Главные вкладки
Формирование речевой среды в ДОУ
статья по логопедии (старшая группа)
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Данный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда «закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность». В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы: память, восприятие, мышление, речь.
В процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться сначала устной, а затем письменной речью. Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей увеличивается словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_sredy_v_dou.docx | 24.31 КБ |
veselye_ladoshki.docx | 79.13 КБ |
znakomstvo_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_frazeologizmami.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Данный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда «закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность». В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы: память, восприятие, мышление, речь.
В процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться сначала устной, а затем письменной речью. Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей увеличивается словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи.
1 слайд
В Федеральных государственных стандартах выделена область «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – как средство общения и культуры, обогащения активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
- Почему дети говорят не правильно, потому что мы, взрослые говорим неправильно, потому что слышат вокруг себя неправильную речь.
ВИДЕО
(Примеры современной разговорной речи взрослых и детей с активным использованием сленга и жаргона; последний пример- красивая литературная речь)
- Происходит цепная реакция: мы слышим неправильную речь, мы автоматически начинаем ее повторять, за нами повторяют другие люди, в том числе, дети, и т. д. получается замкнутый круг.
- Что можно и нужно сделать, чтобы разорвать это круг? (самим говорить правильно, формировать мотивацию родителей к использованию правильной речи и развитию речи детей)
- С кого мы начнем работу по формированию пространства красивой и грамотной речи? (с себя).
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость; доказано, что творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева
Таким образом, мы с вами будем рассматривать речевую среду как среду, стимулирующую речевые коммуникации, среду, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность.
Понятие «среда» рассматривается в разных областях наук. Нас, в первую очередь, интересует педагогическая его трактовка. У Ольги Витальевны Дыбиной (Заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор. Автор конспектов по теме Познание) мы находим следующее определение — «среда — окружающее пространство или зона непосредственной активности индивида, в условиях которой происходит формирование и развитие личности».
Обратимся к рассмотрению понятия «речь». Л.А. Самусикова дает следующую трактовку: «речью является система используемых звуковых сигналов, письменных знаков и символов, применяемых для передачи, переработки и хранения какой-либо информации».
Понятие речевой среды
Речевая среда – это речь, которую воспринимает человек в естественных условиях. Сюда включаются все возможные языковые образцы, которые воспринимаются ребенком: не только общение людей вокруг, но и речь, звучащая по радио и телевидению.
Речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая среда окружает человека повсюду. Как личная, так и общественная жизнь подразумевает активное использование речи
Грамотная организация речевого окружения ребенка позволяет оказывать мощное воздействие воспитательного характера, которое направлено на развитие познавательных отношений, направленных не только на окружающий мир, но и на языковую систему, развивая этим базовые представления о родном языке и о родной речи.
Поэтому считается, что главным направлением повышения результативности подходов к формированию речи дошкольников является организация речевого окружения.
Л.П. Федоренко ввела в научный оборот термин «развивающая речевая среда». Он подразумевал под этим понятием среду, которая активизирует процесс развития речевых коммуникаций. Это среда, которая раскрывает речевой потенциал детей. Она не возникает сама по себе, а является результатом целенаправленного последовательного действия, направленного на коммуникационное воздействие.
Развивающая речевая среда разделяется на две составляющие: это естественная коммуникативная среда (по другому ее можно назвать свободной средой) и это искусственная речевая среда. Рассмотрим все эти типы более подробно.
Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Возникает без усилий педагога. Сама по себе. Но при этом она оказывает воздействие на формирование способностей ребенка. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость).
Сюда можно отнести не только общение с воспитателями и родителями, но и любое общение ребенка с людьми разного возраста, общение с ровесниками.
Естественная речевая среда возникает в режимные моменты детского сада. Во время прогулки, при бытовых занятиях, во время труда или игры.
Искусственная среда – это среда, которая организуется педагогом для достижения конкретных задач и с использованием определенных методик, методических средств. При организации такой среды необходимо чтобы ее развивающий потенциал был высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.
К методическим средствам речевого развития относится:
- Речь воспитателя - главное средство обучения и формирования дошкольников, т.к. подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.
- Обучение, оно подразумевает специально организованный процесс, протекающий систематически, чтобы дети могли приобрести определенные навыки речи; использование различных педагогических средств, таких как совместное чтение литературных произведений, знакомство с иллюстрациями в книгах, проведение бесед или занятий, совместные развлечения и праздники.
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы
Среда, которая формирует речь ребенка – это то окружение, которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.
Эта среда организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное пространство теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.
Задачи речевой среды
Существуют следующие задачи организации речевой среды:
- дать возможность детям воспринимать чужую грамотную речь и наблюдать за ней;
- развитие представлений сенсорного характера;
- самостоятельная речевая активность дошкольника;
- комфортное эмоциональное состояние детей в процессе речевых коммуникаций;
- возможность у ребенка экспериментировать и наблюдать за языковой системой.
Существуют следующие компоненты, из которых состоит РРС: специальное оборудование,
методика работы
речь воспитателя.
Предварительный просмотр:
Веселые ладошки/ кинезиологическое упражнение
«Веселые ладошки» — веселое кинезиологическое упражнение для развития головного мозга. Как известно, кинезиология — это наука о развитии головного мозга при помощи движений
Сейчас же я предоставлю Вам еще один увлекательный материал, не требующий особой подготовки. Вам лишь понадобится распечатать «Веселые ладошки» и карточки с цветными кругами. Ход данной игры состоит в том, чтобы ребенок положил свои ладони на распечатанные «Ладошки». Каждый палец ладони обозначен определенным цветом: большие пальцы — красными кругами, указательные — синими, средние — зелеными, безымянные — желтыми, а мизинцы — фиолетовыми кружочками.
Далее перед ребенком выкладываются две карточки с цветными кружочками. Ребенку нужно поднять пальцы того цвета, которые на карточках. Например, перед ребенком выложили карточки с двумя красными кружочками, тогда он поднимает большие пальцы, если карточки с зелеными кружочками, то средние пальцы и т.д.
Задания можно усложнять, например, класть перед ребенком карточки разных цветов. Возьмем к примеру желтую и фиолетовую карточку. Тогда ему необходимо поднять безымянный палец на одной руке и мизинец на второй. Вначале ребенок может поднимать поочередно пальцы на обеих руках, далее по мере усложнения — одновременно.
Примеры упражнения смотри ниже:
Первая картинка: ребенок должен поднять левый указательный и правый безымянный палец (вначале поочередно, а по мере усвоения одновременно).
Вторая картинка: ребенок поднимает большие пальцы на обеих руках.
Карточки перед началом игры необходимо разделить на две равные стопки и затем одновременно их снимать, пока не закончатся. Карточки взрослый меняет по мере выполнения упражнения ребенком. Сначала в более медленном темпе, затем темп можно ускорить.
Что нужно для игры «Разноцветные ладошки»:
- Распечатать ладошки и карточки
- Карточки разрезать по линиям
- Заламинировать материал
- Объяснить правила игры ребенку
- Хорошее настроение
«Веселые ладошки» — веселое кинезиологическое упражнение для развития головного мозга. Как известно, кинезиология — это наука о развитии головного мозга при помощи движений.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Учитель-логопед
Хомутова Галина Ивановна
Новокузнецкий городской округ, 2024 г.
Консультация для педагогов на тему:
«Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.
С помощью родного языка дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Он помогает им выражать свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания, так как любое слово является в той или иной мере обобщением.
Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов, поэтому в методике развития детской речи большое значение имеет именно словарная работа.
Большое значение имеет усвоение ребенком смысла слова, в связи с чем необходимо проводить работу над уточнением словаря. Слово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением.
По мнению К.И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Ребенок усваивает родной язык, подражая живой разговорной речи, впитывая поэтические образы.
Происхождение и особенности фразеологизмов в разных языках.
Устное народное творчество - важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
В последние годы возрос интерес к фразеологии, отражающей мир чувств, образов, оценок того или иного народа. Это неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы, в которой заключены и современные языковые образования, и религии древнейших эпох - слова, формы, конструкции.
Фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Фразеологический оборот - величайшая сокровищница и непроходящая ценность любого языка.
Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:
- формированию интереса к родному языку;
- развитию понимания значений слов дошкольниками;
- активизации детской лексики;
- совершенствованию навыков устной речи.
Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление.
Слова и словосочетания, специфичные для речи различных групп населения по классовому или профессиональному признаку, для литературного направления или отдельного автора, относятся к фразеологизмам.
В зависимости от происхождения они делятся на несколько групп.
Исконно русские:
- обороты разговорно-бытовой речи (из огня да в полымя);
- пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора (красная девица);
- отдельные выражения профессиональной речи (в час по чайной ложке);
- выражения из книжного языка (свежо предание, а верится с трудом).
Фразеологизмы, заимствованные из других языков:
- дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок (о вкусах не спорят);
- выражения и цитаты из литературных произведений, изречения, афоризмы (игра не стоит свеч);
- высказывания, употребляемые без перевода (постфактум).
Фразеологизмы существуют во многих языках мира. Часто фразеологизм является достоянием только одного языка, но, несмотря на это, они схожи по смыслу (таблица 1).
Таблица 1.
Русский язык | Иностранные языки |
Ждать у моря погоды | Дожидаться зайца под деревом (Китайский язык) |
Делать из мухи слона | Делать из комара верблюда (Чешский язык) |
Обманывать самого себя | Красть колокольчик, затыкая себе уши (Китайский язык) |
Не видеть дальше своего носа | Глаза мыши – видят только на вершок вперёд (Китайский язык) |
Вилами на воде писано | Это ещё не в кармане (Французский язык) |
Душа ушла в пятки | У него голубой страх (Французский язык) |
Купить кота в мешке | Купить свинью в мешке (Английский язык) |
Собаку съел | Он в этом большой мастер (Немецкий язык) |
Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения. Значения некоторых фразеологизмов можно понять, лишь зная историю русского народа, его обычаи и традиции, поскольку большинство фразеологизмов исконно русские.
Пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора наиболее соответствуют возрастным особенностям дошкольников.
Особенности работы с детьми дошкольного возраста с использованием фразеологизмов.
Работа с использованием фразеологической лексики может осуществляться поэтапно:
- знакомство с фразеологическим оборотом – толкование (сначала дать толкование предложенных фразеологических оборотов: за семью замками - большой секрет, великая тайна);
- использование наглядной основы в работе с фразеологическим оборотом (картинки из книжек-раскрасок И. Макеевой);
- активизация фразеологизма в речи детей (детям предложить подобрать синонимы к каждому фразеологическому обороту, а также вспомнить сходную ситуацию из жизни);
- закрепление знаний детей (в процессе повседневного общения, при анализе бытовых ситуаций детям предлагать вспомнить и назвать фразеологизм, который бы соответствовал случаю).
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.
Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как она способствует росту творческой активности у детей, развитию познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс познания увлекательным и запоминающимся. Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с фразеологизмами возможно при следующих условиях: - постепенного усложнения образных выражений, - использование игровых приемов работы представленных с усложнением: игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений, словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар фразеологизмов.
Цель такой работы - познакомить детей с особенностями фразеологической фольклорной формы, в доступной форме объяснить цель ее использования в произведениях художественной литературы, а также в повседневном общении людей.
Для достижения данной цели целесообразным является использование таких приемов как:
- беседа с детьми на тему «Как рождаются фразеологизмы?»;
- чтение художественных текстов с определением наличия в них фразеологизмов;
- употребление воспитателем данной фольклорной формы в повседневном общении с детьми.
Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитателю необходимо показывает им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных рассматриваемых образных словосочетаний. Например, «мало каши ел», «гусь лапчатый», «как с неба свалился», «морской волк», «красная девица», «выжатый лимон», «мокрая курица», «белая ворона», «держит ушки на макушке», «развесил уши, «попался на удочку», «горе луковое».
Обязательным условием подбора игр для должна быть занимательность. На необходимость сделать процесс обучения увлекательным указывали в исследованиях многие психологи и педагоги (А.Арушанова, Л.Белоусова, Н. Новоторцева, С. Белобрыкина).
Работа с фразеологизмами предусматривает в ходе чтения и рассматривания картинок: самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте, умение объяснить значение образного выражения, запомнить и воспроизвести необычное словосочетание. Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для выполнения указанных выше задач.
«Раскрась картинку»
Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней. В начале рассматриваются, вместе с детьми картинки, проводится беседа по их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию. В процессе раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев.
«Фразеологический зверинец»
Цель: учить детей подбирать фразеологизм, который связан с определенным образом животного. Описание игры: дошкольникам предложили плакат с рассказом о мальчике Пете, где он представлен в различных ситуациях. Воспитатель читал предложение, а дети должны были закончить его, используя изображение животного, выделить фразеологизм и объяснить его значение.
«Найди нужную картинку»
Цель: учить детей понимать переносное значение фразеологизмов. Описание игры: дошкольникам раздали листы с изображениями фразеологизмов. Затем предложили вспомнить, какие фразы мы употребляем, когда говорим о человеке, который чувствует себя не ловко, волнуется, когда нужно что-то быстро сделать, когда кому-то очень страшно, когда все дела сделаны успешно, когда у человека путаница в голове, и просили детей найти нужную для данного выражения картинку.
«Покажи фразеологизм»
Цель: учить детей показывать ситуацию, соответствующую фразеологическому обороту и сам фразеологизм с помощью мимики и жестов. Описание игры: детям предлагали изобразить фразеологизмы водой не разольешь, сидеть сложа руки, волосы вставали дыбом и ситуации, соответствующие им, с помощью мимики и жестов.
«Назови, не ошибись!»
Цель: учить детей подбирать фразеологизмы, подходящие по смыслу к различным ситуациям - в устной форме, без наглядного материала. «Я начну, а ты продолжи» Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем: «крутится, как... белка в колесе», «одна нога здесь, ... другая там» и другие
Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики, жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка, осознанный подход к выполняемым упражнениям.
Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.
Основная задача занятий, упражнений и игр с использованием фразеологической лексики — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Литература
- Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. – М.: АСТ, 2013. – 226 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников
Период активного развития речи человека приходится на дошкольный возраст, при этом решающими оказываются качество (отсутствие нарушений языковых норм), специфика (национальная, классовая, средовая и т...
Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников.
Консультация для педагогов и родителей из опыта работы воспитателя логопедической группы...
Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через НОД и самостоятельную деятельность.
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методичес...
Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»
Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...
Выступление на родительском собрании На тему: «Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через ОД и самостоятельную деятельность»
Выступление на родительском собранииНа тему:«Формирование речевой средыдля свободного общенияна татарском языке через ОД и самостоятельную деятельность»...
Выступление на общем родительском собрании на тему «Формирование познавательно- речевой среды в ДОУ в рамках УМК».
Выступление на общем родительском собрании на тему «Формирование познавательно- речевой среды в ДОУ в рамках УМК»....
«Формирование познавательно- речевой среды в ДОУ в рамках УМК».
Выступление на общем родительском собрании на тему:...