ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья по логопедии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportala_3.doc | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В статье рассматриваются методические приёмы, которые используются учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Автор приводит примеры опробованных на практике форм работы с детьми с речевыми нарушениями.
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком – основа формирования полноценной личности.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Д.Б.Эльконин отметил, что «cпециальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в учреждениях образования отводится одно из первых мест.
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Во-первых, дети не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку необходимо неоднократно повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности на занятиях у учителя-дефектолога позволяет преодолеть эти трудности.
В последнее время количество детей с речевой патологией увеличивается. Кроме нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Определяя содержание коррекционной работы, учитель-дефектолог должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. На логопедических занятиях используются дидактические, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на
- занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Игровые технологии, используемые учителем-дефектологом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
1) выразительность проведения игр;
2) необходимость включения педагога в игру;
3) оптимальное сочетание занимательности и обучения;
4) индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны: регулировать психоэмоциональное состояние детей; формировать положительную мотивацию к занятиям; создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.
В современной методической литературе по логопедии рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяются такие формы работы:
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Колокольчик», «Волшебная верёвочка», «Лабиринт», «Заборчик», «Дорожка», «Узоры», «Пирамидка» и др. Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи у детей более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Список литературы
1. Букатов, В.М. Педагогика таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.– М. : Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. – 96 с.
2. Стельмах, С.Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи / С.Н. Стельмах //Логопед. – № 5. – 2012. – С. 12 – 13.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...
Презентация «Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность. Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего -конструкто...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ...