ТРИЗ в работе логопеда
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. В настоящее время мы наблюдаем значительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Все чаще речевая патология носит системный характер.
Для детей с патологией речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части целого , сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом и абстрактном мышлении, о проблемах с вниманием, памятью. Дети с трудом осваивают обобщение и клас сификацию, решают задачи по аналогии.
С помощью традиционных форм работы в полной мере сложно решить проблему коррекции речи. Сегодня на помощь логопедам пришли новые технологии, например, ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Альтшуллером . Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить системно и нестандартно мыслить, проявлять свою неповторимость, уникальность, стремление найти выход из затруднительного положения.
Методы, приемы, модели ТРИЗ технологии построены таким образом, что ребенку все время приходится работать с информацией: анализировать, систематизировать, обобщать и применять имеющуюся в собственном опыте, получать ее из разных источников. Все это побуждает детей к использованию разных видов речи: постановка вопросов, объяснение, доказательство, аргументация, речевое планирование. Многие методы ТРИЗ построены на необходимости задавать вопросы, позволяют работать по алгоритму.
Метод «Круги Луллия » прочно занял свое место в педагогике, как коррекционной так и общей. На сегодняшний день он является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие , помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, повышают мотивацию к обучению. Круги Луллия
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я использую круги Луллия для решения следующих задач: Закрепление произношения поставленных звуков в речи; Развитие фонематических процессов; Уточнение и активизация словарного запаса; Формирование лексико-грамматических категорий; Закрепление навыка составления предложений; Развитие связной речи.
Автоматизация звуков и формирование фонематических процессов
Формирование лексико-грамматических категорий
Развитие связной речи
Развитие связной речи У детей с ОНР наибольшие трудности вызывает процесс освоения ими связной речи. И это не случайно, ведь связная речь – это сложный вид речевого общения и речемыслительной деятельности, ее характеризуют: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и спрограммированность . Детям, с указанной патологией, очень трудно реализовать в своем высказывании все эти составляющие связной речи, поэтому при ее формировании они нуждаются во вспомогательных средствах. В качестве таких вспомогательных средств я использую: Речевой образец, Наглядность, Моделирование плана высказывания. Использование элементов ТРИЗ технологии позволяет мне повысить у детей интерес и мотивацию к данному виду деятельности. На первых этапах обучения я уделяю значительное внимание формированию навыка составления предложений. В качестве вспомогательных средств использую опорные картинки, схемы. Часто включаю этот процесс в любимую детьми игру «Лабиринт», это позволяет добиваться хороших результатов, дети с удовольствием «шагают» по лабиринту и выполняют поставленные задачи.
Обучение детей постановке вопроса в диалоге Развитие диалогической формы речи остается одной из актуальных проблем в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи. Дети не могут ответить на поставленный вопрос развернутым высказыванием, значительно затрудняются в постановке вопросов. В методике работы по обучению составлению вопросов вводится схема вопроса. Вопрос обязательно должен состоять из трех слов и содержать вопросное слово, объект и имя признака. Например: «Какой мяч по размеру?» На занятиях с воспитателями дети изучают значки, обозначающие вид вопроса и значки, обозначающие имя признака.
Имена признаков
Виды вопросов
Схемы для составления описательных рассказов
Системный оператор Цель: способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условие для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.
Системный оператор ( девятиэкранка )
Составление логических рассказов по серии картинок
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...
Картотека речевых игр и упражнений с использованием ТРИЗ и РТВ, используемых в работе логопеда
Автором представлены игры с использованием ТРИЗ и РТВ, которые могут использоваться на логопеедических занятиях с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Игры способствуют не только акт...
«Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»
laquo;Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»...
Использование ТРИЗ технологии в практике работы логопеда: вопросы интеллектуального развития дошкольников
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к...