Функции речи
консультация по логопедии

Что такое речь,функции речи и расстройства речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл функции речи26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Речь одна из наиболее сложных высших психических функций человека, имеющая многоуровневую, многослойную составляющую.

По словам выдающегося психолога Л.С. Выготского «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека».

Очень часто с развитием речи ребёнка, взрослый может замечать у него ряд изменений. Например, в умении вести диалог (становится продолжительнее, интереснее, сложнее), малыш становится более любознательным, проявляет фантазию, выполняет ряд действий без подсказок. Он сам себя может организовать, сам начинает принимать решения и т.д. Это происходит за счёт усложнения и динамичного развития не просто речи, а её функций. (психолингвисты выделяют несколько основных функций речи и массу частных, которые интересны только специалистам-филологам).

Коммуникативная функция речи обеспечивает отношения между людьми с помощью языка, общения людей между собой. «Легко находит общий язык» - именно так говорят о людях, у которых всё в норме с коммуникативной функцией речи. С помощью её, мы передаём друг другу знания, вступаем в отношения друг с другом и эмоционально беседуем, делимся информацией, выражаем своё мнение, влияем на собеседника. По словам Д. Ю. Дмитриевой из учебника по общей психологии: «…Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т.п.)».

При нарушении данной функции у неговорящего ребёнка, вы будете наблюдать следующие проблемы:

- ребенок редко обращается к близким людям (к маме чаще, чем к папе), если ему что-то нужно, он будет требовать криком, или пытаться заполучить нужное самостоятельно;

- малыш не умеет играть поочереди, не умеет ждать, очень нетерпелив.

- ребёнок не проявляет инициативу в беседе, не отвечает на вопросы;

- из-за недоразвитой коммуникативной функции речи неговорящих детей очень часто относят в группу РАС (расстройства аутистического спектра)

- на детской площадке малыш может наблюдать за игрой детей, но не подходить к ним, или наоборот, подходить, но их игра будет обрываться, не поддерживаться и чаще заканчиваться слезами, обидами, дракой. По статистике у детей с речевыми проблемами (на уровне ОНР-2) на 60% выше уровень агрессии;

- даже если ребёнок разговорился, вы можете замечать, что ему трудно намеренно использовать нужные слова для продолжительного взаимодействия с вами или ровесниками. Он не может улавливать коммуникативные намерения собеседника, т.е. учитывать ситуацию и знания собеседника.

Недоразвитие коммуникативной функции у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте, может проявляться и у подростков и даже во взрослой жизни. Уже будучи взрослыми:

- они могут демонстрировать низкую активность в поддержании диалога;

- перебивать собеседника, недослушивать его, плохо понимать;

- могут испытывать трудности вступления в диалог,

- могут быстро прерывать диалог;

- однообразно говорить, использовать одни и те же слова;

- не может считывать коммуникативные намерения собеседника;

- недостаточно соблюдать нормы этикета;

- эмоционально не поддерживать диалог ит.д.

Вспомните, возможно, вы уже встречали таких взрослых. Я уверена, всё это, им очень мешает полноценно выстраивать взаимоотношения с окружающими, со своей семьей и на работе.

Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Так, А.Р. Лурия и Е. Д. Хомская в своих исследованиях показали связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий мозга. Ими установлена важная роль префронтальной коры в регуляции произвольного поведения, конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов.

В основе созревания регулирующей (саморегулирующей) функции речи лежит сенсорная интеграция – адекватная реакция на различные внешние стимулы, поступающие от различных органов чувств одновременно. Как и любая другая функция – регулирующая функция речи должна формироваться своевременно, в свой сенситивный период.

Функция обобщения. Л. С. Выготский в своих исследованиях доказал, что общение предполагает обобщение и развитие словесного значения. Благодаря этой способности мы можем выделять существенные признаки предмета и объединять их в группы. Например, стол, стул, кровать – предметы мебели, т.к. их используют в помещениях, для удобства человека в быту, чаще сделаны из дерева и т.д. Слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Речевая функция обобщения обслуживает человеческое мышление: мы постоянно сравниваем между собой предметы и явления, чтобы понимать их сходство и различие, чтобы строить план – чего можно ожидать в этом случае.

Нарушение этой функции чаще и ярче всего бывает проявлено у детей с алалией ( моторной и сенсорной). При этом у ребенка со временем диагностируют (совершенно обоснованно) значительное снижение интеллекта, т.к. такой ребенок не может мыслить логически – он не объединяет предметы в одну группу и не исключает неподходящий предмет из группы схожих понятий, не структурирует предметы иерархически (сапоги, обувь, ботинки – для него это вещи одного порядка, он не понимает, что понятие «обувь» включает в себя понятия «сапоги» и «ботинки»).

Единицы людей способны запоминать иностранные слова по алфавиту. Но многие способны изучать язык по темам. В школе происходит деление обучения на предметы. Дома у нас есть разные комнаты для разных целей. Есть шкафы с полочками, куда мы кладем свои вещи с разным назначением. Это все является отражением нашей способности обобщения. Видеть разницу к какой группе относится слово, предмет, явление  - это является проявлением интеллекта. У поздно заговоривших детей эта функция хуже развита – часто они не понимают разницу, где и как себя вести, что и где можно делать, а что в другой обстановке делать нельзя.

Эта функция напрямую связана с когнитивной (познавательной функцией, и ее недоразвитие не позволяет человеку нормально обучаться. Поэтому не рассчитывайте что неговорящий или плохоговорящий ребенок будет не поэтом, а программистом – вот уж где нужна логика!

Функция речи обозначения, семантическая функция.
Эта функция заключается в способности давать название предметам и явлениям, понимать смыслы слов и обозначенных этими словами понятий, и тесно связана с функцией обобщения. Такая способность позволяет нам мыслить отвлечённо, используя абстрактные понятия во время беседы. Благодаря этому мы можем понимать и передавать смысл, а не только значение слова. (Обращали внимание, что в последнее время люди часто добавляют к своему высказыванию «Сарказм!», чтобы обозначить что именно они имели в виду)

Без развития семантической функции речи не будет формироваться грамматической строй речи, человеку будет сложно понять смысл фразы с измененным порядком слов (Петю ударил Вася. Кто драчун?)     не будут развиваться морфологическая и синтаксическая системы языка, не будет иметь развитие мыслительная сторона речи. Здесь страдают многозначность слов, переносные значения, поговорки. Возникают трудности понимания прочитанного (например, условий задачи). При этом человек не понимает шуток – и плодит вокруг себя обиды и конфликты.

Когда мы взрослые общаемся между собой, мы можем заметить - кто то может понять смысл, того что мы сказали, а кто то не в состоянии. А из одной и той же фразы разные люди находят разный смысл. То есть чем лучше развита семантическая функция у человека – тем проще ему понять истинный смысл получаемой информации от другого человека.

Если ребенок долго не говорит – то развитие этой функции находится под угрозой.

Прогностическая функция речи (мыслительная, программирующая, интеллектуальная).

Когда происходит развитие этой функции, ребёнок начинает мыслить творчески, нестандартно, говорить сложными, последовательными предложениями.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский говорил «...слово является тем знаком, который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного».

При недоразвитии прогностической функции речи, дети не умеют рассказывать, пересказывать, последовательно выражать свою мысль, устанавливать причинно-следственные связи, что однозначно приведёт к не усвоению школьной программы.

Чем это чревато в жизни?  Человек не может спланировать свои и чужие действия, он с удивлением смотрит на ответную (адекватную!) реакцию людей, не понимая, что это его слова и поступки спровоцировали их действия. Такой человек не может спланировать свой день, не то, что годы своей жизни. Такой человек не может ответить самому себе на вопрос «А что будет, если….?»

Мнестическая функция речи - позволяет запомнить услышанную информацию и перевести её в регистры первичной и вторичной памяти. Например, ребёнок услышал новое слово, узнал его значение, запомнил. Через какой-то промежуток времени, применил его в соответствующей ситуации, чем удивил вас.

Данная функция созревает медленно, если у ребёнка по каким-то причинам снижена память, или низкий уровень слухового внимания, слухового восприятия на образ слова, снижена речеслуховая память.

Вы можете замечать, что ребёнок:

- не может запомнить новых слов в течении длительного времени, часто переспрашивает, не узнаёт по картинке;

- говорит новое слово неправильно, заменяя, переставляя слоги, но может правильно повторить за взрослым, затем снова ошибаться.

- с большим трудом повторяет за взрослым чистоговорку, предложение, не может запоминать стихи.

- в школе не сможет осмысленно читать (читать, понимая смысл), что повлияет на неуспеваемость по всем предметам.

У поздно заговоривших детей очень трудно, а иногда и не возможно восстановить мнестическую функцию речи.

Незрелость регулирующей функции проявляется у неговорящих детей в поведении:

- ребенок не может ждать и терпеть;

- ребенок становится гиперактивным, неспособным долгосрочно заниматься какой-либо деятельностью;

- ребенок не может сам себе придумать игру, постоянно пристает к окружающим;

- с ребёнком невозможно договориться, у него сразу наступает истерика;

- в более старшем возрасте ребенок подросток может начать совершать неблаговидные и даже противоправные поступки, при этом не понимая, почему он это делает;

- легко попадает под влияние других людей, может попасть в криминальную компанию.

Регулирующая функция речи осуществляет и контролирует произвольное поведение, организацию и взаимодействие психических процессов человека.

У взрослых людей эта функция проистекает во внутренней речи, это позволяет нам соблюдать нормы поведения в обществе и даже соблюдать законы (когда мы сами себе говорим «Это неприлично!»). Ребенок регулирует свое поведение изначально, озвучивая всё это вслух. Если же ребенок не имеет возможности пользоваться словом (жестом, символом), он не может отрегулировать собственное поведение. Поэтому мамы наших детей с речевыми проблемами часто жалуются на поведение своих детей. При этом – стоит только научить ребенка говорить (не «разговорить», а полностью создать правильную систему языка), он становится милым, приличным и послушным.

Через слово ребёнок получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Это позволяет приспособиться к окружающей среде и быстро ориентироваться в природном и социальном мире.

Мы в детстве изучаем все вокруг через слова родителей, воспитателей детского сада, потом нас обучают учителя и учебники в школе. Это возможно потому что у нас хорошо развита познавательная функция речи. Без этой функции – мы могли бы изучать только на собственном опыте. Каковы шансы выжить человеку в этом мире, если эта функция нарушена? Познавать законы физики на себе?

Развитие данной функции невозможно без участия обобщающей, семантической и прогностической функций (см. выше).

Важно!

Без участия когнитивной функции речи ребёнок не будет разговаривать осознанно, что будет означать снижение интеллекта.

Есть органическая интеллектуальная недостаточность, когда ребенок таким родился, а есть приобретенная из за долгого отсутствия речи. Потому что познавательная функция речи своевременно не начала «работать» и в результате начала атрофироваться.

Номинативная функция речи. Это функция «называния», суть её в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку.Номинативная функция является исторически самой первой, возникшей у человечества, и появляющаяся у ребенка. Фактически она составляет основу всей речи: лишь давая названия предметам реального мира, идеальным понятиям, действиям, качествам и используя уже имеющиеся в языке слова – мы можем общаться. Без названия  (слова) отсутствует вся речь. И формирование речи (что в норме, что при патологии) начинается со слова, а не со звука.

Думаю, развитие данной функции можно наблюдать в детском словотворчестве, когда дети придумывают или что-то называют своими новыми, забавными словами. Это как раз и подтверждает, что ребёнок осваивает родной язык самостоятельно, не копируя слово в слово за взрослым, а делает обобщения на основе примеров, но в благоприятных условиях для этого.

Психолингвист Стивен Пинкер писал: «Если ребёнок просто повторяет родительскую речь дословно, то о нём скажут, что он аутист, а не то, что он способен к обучению; дети обобщают так, чтобы их предложения были похожи на родительские, но не были в точности такими же».

Данная функция вплетена в структуру когнитивной функции речи (см.выше)

Недоразвитие данной функции у поздноговорящих детей будет проявляться в следующем:

- ребёнок не усваивает слова самостоятельно (в норме каждый день у малыша до 3 лет должны появляться новые слова, по некоторым источникам, каждые два часа);

- не изменяет слово по падежам, например, ребёнок показал на воду и произнёс «вода», но попросил «пить вода», вместо «пить воду».

- в школе, ребёнок не сможет быстро и точно изменять слово по падежам, склонять его, переводить во множественное число и прочее.

- в школе, с большим трудом будет применять или вовсе не применять выученные грамматические правила, т.к. будет не способен быстро изменять слово, чтобы подобрать проверочное, что приведёт к неуспеваемости по русскому языку.

- будет испытывать трудности в обобщении слов (см. выше обобщающая функция речи)

- в большей или в меньшей степени будет снижен вербальный интеллект

Эмоционально-выразительная функция речи позволяет передать смысл, волю говорящего, выразить свои чувства с помощью мимики, жеста, интонации, формирует эмоциональный интеллект человека.

С момента появления на свет, ребёнок познаёт мир не только через восприятие, но и через эмоциональное взаимодействие со взрослым. Сенситивный период развития эмоциональной функции речи начинается у ребенка с полутора месяцев.

Именно эмоции влияют на развитие долговременной памяти, а главное на те «следы» эмоциональные отпечатки, которые позволяют формировать новые нейронные связи в головном мозге во время общения. Это особенно важно в коррекционной работе с неговорящими детьми – за счет эмоций

С 1,5 лет ребёнка необходимо знакомить с эмоциями, какое чувство, как называется, учить узнавать свои чувства и обозначать их.

Например, малыш обиделся, важно сказать: «Ты обиделся, тебя папа не взял с собой на работу. Ты будешь по нему скучать. Я тоже скучаю». Таким образом, вы будете расширять не просто лексикон малыша, но учить связывать чувства с их словесным обозначением, развивать эмоциональный интеллект ребёнка и влиять на его поведение.

У детей неговорящих и поздноговорящих, у детей с нарушениями речи, недоразвитие данной функции может проявляться в следующем:

- в плохом поведении;

- в нарушении произвольной саморегуляции (истерики, бросание предметов, не адекватной реакции на ситуацию);

- не могут узнавать и понимать эмоции взрослых, ровесников;

- не могут правильно донести информацию о своих чувствах;

- не могут активно вступать и поддерживать диалог;

- не интересны собеседнику;

- не могут заводить друзей;

- не смогут в будущем проявлять эмпатию к окружающим.

в агрессии ребёнка, когда он не может выразить свои чувства словами, сказать, что ему нужно в данный момент, тогда он может укусить, стукнуть. Иногда наоборот от радости, переполнения положительных эмоций, малыш может щипнуть или сильно укусить.

Самое удивительное, что все вышеперечисленные функции, включаются одновременно в процесс развития, дополняя друг друга, развиваются параллельно или зависят друг от друга. Поэтому, чем больше вы уделяете внимание устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, тем грамотнее, интереснее, красивее будет она у него во взрослой жизни.

Расстройства речи — распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями. Нарушения речи возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении некоторых отделов центральной нервной системы, осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов.

Для нормальной речевой деятельности необходима сохранность и целостность всех структур мозга, повреждение периферических и центральных отделов слухового, зрительного и моторного анализаторов, вызывает те или иные расстройства речи. Нарушения представлены широким спектром разнообразных расстройств органического и функционального. Их природа обусловлена особенностями первичного нарушения, его характером, степенью тяжести и условиями становления и функционирования речи (качеством речи окружающих, объемом и характером речевого общения и др.). Выделяют расстройства, при которых страдает процесс восприятия (нарушения слуха, сенсорная афазия) или порождения речи (дизартрия, моторная алалия, моторная афазия, заикание).

При  поражении задних отделов речевых зон коры головного мозга происходит нарушение памяти,  нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.

Качественные изменения речи весьма разнообразны — от искаженного произношения отдельных звуков до тотального расстройства всей структуры речи, приводящего к нарушению мышления.

Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Согласно этой классификации выделяют следующие группы речевых нарушений:

1) фонетическое нарушение речи(ФНР) — нарушение произношения отдельных звуков;

2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где ; наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;

3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...

«Понятие о речи. Функции речи»

laquo;Понятие о речи. Функции речи»...

Логопедическое занятие. Тема: понятие речи, функции речи.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....