Консультация для родителей "Советы полезного общения для речевого развития ребёнка"
консультация по развитию речи на тему
В консультации для родителей даны советы как сделать общение с малышом не только приятным, но и полезным для его языкового развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_poleznogo_obshcheniya_dlya_rechevogo_razvitiya_rebyonka.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы полезного общения для речевого развития ребёнка
Впервые в жизни ваш ребенок выразился «внятно», соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет полноправным участником всех разговоров. Как сделать общение с ним не только приятным, но и полезным для его языкового развития?..
Совет 1
Для начала попробуйте дополнять и «расширять» высказывания малыша.
Например, он обратил ваше внимание на мяч: «Мячик». Скажите ему: «Этот мячик круглый » или «Этот мячик красный», «Мячик покатился» и т.п. в зависимости от ситуации. Запомните, что «расширяя» высказывания малыша, нужно добавлять не более 1-2 слов, иначе ему будет трудно сконцентрировать внимание. Специалисты утверждают, что дети, матери которых использовали этот простой приём, раньше начинают говорить полными правильными предложениями.
Совет 2
Ясность и законченность нашей речи придают союзы и предлоги, однако, обычное произношение часто «съедает» эти маленькие слова, и ребенок долго может не слышать их или произносить с ошибками (например, путать «из» и «без»). Постарайтесь в разговоре обратить внимание малыша на эти слова. Произнося союз или предлог, выделите его голосом, а после, например, сделайте «загадочную» паузу: «Катя сидит ….. стуле» можно даже объяснить значение некоторых предлогов простыми жестами, например, рукой показать «на стул», «под столом» и т.д.
Совет 3
На первых порах ошибки в речи малыша – явление неизбежное. Однако, исправляя их, старайтесь не переусердствовать в своей борьбе за чистоту языка. Не требуйте от ребенка исправляться немедленно, «здесь и сейчас». Во-первых, дети этого возраста славятся упрямством, и вы рискуете в тридцатый раз услышать: «Нет, я брызгнул!» - вместо «брызнул». Во-вторых, что гораздо важнее, ваша категоричность может вызвать у ребенка напряжение и нервозность, чреватые серьезными речевыми нарушениями, например, заиканием. Итак, никогда не требуйте: «А теперь скажи правильно!» довольствуйтесь тем, что малыш услышал, как правильно произносить слово.
Совет 4
Когда ребенок очень взволнован или возбужден, его речь может быть сбивчивой, с паузами и перерывами, которые внешне выглядят, как заикание. Специалисты знают, что такое «ложное заикание» бывает практически у всех детей младшего возраста, и беспокоиться тут не о чем. Проблемы могут вызвать лишь в том случае, если родители вместе того, чтобы успокоить сына или дочку и снять напряжение, будут бесцеремонно поторапливать.
Помните, что моменты вынужденных задержек речи – тяжелое испытание для малыша, для его, не окрепшей еще уверенности в своей способности высказываться. Поэтому слушайте терпеливо и заинтересованно, без какого-либо проявления нетерпения и недовольства и тем более без фраз типа: «Ну, говори!», «И что же было дальше?». Чтобы заполнить паузу, делайте замечания и комментарии, относящиеся к делу. Отлично подойдут для этой цели и вопросы, ведь с их помощью вы можете «положить на язык» ребенку те слова, которые он тщательно пытается подобрать. Спрашивайте, например: «Он был маленький, да?», «И все поиграли?», «И в той машине был человек?».
Совет 5
Знаете ли вы, что переход к речи связан для ребенка с переходом к «взрослой» системе запоминания? Эта система сильно отличается от тех способов запоминания, которыми пользуются маленькие дети. Вы поможете малышу быстрее её освоить, если в разговорах с ним будете придерживаться принципа «все по порядку». Вспоминая с ребенком о том, что ему говорилось, что делал, старайтесь выстроить события в их последовательности: что было сначала, что потом, что в конце. Если вы просите малыша что-то сделать, разбейте просьбу на части: «сначала вымой руки, потом сядь за стол и возьми печенье». Не упускайте случая обобщить или классифицировать: «Зайка и мишка – это звери, а ворона и петух - птички».
Совет 6
то бы развить память ребенка на слова, используйте так называемые «поручения» - А сейчас подойди к бабушке и скажи: «Я хочу молока» Постепенно вы можете превратить их в длинные послания - А сейчас подойди к папе и скажи, что это полотенце нужно повесить сушиться, потому что оно мокрое». Обычно дети относятся к таким «поручениям» с энтузиазмом и стараются повторить слово в слово.
Совет 7
А вот как можно учить с ребенком в обычном разговоре новым словам и фразам. Сразу же после того. Как вы произнесли что-то незнакомое, задайте малышу простой вопрос, чтобы он мог сразу повторить услышанное. Например, вы хотите, что бы ребенок запомнил оборот «мне кажется». Скажите ему в подходящей ситуации: «Мне кажется, что это яблоко очень кислое. А тебе как кажется?» Делайте так много раз.
Совет 8
Никогда не отвлекайте малыша от его занятий и не заставляйте перейти к чему-то другому, не объяснив сначала хорошенько, что ему сейчас нужно будет сделать. Дети живут настоящим, им трудно вообразить себе даже самое близкое будущее, каким бы интересным оно ни представлялось, и поэтому они всегда нуждаются в словесном описании того, что должно произойти. Например, если ребенок занят игрушками, а вы решили отвести его в ванную, сначала опешите ему подробно, что он будет делать: как он приготовит чистую пижаму и снимет одежду, как возьмет с собой уточку и рыбку, как вы позволите ему отвернуть кран, чтобы набрать в ванну воды и т. п. Возможно. Что в этом случае дело обойдется без протестов с его стороны.
Совет 9
Чтобы повысить самооценку малыша и прибавить ему уверенности в себе (качество, немаловажное для языкового развития), обязательно проявляйте интерес к его индивидуальности. Никогда не забывайте отметить его «авторство»: «Вчера ты сказал, что …..», «Дима сказал, что …», «Это Дима придумал!» старайтесь больше говорить о чувствах ребенка, его оценках и впечатлениях. Покажите, что вам интересно понять их причины: «Ты потому рассердился, что он взял машину?», «Интересно, почему же тебе не нравятся эти ботинки?» и т.п.
Пусть осознание собственного «Я» придет к нему вместе с умением свободно и красиво говорить: и то, и другое поможет ему в жизни и карьере, не так ли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Театральная игра и речевое развитие ребёнка"
В данной консультации рассказывается как организовать театральную игру дома, как изготовить атрибуты....
Консультация-по-теме-Влияние-игры-на-речевое-развитие-ребёнка
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннегополноценного развития ребенка....
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка....
Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей...
Консультация для родителей ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
В мир компьютерных гаджетов мы за бываем о беседах с нашими детьми. давайте начинать общаться....
Консультация для родителей "Театральная игра и речевое развитие ребёнка"
Консультация для родителей "Театральная игра и речевое развитие ребёнка" может быть использована в работе музыкальными руководителями, воспитателями ДОУ....
Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии ребёнка"
В консультации представлены нормы при чтении детям книг и даны краткие советы по использованию книг для речевого развития ребёнка дошкольного возраста....