Формирование коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
консультация по логопедии
Рассмотрим формирование коммуникативной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_kompetentsiya.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Модернизация системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Отличительной особенностью новых образовательных стандартов являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Рассмотрим формирование коммуникативной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.
Дети с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции:
- в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников;
- в межличностных отношениях проявляют эгоцентризм;
- могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.
Для детей с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Такие дети не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Дети данной группы испытывают значительные трудности выбора адекватных языковых средств. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.
К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:
- творческое мышление;
- культуру речевого действия;
- культуру самонастройки на общение;
- психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
- культуру жестов и пластики движений,
- культуру эмоций.
Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.
Одной из задач педагогической деятельности является не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.
Для этого необходимы факторы:
- создание ситуации успеха;
- обеспечение атмосферы комфорта;
- формирование адекватной гибкой самооценки;
- развитие рефлексии;
- повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.
Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?
Решению этих задач способствовало:
- знакомство детей друг с другом;
- создание условий для раскрепощения;
- их сближение и объединение;
- осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков и умений;
- снижение эмоционального напряжения.
Развитие коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это и обогащенный словарный запас, и широкий кругозор, а также умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.
Этика общения в формировании коммуникативной компетенции
Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения.
Способы развития коммуникативной компетенции
Навыки общения должны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок с ОВЗ каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Для формирования коммуникативной компетенции ребенку с ОВЗ необходимо привить любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.
Немаловажную роль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают детям с ОВЗ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции детей, делают их более раскованными и общительными.
Умение улаживать конфликты
Формирование коммуникативной компетенции детей включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для решения спорных вопросов необходимо умение выслушать, войти в положение оппонента, подходить к проблеме разумно. Не стоит забывать в таких случаях об этике и манерах, особенно в формальной обстановке. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу над оппонентами.
С детьми необходимо проводить Уроки доброты, говорить о толерантности, рассматривать задачи-ситуации, где ребята должны высказать свою точку зрения, как бы они поступили в данной ситуации. Выслушивать необходимо всех желающих. Если происходит спорная, конфликтная ситуация, разбирать ее – как можно было поступить?
Обязательно в конце каждого мероприятия нужно проводить рефлексию.
Результаты работы показывают, что у всех детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: дети с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе
Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей ...
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Нормализация условий воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 21.01.2021 г.
Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этог...
Формирование коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Данный материал раскрывает особенности формирования коммуникативной компетенции у детей с особыми образовательными возможностями....
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».
Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...
- Мне нравится (1)