Конкурс. Проект "Говоруны"
проект по логопедии (старшая группа)
Данный проект разработан для детей старшей группы комбинированной направленности, который будет полезен педагогам и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический Проект "Говоруны" 2021г. | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Белоярский детский сад «Огонек»
Логопедический проект «Говоруны»
Подготовила: Учитель-логопед
Кузина Анна Александровна
с.Белый Яр, 2021г.
Логопедический проект «Говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей с речевыми нарушениями.
Автор: учитель-логопед Кузина А.А.
Информационная часть проекта.
- Информация об авторе проекта:
Авто Автор проекта | Кузина А.А. |
Назв Название проекта | «Сс Говорун |
Дол Должность автора | УУУ Учитель-логопед |
- Участники проекта.
Дети и родители логопедического пункта учреждения.
- Время реализации проекта:
С 1 октября 2021 года по 30 апреля 2022 года.
Проведение итогов проекта «Правильные говоруны» — конец апреля 2022 года, оформление документации.
3. Содержательная часть проекта.
На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приемы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Объект проекта – здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет исследования – использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда по коррекции детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель проекта – создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования – если применять инновационные и здоровьсберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
- Задачи исследования:
- Повысить уровень знаний учителя-логопеда ДОУ использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей; внедрить их в этапы проекта и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в учреждении, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
- Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки;
- ухудшение здоровья детей;
- неблагоприятная речевая среда.
- Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
- диагностические методы.
Структура работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Логопедический проект «Говоруны» осуществляется в несколько этапов.
Этапы проекты «Говоруны»
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для квалификационной работы и данного проекта подбирался в течение 2021-2022 года. На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны игры и пособия по здоровьесберегающим технологиям, были созданы различные картотеки. А также 1-15 сентября 2021 года – было проведено диагностирование моторной и фонематической стороны речи детей, зачисленных в старшую группу комбинированной направленности.
2 этап – экспериментально-практический.
Экспериментальная работа по применению традиционных и современных здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции с младшими и старшими дошкольниками проводилась на базе логопункта с 2021-2022 учебном году – долгосрочный проект «Говоруны».
Основная часть долгосрочного проекта «Говоруны».
В течение года дети занимались по рабочей программе по коррекции и развитию речи, индивидуальной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи с учетом программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Работу по развитию просодики, моторики и фонетики с использованием здоровьесберегающих технологий проводила в ходе индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, в виде дидактических игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по развитию просодической стороны речи, моторики и фонетической стороны речи.
Образовательная область по ФГОС | Мероприятия проекта |
Речевое развитие, познавательное развитие | 1.Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий (2 раза в неделю). 2. Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий (2 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта). |
Физическое развитие | Здоровьесберегающие технологии:
|
Физическое развитие, речевое развитие. | Здоровьесберегающие технологии:
|
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. | 1.Игры и упражнения на развитие мышления, памяти и внимания. 2. Компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков. 3. Игры на развитие фонематического слуха. 4. Игры на развитие слухового внимания. |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. |
|
Основная форма обучения – индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в
зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Говоруны» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов
Проект «Говоруны» реализуется через образовательные области по ФГОС и их интеграцию
Методологическая база педагогического опыта.
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
- научности;
- системности;
- доступности материала;
- наглядности;
- сознательности и активности;
- прочности обучения;
- индивидуализации.
Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:
1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.
2 этап – постановка звука – включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.
3 этап – автоматизация звука – предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
4 этап – дифференциация звука – осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях и в самостоятельной речи.
На каждом этапе решаются следующие задачи:
- Развитие просодической стороны речи.
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
- Формировать навык мягкого голосоведения.
- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда).
- Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
- Коррекция произносительной стороны речи.
- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады нарушенных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
- Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
- Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
- Совершенствование фонематических представлений.
- Сформировать умение различать гласные и согласнее звуки.
- Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
- Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
- Научить выделять согласные звуки [т], [п],[н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]-[н], [п]-[т], [б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
- Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.
Перспективный план коррекционной работы на учебный год с детьми, имеющими нарушения речи
Месяц | Этап коррекционной работы | Сенсомоторика |
Сентябрь | Речевое обследование | Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков. |
Октябрь | Подготовительный этап |
|
Ноябрь | Этап постановки |
|
Декабрь | Этап автоматизации |
|
Январь | Этап автоматизации звуков |
|
Февраль | Этап автоматизации звуков |
|
Март | Этап дифференциации звуков |
|
Март апрель | Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи |
|
Апрель | Речевое обследование | Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков. |
Перспективный план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Подготовка к постановке звука. | 10 |
2. | Постановка и автоматизация звука [с]. | 8 |
3. | Постановка и автоматизация звука [з]. | 3 |
4. | Постановка и автоматизация звука [ц]. | 4 |
5. | Дифференциация звуков [с-ц]. | 4 |
6. | Постановка и автоматизация звука [с’]. | 7 |
7. | Постановка и автоматизация звука [з’]. | 8 |
8. | Дифференциация звуков [с’-з’]. | 4 |
9. | Постановка и автоматизация звука [ш]. | 7 |
10. | Дифференциация звуков [с-ш]. | 6 |
11. | Постановка и автоматизация звука [л]. | 16 |
12. | Постановка и автоматизация звука [л’]. | 14 |
13. | Постановка и автоматизация звука [ж]. | 4 |
14. | Дифференциация звуков [ж-ш], [ж-з]. | 3 |
15. | Постановка и автоматизация звука [р]. | 19 |
16. | Постановка и автоматизация звука [р’]. | 7 |
17. | Дифференциация звуков [р-л]. | 2 |
18. | Постановка и автоматизация звука [ч]. | 8 |
19. | Дифференциация звуков [ч-с’], [ч-т’]. | 2 |
20. | Постановка и автоматизация звука [щ]. | 4 |
21. | Дифференциация звуков [ч-щ-с’-т’]. | 2 |
22. | Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах. | 8 |
Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.
Инновационные здоровьсберегающие технологии.
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей старшей группы комбинированной направленности.
Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной. На индивидуальных занятиях запланирована работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показывают, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я планирую проводить с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- Развитие сенсорных и моторных функций;
- Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- Развитие мимической мускулатуры;
- Развитие интеллектуальных функций;
- Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
- В организационном моменте занятий включены релаксационные, психофизические упражнения, музыкально-ритмические упражнения.
- Артикуляционная гимнастика занимает особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика и нетрадиционные методы коррекции.
- В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.
- На занятиях задействованы инновационные технологии – компьютерные игры, многофункциональные упражнения: «Улитка», «Полянка», «Лабиринт», «Ступеньки».
- Использования массажа и самомассажа лица, пальцев рук.
- Физминуткка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминуткка проводится и в форме психофизической гимнастики.
- Работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
- Игровые задания на словотворчество, на фонематическое представление.
- Творческие задания на коррекцию психофизических функций:
— чтение диалогов по ролям;
— обыгрывание различных ситуаций.
10. Занимательные игры на звуковой анализ и синтез слов.
11. Использование логоритмических упражнений.
12. Применение фольклорной терапии, сказка-терапии, куклотерапии.
13. Проведение гимнастики для глаз.
14. Использование методики «Алфавит телодвижений». Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также использовалась игра «Подвижный алфавит». Дети берут и составляют слово, встав друг за другом.
15. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний использование ароматерапии.
16. Применение улыбкотерапии.
Очень важна на занятии улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
17. Также на занятиях использование инновационного метода – наглядное моделирование, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведение звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии и нетрадиционные методы коррекции.
3 этап – заключительный.
После проведения экспериментально-практического этапа логопедического проекта «Правильные говоруны» (формирующего эксперимента) с детьми младшего и старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.
Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
Выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. при применении инновационных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
В результате проведения логопедического проекта у всех детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи. Динамика обучения показала, что применение здоровьесберегающих технологий является эффективным.
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали более активными, общительными, эмоциональными.
Литература:
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009.
- Волошина Л.Г. Организация здоровьсберегающего пространства. Дошкольное воспитание, 2004.
- Косина Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «Библиотека Ильи Резника», «ЭКСМО», 2004.
- Терновская С.А, Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. «Методист», 2010.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
- Чубарова С.А, Козловская Г.М. Новые здоровьсберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приказы на организацию конкурса и по итогам конкурса
Дается пример оформления приказа на проведение смотра-конкурса и по итогам смотра-конкурса. на данном примере можно составить приказы и на проведение других конкурсов....
Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок
Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных уголков. Материал о смотре со...
положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок
Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также содержатся цель, со...
Мероприятие в рамках городского смотра - конкурса "Эколидер". Конкурс чтецов на тему: "Домашние любимцы" посвященный Всемирному Дню животных (дети старших групп разных д/с)
Конкурс чтецов стихотворений «Домашние любимцы»(участники - дети нескольких детских садов старших групп) Цели: воспитывать чувство любви к домашним животным, ответс...
По следам конкурсов педагогических работ и детско – юношеского творческого конкурса «Уроки святости и чистоты», посвящённых Серафиму Вырицкому.
В нашем учреждении на протяжении многих лет проводится работа по направлению духовно-нравственного воспитания детей. Материалы созданы по итогам проведения мероприятий по духовно-нравственному воспита...
Конкурс! Конкурс! Конкурс!
Конкурс "Растения на красиво оформленном подоконнике"Уважаемые родители, приглашаем вас принять участие в конкурсе "Растения на красиво оформленном подоконнике".Конкурс проводится с целью показать на ...
Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов»
Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов». Цель конкурса: Стимулирование развития интеллектуального потенциала личности детей старшего дошкольно...