Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на тему: «Детские писатели и иллюстраторы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мальцева Ольга Николаевна

Конспект занятия на тему "Детские писатели и иллюстраторы" для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_pisateli_i_illyustratory.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию

лексико-грамматического строя речи

Тема: «Детские писатели и иллюстраторы»

Программное содержание:

  • развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам;
  • продолжать обогащать представления детей о мире предметов.
  • формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом взрослым.
  • воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости;
  • продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
  • дать знание о труде типографских работников.
  • воспитывать уважение к людям, создателям книг.
  • развивать умение поддерживать беседу.
  • упражнять детей в подборе прилагательных к существительному, образовывать глаголы из существительных.
  • помочь детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Материалы и оборудование: портреты детских писателей и поэтов, выставка детской литературы, музыкальное сопровождение (песня «Голубой вагон»).

Ход:

Учитель-логопед читает стихотворение:

Сколько книжек есть на свете!

Книжки очень любят дети.

Сколько здесь смешных сюжетов,

Сколько тонких есть советов…

Книжка учит нас дружить

И по совести всем жить.

Приключений не бояться,

Не грустить, не задаваться.

Выручать друзей в беде,

Успевать всегда везде.

Кашу есть, а не ломаться,

Чистить зубы, умываться.

Как вести себя в кино -

В книжке много есть всего!

Мы спросили взрослых в зале:

«Много книжек вы читали?»

А в ответ – вот это да!

Все сказали дружно «ДА!»

Учитель-логопед: Сегодня мы собрались с вами поговорим о книгах, писателях, художниках и о всем о том, что касается книг.

Дети, книга рассказала мне удивительную историю. Оказывается, она пришла к нам из леса и её сделали из дерева. Точнее не книгу, а бумагу, из которой сделана книга. Хотите, я расскажу вам эту историю.
Учитель-логопед: Родилась я в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли. Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.
Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу.
На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не достаточно, чтобы появилась книга.
Учитель-логопед: Кто поможет белую бумагу превратить в волшебную книжку? (ответы детей)
Учитель-логопед: Кто придумает интересные рассказы и сказки, напишет стихи? (ответы детей)
Учитель-логопед: Каких писателей и поэтов вы знаете? (ответы детей)
Учитель-логопед: Кто нарисует красивые картинки в книгах? (ответы детей)
Учитель-логопед: Каких художников – иллюстраторов вы знаете? (ответы детей)
Учитель-логопед: Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. 

Рукопись – это то, что написано рукой человека. Писатель приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает книгу и редактирует её. Редактирует, значит, поправляет рукопись, исправляет ошибки. Редактор передаёт книгу художнику. Художник читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует.

Учитель-логопед: Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу. Но это только одна книга. А в нашей стране очень много детей, и все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть? (ответы детей)

Учитель-логопед: Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В России детские книги выпускаются большим тиражом.
Учитель-логопед: Печатают в типографии на больших листах, сразу несколько страниц. Напечатали, а читать неудобно, что же делать? Листы будущей книги на специальной машине складывают, собирают в одну книгу. Но что-то не хватает? Нужна обложка и переплёт!
Разные сложные машины помогают работникам типографии печатать книги.
Дети берут книги и рассматривают их.
Учитель-логопед: Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. В вашей книге, как соединены листочки? (ответы детей)
Учитель-логопед: Обложка у книги может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта).

Учитель-логопед: Сейчас мы с вами немного отдохнём. Представьте, что вы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)
Физкультминутка «Лес»
Мы с вами входим лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли, покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они плавно садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Дружно в гнёзда полетели.

Игра «Добавь словечко».
Учитель-логопед: Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт) .
Учитель-логопед: На обложке книги пишут, как зовут автора и название книги (показать). Иногда пишут фамилию художника. А в конце книги, (показать) обязательно указывается типография, в которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал напечатать эту книгу. К сожалению, нельзя в книгу написать фамилии всех работников типографии, кто участвовал в создании этой книги. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Учитель-логопед: Правильно, очень много людей трудиться над созданием одной маленькой книги. Если печатать все фамилии, книга получится очень толстая и тяжёлая, и дети не смогут её поднять.
Учитель-логопед: Мы с вами вспомним тех, кто создал наши книги.
Игра «Кто что делает».
Писатель (пишет, сочиняет)
Иллюстратор (иллюстрирует, рисует)
Редактор (редактирует)
Корректор (корректирует)
Наборщик (набирает текст)
Печатник (печатает книгу)

Учитель-логопед: Кого называют писателями? Поэтами? (это люди, которые пишут рассказы, сказки, стихи для детей и взрослых).

Сейчас мы с вами поговорим о детских писателях.

Обратить внимание детей на портреты писателей и поэтов.

Учитель-логопед: Мы с вами поиграем и проверим, какие произведения вы знаете. Поиграем в игру, которая называется «Транспорт»

Учитель-логопед: Вы в детский сад добрались разными способами: кто-то пришёл пешком, кто-то приехал на автобусе или на машине. Нам известно, что литературные герои тоже имели свои средства передвижения. Давайте вспомним о них. Я буду называть литературного героя, а вы его «АВТО».

• Емеля - печка;

• Старик Хоттабыч - ковер-самолет;

• Иван - дурак - конек-горбунок

• Золушка - тыква, мыши;

• Баба-Яга - метла, ступа.

Учитель-логопед: Прекрасно! Вы прекрасно разбираетесь в технике. Где встречались нам все эти герои? (В сказках)

Учитель-логопед: С раннего детства дети играют в игрушки. Им посвятила стихи любимая всеми детьми Агния Львовна Барто.

Конкурс «Игрушки»

Поочерёдно достаю из мешка игрушки, а дети вспоминают стихи Агнии Барто «Мяч», «Зайка», «Мишка», «Бычок», «Кораблик», «Слон».

Учитель-логопед: Имя Самуила Яковлевича Маршака с детства знакомо каждому. А это значит, что любовь к творчеству писателя передаётся из поколения в поколение.

Учитель-логопед: Наше следующее состязание в виде поэтического раунда. Надо вспомнить и прочитать отрывок из стихотворения, угадав его по окончаниям строчек.

Вот, например, я называю вам рифмы: «Ко мне» - «На ремне», «бляшке» - «фуражке».

А вы вспоминаете стихотворения и их автора:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «Пять» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Это начало стихотворения С. Я. Маршака «Почта».

Задание понятно? Тогда слушаем рифмы «на ходу» - «сковороду», «перчатки» - «пятки»

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

(«Вот такой рассеянный»)

Следующие рифмы: «кашки» - «чашки», «редиски» - «миски»

Принесла овсяной кашки –

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски. («Усатый – полосатый»)

Следующие рифмы: «мышонок» - «тонок», «не пищи» - «поищи»

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи!

Ты мне няньку поищи!

(«Сказка о глупом мышонке»)

Учитель-логопед: Умение писать с юмором, «смешно» - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов щедро наделён этим даром. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют задуматься о таких понятиях, как честность, долг, дружба, совесть.

«Блиц-вопросы»

1. Назовите имя Носова.

2. Назовите отчество Носова

3. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)

4. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”)

5. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”)

6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о путешествии человечков коротышек на луну? («Незнайка на луне»)

7. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

8. Человечек – коротышка – полная противоположность Незнайки. («Знайка»)

9. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре)

10. Чем коротышки заправляли свои автомобили? (Сиропом)

11. Как звали механиков Цветочного города? (Винтик и Шпунтик)

Учитель-логопед: Молодцы! А когда вы все уходите домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?
Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! — шептала одна книга
Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! — говорила другая книга.
Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
Учитель-логопед: Вы запомнили просьбы книг? Постарайтесь их выполнять!
Учитель-логопед: Вот, что говорят в народе о книгах.
Хорошая книга – лучший друг.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Мы – благодарные читатели и много знаем о детских произведениях!

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»

Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...