«Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»
консультация по логопедии
«Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_s_elementami_triz_v_rabote_logopeda.docx | 845.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»
Развитие речи детей тесно связано с познавательными процессами и коммуникативными навыками дошкольников. Поэтому на логопедических занятиях я использую игры и упражнения технологии ТРИЗ.
Они помогают логопеду стимулировать у дошкольников:
- повышение уровня речевой активности;
- развитие коммуникативных навыков;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- овладение умениями рассуждать, обобщать, доказывать, делать выводы.
В своей работе я использую следующие игры и упражнения.
Игра «Логический поезд» (для детей 5-7 лет)
Цель: автоматизация поставленных звуков; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие фонематического слуха.
Оборудование: предметные картинки, картинка паровоза.
Ход игры.
Логопед раздает картинки, в названии которых есть поставленный звук, поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок и правильно произносил в словах поставленный звук.
Можно предложить детям выбрать предмету по качественным признакам: форма, цвет, материал.
В данную игру можно играть и с одним ребёнком.
«Круги Луллия» (для детей 5-7 лет)
Цель: формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы; развивать связную речь детей; совершенствовать лексико-грамматический строй речи; автоматизация поставленных звуков.
Оборудование: круги Луллия, картинки с изображением предметов, карточки – символы (схемы предлогов, слоги, обобщающие понятия, схемы слоговой структуры слова и другие).
Ход игры.
На большом и среднем кругах размещены объекты природы и рукотворные объекты; на малом круге – карточки-символы. Ребёнок должен найди реальное сочетание. При объединении картинок в рамке формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты.
Варианты заданий для детей зависят от карточек-символов, размещённых на малом круге.
Вариант № 1
На малом круге находятся схемы предлогов (см. фото). Ребёнок раскручивает малый круг и выбирает схему. Затем он подбирает картинки на среднем и большом кругах. Далее он составляет предложение: «Кукушка вылетела из гнеда. Мама поставила цветы в вазу. Ложка упала под стол.»
Вариант № 2
На малом круге находятся слоги: «РА», «РУ», «РЫ», «ЛА», «ЛУ», «ЛЫ».. на среднем и большом кругах – картинки, в названии которых есть данные слоги. Ребёнок раскручивает малый круг и выбирает слог. Затем на среднем и малом кругах он подбирает картинки, в названии которых есть выбранный слог (РА – ракета, радуга; ЛА – кукла, лампа…)
Игру можно продолжить – предложить ребёнку придумать предложение, фантастическую историю или сказку.
Существует большое множество вариантов игр с кругами Луллия.
Игра «Чем было, чем станет?» (для детей 5-7 лет)
Цель: формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, и его будущее; развивать смекалку, мышление; автоматизировать звуки в словах и фразе; упражнять в образовании формы Творительного падежа существительных.
Оборудование: игра в виде книги, у которой все страницы разделены на три части.
Ход игры.
Логопед показывает предмет (объект). Ребёнок называет этот предмет(объект) и находит, чем он был в прошедшем времени. Затем педагог предлагает назвать, чем предмет (объект) будет в будущем и подобрать соответствующую картинку.
Например: женщина (девочка, бабушка); мука (колос, хлеб); одуванчик (жёлтый, лысый).
Можно предложить ребёнку объяснить необычное сочетание. При перелистывании картинок рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия.
Игра «Сочиняем истории» (для детей 3-7 лет)
Цель: развивать логическое мышление, совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь у дошкольников и творческое мышление; автоматизировать поставленные звуки.
Оборудование: набор из 9 кубиков с изображением «живых» и «неживых» предметов.
Ход игры.
Ребёнок 3-4 лет бросает 3-4 кубика, а ребёнок 5-7 лет – до девяти кубиков. По выпавшим картинкам он сочиняет историю смешную, страшную, фантастическую, про друзей… Можно бросать по 1 кубику и строить историю на ходу.
Игра «Что за дверью?» (для детей 5 – 7 лет)
Цель: закреплять навык правильного произношения и дифференциации поставленных звуков в слогах; развивать связную речь и творческое мышление.
Оборудование: карточки со слогами; карточки со сказочными сюжетами.
Ход игры.
На столе лежит колода картинок с автоматизируемым звуком. На них нарисована дверь и написан слог, который её открывает. Последней в колоде лежит карточка с вопросом на двери. На этой карточке нарисован «волшебный мир». Цель ребёнка - добраться до «волшебного мира». Для этого ребёнок чётко произносит слог, убирает карточку и «открывает» следующую дверь. сначала проговаривает слоги, предложенные на карточках (читает или повторяет за логопедом). Когда ребёнок дойдёт до последней карточки, логопед просит назвать предметы, придумать, как они там оказались, и сочинить историю.
Игра «Королевская башня» (для детей 5-7 лет)
Цель: знакомство с лексической темой «Семья», развитие связной речи и творческого мышления, развитие лексико-грамматического строя речи (предлоги, сравнительная степень прилагательных), развитие зрительной памяти и внимания.
Оборудование: карточки с персонажами – обитателями башни и частями башни. У каждого персонажа есть двойник, который отличается одной деталью.
Ход игры.
Во время игры ребёнок выстраивает башню по образцу логопеда или свою. Затем ребёнок ищет одинаковые карточки или различия у персонажей (у одной принцессы в вазе тюльпан, у другой – ромашка…). Логопед задаёт ребёнку вопросы о расположении персонажей (выше или ниже) или их возрасте (старше или младше). Далее ребёнок сочиняет рассказ или сказку об этих персонажах.
Игра «Половинки» (для детей 5 – 7 лет)
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; закреплять правильное произношение звуков; развивать лексико-грамматический строй речи (образование сложносоставных существительных – полчайника, полфартука, самоварогрузовик...); развивать связную речь и творческое мышление.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части.
Ход игры.
На столе разложены карточки с половинками предметов. Логопед предлагает ребёнку назвать половинку изображенного предмета (полсапог, полторта, полсовы…). Затем ребёнок находит вторую половинку данного предмета, соединяет их и называет, что получилось (сапоги, торт, сова…). Логопед предлагает составить предложение с этими словами и контролирует правильное произнесение звуков.
В другом варианте игры ребёнку предлагают соединить половинки предметов произвольно и придумать название получившемуся предмету. Например, самоваолгрузовик, совосапоги, тортосахарница…). Ребёнок придумывает, для чего этот предмет был бы нужен.
Игра «Коза Сима» (для детей 5 – 7 лет)
Цель: развивать фонематический слух и лексико-грамматический строй речи (овощи, фрукты); развивать связную речь и творческое мышление.
Оборудование: большая картинка с изображением козы Симы, предметные картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры.
На столе лежат картинки. Логопед называет ребёнку имя козы – Сима, и просит определить, с какого звука начинается это имя. Затем он просит ребёнка выбрать овощи или фрукты, в названии которых есть звук «С», назвать их и придумать историю «Про козу Симу».
Можно предложить ребёнку придумать имя для козы на заданный звук (Ш, Л, Р…) и отобрать овощи и фрукты с данным звуком.
Игра «Собери картинку» (для детей 5 – 7 лет)
Цель: закреплять у детей навык правильного произношения поставленных звуков; развивать фонематический слух, внимание и наблюдательность; развивать связную речь и творческое мышление.
Оборудование: игровое поле с предметными картинками, двухсторонние карточки – с одной стороны предметные картинки с заданным звуком, с другой – фрагмент сюжетной картинки.
Ход игры.
На столе лежит игровое поле и двухсторонние карточки. Ребёнок берёт по одной карточке, называет картинку и находит её место на игровом поле. Условие: картинку необходимо перевернуть на ту сторону, где находится фрагмент сюжетной картинки. Когда игровое поле закрыто полностью, ребёнок рассматривает получившуюся сюжетную картинку и называет на ней все предметы с заданным звуком. После этого логопед предлагает придумать историю, рассказ по этой картинке.
В арсенале ТРИЗ существует огромное количество приёмов и методов. Часть из них успешно используется мною на индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятиях. Все описанные игры формируют у дошкольников умение рассуждать, развивают творческое мышление, находить решения проблемы. ТРИЗ направлен не только на развитие смекалки, творчества и креативности, но помогает решить коррекционные задачи и помогает развивать связную речь у дошкольников.
Подготовила:
воспитатель Смирнова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ТРИЗ в работе по коррекции и развитию речи старших дошкольников.
Презентация для педагогов. Дидактическое пособие«Кольца Луллия»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы, тема: «В гости к зимушке – зиме» (с использованием ЭОР и элементов ТРИЗ)
Занятие с использованием новых технологий...
Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...
Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»
Цель тренинга: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:·...
Использование элементов логоритмики в работе логопеда
Использование элементов логоритмики в работе логопеда...
Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД....
Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приёмами, применя...