Профилактика нарушений произносительной стороны речи
презентация по логопедии

Представлены рекомедации в виде презентационного материала для родителей профилактике нарушений произносительной стороны речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации для родителей по профилактике нарушений произносительной стороны речи Выполнила : учитель-логопед Дмитрова Валерия Александровна

Слайд 2

Примерные сроки усвоения речевых звуков в нормальном онтогенезе (Р.И. Лалаева , Л.Г. Паромонова , С.Н.Шаховская) Возраст ребенка (в годах) 1 - 2 2 - 3 3 - 4 5 - 6 Усваиваемые звуки А О Э П Б М И Ы У В Ф Т Д Н К Г Х Й С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р

Слайд 3

если в 3-3,5 года если в 4 года если в 5-6 лет На что стоит обратить внимание?? ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных ( р , л) звуков является нормой у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов), не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма); все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками « р » и «л»); ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Слайд 4

Для детей в возрасте от 1 до 6-7 лет речь родителей является образцом, поэтому общими правилами речевого поведения родителей являются следующие: 1. Соблюдайте плавность речи, эмоциональную выразительность, умеренный темп. 2. Желательно, чтобы Ваша речь была четкой. 3. Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение. 4. Старайтесь не перегружать свою речь труднопроизносимыми для детей словами. 5. При общении с ребенком не используйте сложные лексико-грамматические обороты. 6. Задавайте ребёнку конкретные вопросы, не торопите с ответом. 7. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. 8. Полезно детям читать стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных навыков.

Слайд 5

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: • в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. • в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) - предупреждение дефектов звукопроизношения.

Слайд 6

Формирование красивой, грамотной речи-одна из главных образовательных задач в обучении детей дошкольного возраста. Но достижение этой цели – комплексная работа. Она включает работу над: фонематическим слухом, артикуляционной и мелкой моторикой, речевым дыханием, силой голоса.

Слайд 7

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. 1. Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки ; 2. Игры, направленные на восприятие ритма; 3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры « Три медведя » , « Как семья разговаривает » ; 4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

Слайд 8

Артикуляционная моторика Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. для тренировки подвижности, ловкости языка, губ, щѐк, уздечки, переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука. Рекомендации для родителей: Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно Продолжительность занятий должна составлять 3 –5 минут. Каждое упражнение проводить в игровой форме и повторять 6 –8 раз. Основной комплекс: «Лошадка» «Лягушки улыбаются» или «Заборчик» «Слоненок» или «Трубочка» «Лопаточка» «Иголочка» «Лопаточка» - «Иголочка» «Часики» «Качели» Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения .

Слайд 9

Упражнения артикуляционной гимнастики

Слайд 10

Мелкая моторика Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек , стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, шнуровки, работа с пластилином, нанизывание и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

Слайд 11

Речевое дыхание Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь: Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая. Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие: • аденоидных разрастаний; • общей физической ослабленности; • сердечно-сосудистых заболеваний. Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки. Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты. Упражнение «Фокус» : Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок) 2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. 3. Сделай вдох через нос. 4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Слайд 13

Голос Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко. Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь. 1. «Эхо» В лесу причу : «ау, ау». А мне в ответ: «ау, ау». Горе кричу: «ау, ау». Гора в ответ: «ау, ау» 2. Далеко-близко На примере звукоподражаний: поезд приближается, поезд отдаляется: ТУУУУУУУУУ-Туууууууууууу . Самолет летает: ВУУУУУУ-вууууу-ВУУУУУУ и наоборот. 3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса: Мне мила моя работа (тихо) Я доволен, я горжусь (громко) Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий: Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали. Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га. Кошки замурлыкали: мур-мур-мур , Птички зачирикали: …. , Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … ., Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. , Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.

Слайд 14

Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию. Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы с возрастом стоить полноценные высказывания, грамотные ответы на вопросы, быстро и легко усваивают речевой материал. В итоге, детям легче подготовиться к утренникам, занятиям и заданиям воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи"

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи" раскрывает проблему создания прочной физиологической базы для развития и формирования прави...

Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи...

Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Этапы логопедического воздействия, их цели, задачи, способы достижения....

«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"

Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата,  отличаются трудностя...

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1.Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди дете...