетними детьми ведется работа по определению места звука в слове (начало, середина, конец).

  1. Научить старших дошкольников (с 5 лет)  пользоваться моделями (схемами) слов.
  2. Научить ребенка различать звуки : гласные или согласные,  согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Буквенный период – самый ответственный период в обучении чтению, в течении которого ребенок должен усвоить правильный  прием чтения по слогам без названия букв. К концу подготовительного периода дети узнают  несколько букв. В буквенный период они знакомятся со всеми буквами. Параллельно с чтением дети овладевают письмом.  В подготовительном периоде дети учатся отыскивать рабочую строку в тетради, правильно держать карандаш и ручку, правильно сидеть за столом во время занятия, обводить, штриховать, рисовать орнаменты и бордюры, писать буквы печатного шрифта.

Занятие по обучению чтению желательно проводить в русле общего речевого развития детей. Предметом изучения является слово как единица языка, объединяющее звучание и значение. Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребенка слова от предмета. Неспособность отделения слова от предмета появляется в ответах подобных этому:

- какое слово длиннее: КОТ или слово КОТЕНОЧЕК?

- Конечно, КОТ!

Освоение ребенком понятия «слово» одна из важных задач его языкового развития. Попробуйте доказать ребенку, что предмет и слово, его называющее, - это не одно и тоже.

Возьмите в руки мяч или какую-нибудь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий, гладкий, шарообразный. С ним можно поиграть, подбрасывать и ловить, ударять об пол. Мяч подпрыгнул несколько раз по полу и куда-то укатился… Его нет. Осталось только слово «мяч». Можно ли со словом произвести все те действия, которые мы проделываем с предметом – мячом? Нет. Что можно сделать со словом? Слово можно услышать, произнести, выложить из букв, прочитать, написать.

Проведите с детьми подобные наблюдения – опыты с предметами и словами. Объясните, что слово называет предметы и явления окружающего мира (дом, дерево, человек, ночь, весна дождь), свойство и качество предметов (упругий, тяжелый, стеклянный, высокий), действия и состояния (бежать, пить, умываться, смеркается, нездоровится). Попросите детей назвать различные слова и объясните значение этих слов. Учите детей отвечать на вопросы одним словом: Кто это? Что это? Что делает (делал, сделал) Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьи? Упражняйте детей в составлении словосочетаний и предложений с заданным словом. Используйте картинки, игрушки, фишки. (Задание: выложить с строке столько фишек, сколько произнесено слов). Составляя предложения, покажите, что они могут произносится с разной интонацией: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Дети должны усвоить, что предложение выражает законченную мысль, научится составлять предложения с различными заданиями (о предмете, по картинке, на заданную тему, с заданными словами).

В ходе занятий по чтению следует изучать не только отношение между звуком и буквой, но и решать лингвистические задачи. Лингвистическое содержание занятий позволит расширить языковой опыт детей, подготовить их к освоению лексики, грамматики, орфографии. Рекомендуется работа в занимательной форме с синонимами, омонимами, антонимами, многозначными и однокоренными словами.

Если дети освоили «слово», «предложение», можно переходить к знакомству со звуками, слогами, буквами. Покажите ребенку, что мир полон звуков – живых и неживых (пение птиц и рокот машин, кваканье лягушек и грохотание грома…). Вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг. Вместе с детьми слушайте и определяйте звуки природы, погоды, дома, улицы, магазина, леса, сада …и обозначайте их словом. Сформирование слухового внимания, память, способность к тонкой слуховой дифференциации неречевых звуков – важное условие освоения звукового анализа слов.  Будьте внимательны к произнесению звуков в речи ребенка. «Хороший, яркий выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – это главное основание правописания», так определял К.Д. Ушинский значимость правильного звукопроизношения и развитого фонематического слуха для освоения грамоты, орфографии.

Особое внимание на занятиях по обучению чтения уделяется дифференциации (различию) гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Это важно для дальнейшего изучения орфографии. Обучение осуществляется в определенной последовательности: изучению букв и изучению техники чтения предшествует языковой обучение. Ребенок должен овладеть общими знаниями о структуре языка, которые могут стать в дальнейшее основой системы лингвистических знаний и умений ученика. Основная цель обучения – сформировать осознанное отношение к языку.

Принцип последовательности находит отражение в содержании занятия с ребенком. Звуки и буквы изучаются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности выделения из слова, произношения и изображения на письме: сначала более легкие гласные: А, У, О; затем согласные: К, Т, П, М; К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: И, Е, Ё,Ю, Я, Ч,Ц, Щ,Ф, Ь,Ъ. Начните работу с наблюдения над составом слов, проведите игру: «Живые звуки». Попробуйте втроем громко одновременно произнести звуки: (к), (т), (о). Легко ли разобрать произнесенное слово?  Произнесите поочередно звуки (к), (о), (т). Какое слово услышали? Произнесите звуки по другому: (т), (о), (к). Какое слово получилось? Измените последовательность звуков: (к), (т), (о). Вы слышите вопрос? В ходе таких игр-наблюдений у детей формируется понятие «речевой звук». Дети усваивают, что слова состоят из звуков, которые произносятся один за другим в определенной последовательности, звуки в слове можно сосчитать, услышать, произнести, определить последовательность, место звука в слове. Начните знакомство с гласным (а), определите положение органов речи. Предложите ребенку послушать слово, произнесите вслед за взрослым и послушать себя, затем назвать первый звук в слове «аист» («Аня», «Арфа»). Вспомните еще слова, начинающиеся со звука (а). Проведите игры на слуховое внимание: дети повторяют за взрослыми из цепочки звуков выборочно только звуки (а), из цепочки слов – слова, начинающиеся со звука (а).

Знакомство с буквой должно быть занимательным:

«А» - начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко!

                                               А.Шибаев

Ребенок определяет, на что похожа буква «А», изображает ее на себе движением рук и ног, с помощью пальцев, конструирует ее из различных материалов: палочек, мозаики, полосок бумаги, пластилина, ниток, проволоки… Определяется количество элементов буквы, их расположение. При знакомстве с буквой опирайтесь на несколько органов чувств и используйте в работе с ребенком слух, зрение, проговаривание, движение. Ребенку легче запомнить букву и воспроизвести потом ее образ, если он сначала обведет крупную букву пальцем, нарисует прутиком на песке, пальчиком на стекле, найдем ее в кассе букв и напишет в тетради. В комнате ребенка можно развесить карточки-картинки, названия которых начинается с этой буквы и саму изучаемую букву. В игровой форме аналогично проводится работа с гласными (у), (о) и согласными (м), (т), (к). Первыми рекомендуется вводить буквы, часто встречающиеся в русском языке, простые по очертанию и отличающиеся графическим образом друг от друга. В начале обучения не следует вводить названия букв: «эм», «пэ», «эр», «эс». Буква называется, как звук (м), (п),  (р), (с). Этот прием облегчит осмысление читаемых слов при побуквенном чтении и слогослияние. Изучение первых нескольких букв позволит составить много слов, научится их читать и освоить прием их слияния звуков-букв в слоги: мама, кот, ток, ум, мак, так, маки, комок и др.

Использование игровых приемов, забавных стихов, загадок, рисования, лепки, конструирования в работе со словом, его звукобуквенным составом облегчает запоминание букв и освоение послогового чтения. Предлагаем взрослым неназойливо проверять, как ребенок запомнил буквы, при этом замечания следует делать с юмором, доброжелательно. Будьте терпеливы, развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, вместе радуйтесь успехам, даже небольшим. Ищите вместе изученные буквы в заголовках газет, названиях книг, объявлениях и т.п. Предлагайте ребенку «задания-ловушки», требующие найти ошибку, исправит, восстановить искаженно написанные слова.

Слоговой анализ и синтез – важная ступень ознакомления дошкольника со звуковой стороной слова, необходимая в обучении чтению. Главное, чтобы дошкольник осознал принцип слогового строения слова. В обучении эффективны приемы: «прошагивание», «отстукивание», «похлопывание слов» , - позволяющие усвоить их слогоритмическую структуру. Используются графические схемы и символические изображения слогов, игры на преобразование слов  путем наращивания и усечения слогов. В освоении слоговой структуре слов важнейшим моментов является вычленение ударного слога. Дошкольники учатся выделять ударный гласный звук, ударный слог. Дети убеждаются в значении ударения для понимания смысла слов (ирис –ирис, стрелки-стрелки), различение грамматических форм (море –моря), для правильного произношения слов (магазин – магазин). Умение слышать ударный гласный звук и ударный слог для последующего освоения орфографических правил,  например правила написание безударных гласных в слове.

Выполняя упражнения и играя в слова, дошкольники узнают, что такое «слог», что слоги в слове как и звуки, расположены в определенной последовательности. Дети выделяют ударный слог, определяют количество слогов в слове, сравнивают слова по слоговому составу, преобразовывают слова за счет наращивания, усечения и перестановки слогов, находят первый, второй, третий слоги в слове, определяют звуковой состав слога. Дидактические задачи следует ставить перед ребенком посильные, в порядке их последовательного усложнения, желательно в игровой, интересной для ребенка форме.

В работе над слоговым анализом и синтезом требуется определенная последовательность: сначала предлагаются слова, состоящие из одного или двух слогов: А-У, КОТ; МА-МА; затем количество слогов в составе слов увеличивается: МА-ЛИ-НА; появляются слова с закрытыми слогами: БУК-ВЫ; ДУ-БОК.

После ознакомления со звуком и буквой И ребенок усваивает понятие о мягкости согласных звуков в таких словах, как НИНА, КИТ, НИТКИ.

Рекомендуем широкое использование дидактической (учебной) игры как переходной формы занятий от дошкольного к школьному возрасту. Это способствует формированию у старших дошкольников  в недрах игры учебной деятельности как развертывание системы учебных задач. Правильно организуйте занятия, избегайте однообразия в работе и перегрузок.

Занятия с ребенком желательно проводить в форме совместной работы, сотрудничества, в котором взрослый выполняет роль не учителя, а старшего, более опытного товарища. В ходе работы, если ребенок не сразу понимает и одолевает правильное чтение не следует раздражаться или тут же подсказывать ребенку. Проявите выдержку и терпение, ласково и настойчиво объясните ребенку трудный материал.

Поощряйте самостоятельность ребенка при выполнении ваших заданий. В ходе обучения не спешите. Материал каждого этапа должен быть тщательно отработан. Помните, что темп освоения чтения  индивидуален для каждого ребенка. Рекомендуется проводить обучение чтению исключительно на материале звуков, правильно произносимых детьми. Содержание обучения должно способствовать умственному развитию ребенка, максимальному выявлению и использованию резервов развития ребенка 4-6 лет.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский так определил задачи обучения грамоте:

- приучить глаз и руку ребенка к письму элементов букв;

- приучить слух ребенка к отыскиванию отдельного звука в слове;

- приучить язык ребенка к отчетливому произношению звуков;

- приучить внимание ребенка останавливаться на словах и звуках, их составляющих;

- приучить и глаз и руку, и слух, и язык, и внимание ребенка разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по речевому развитию дошкольников

Материал для речевого развития детей. информация в родительский уголок "Развитие речи", "Нарушени речи и причины", "Памятка для родителей"...

Консультация для родителей "Советы полезного общения для речевого развития ребёнка"

В консультации для родителей даны советы как сделать общение с малышом не только приятным, но и полезным для его языкового развития....

Диагностический материал обследования речевого развития

Диагностический материал обследования речевого развития ребенка 6-7 лет (методика Н.В.Нищевой)...

Презентация материала по речевому развитию

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО СРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...

"Диагностический материал по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста"

Диагностический материал содержит в себе дидактические игры на выявление разных сторон речевых нарушений....

Материал по речевому развитию(развитие речи) и художественно-эстетическому(рисование)

Проект   «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи творчества дошкольников»Проблема развития речи - одна из самых острых...

Материал по речевому развитию

Дидактическая игра "Подбери слова"...