Рекомендации для родителей будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям будущих первоклассников
- по профилактике нарушений устной и письменной речи
Подготовила: воспитатель ГБДОУ № 18 Красносельского района,
Скворцова Наталья Сергеевна
К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.
Если Ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.
Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.
Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке, по дороге в детский сад.
Сформированная способность к различению на слух всех звуков речи поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письмом и чтением. Для этого предлагаются такие задания, как:
- «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [у]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
- «Вспомни и назови овощи, транспорт (домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [к] (или другой звук (гласный звук, твёрдый / мягкий согласный))»: например (со зв. [к]) - тыква, кабачок, …; кот, коза, собака, …; кофта, куртка, юбка, … .
- «Назови (выдели) первый звук в словах (в названии картинок, предметов)». (Произносим слова с первым гласным звуком: утка = [у], аист, обруч, ива и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
- «Вспомни и назови предметы (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [т] (или любой другой звук)»: стол, тумбочка, стул … .
- «Подбери 5-7 слов, начинающихся на заданный звук»: например: песня, пила, пять – начинаются на звук (мягкий согласный) – [п`] .
- «Назови последний звук в словах». В нужно обращать внимание на то, чтобы ребенок выделял звук, а не букву: кино - [о], дом — [м].
- «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] - [о] - [н] = слон; [к] – [у] – [с] – [т] = куст и т.п.
- «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [а] в слове «аист» (в начале), в слове «крабы» (в середине), в слове «луна» (в конце)» и т.п. с др. звуками.
- «Собери слово» («Рассыпушки») - ребенку предлагается собрать слова из букв (буквы мы видим, пишем и читаем), которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3 и 4 букв. Например: м д о = дом, и т к = кит, в а а т = вата
Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.
Для формирования слоговой структуры целесообразно использовать следующие виды упражнений:
- «Доскажи слог, чтобы получилось слово». Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
- «Сосчитай сколько слогов в словах» (выдели гласные звуки: сколько гласных звуков, столько и слогов). Пример: слон, дом, кран, кит (слова с одним слогом); каша, сумка, урок, мишка (слова с двумя слогами); малина, картина, барабан (слова с тремя слогами).
- «Подбери слово (слова), в котором: а) один слог, б) два слога, в) три слога
Важным показателем развитой речи ребёнка является умение правильно строить предложения. Для развития этого умения следует выполнять упражнения:
- «Сосчитай, сколько слов в предложениях»: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
- «Самостоятельно подбери предложение, в котором будет два, три, четыре, пять слов и т.д.»
- «Подбери предложение с маленьким словом «на» (так можно строить предложения с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
- «Подбери предложение с первым словом «веселый» (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.». «Весёлый кот прыгнул на плюшевый диван»
Для того, чтобы избежать возможных ошибок на письме, необходимо обратить внимание на сформированность зрительно-пространственных представлений. Сформировать зрительно-пространственные представления помогут такие упражнения, как:
- «Найди спрятанный предмет. Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг вперёд и т.д.».
- «Покажи различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д». Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
- На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
- «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
- «Сложи (по образцу) предмет из сборного конструктора или кубиков (сколько лет ребёнку, столько и предлагаемых частей)».
- «Найди отличия (на материале картинок (такие задания можно встретить в детских журналах))».
- «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
- «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось? То же самое, когда какая-либо игрушка (игрушки) «исчезают»: «Кто убежал?»
- «Дорисуй вторую половину». Ось симметрии может быть как вертикальной (тогда дорисовывается левая или правая часть), так и горизонтальной (тогда дорисовывается верхняя или нижняя часть изображения).
Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:
- «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе.
- Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
- Раскрашивание изображений и рисование.
- Собирание мелкого конструктора и мозаики.
- Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
- Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
- Лепка из пластилина и глины.
- Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.
- Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
- Вышивание.
Успешное школьное обучение обеспечивается сформированностью лексического и грамматического строя речи, поэтому полезными будут такие упражнения, как:
- «Продолжи ряд предметов, назови их одним словом (подбери обобщающее понятие): помидор, картофель, тыква - «овощи», сосна, берёза, дуб - … (см. темы: «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Насекомые», «Одежда», «Обувь», «Зимующие птицы», «Игрушки», «Мебель», «Транспорт» и т.д.)
- «Перечисли, какие предметы мебели (обуви и пр.) знаешь) - ...
- «Назови детёнышей животных: «У кошки – котёнок / котята». «У коровы - телёнок / телята». «У овцы – ягнёнок / ягнята». «У белки – бельчонок / бельчата» и т.д.
- «Назови, определи, какое на данный момент время года, месяц, день недели. Назови последовательность времён года, месяцев, дней недели (какое время года было до осени; какой месяц наступит после июля; какой день недели был вчера (будет завтра))».
- «Назови приметы: зимы, весны, лета, осени».
- «Перечисли название пальцев рук: большой палец, указательный, …»
- «Назови слово-неприятель» (употребление антонимов): а) большой - маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик…. б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика… в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора… г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце… д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка… е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье… ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…
- «Назови форму предмета (по предложенным картинкам, предметам)».
- «Назови цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам)».
- «Каким (какой) может быть?» (образование прилагательных). Стена из камня – каменная, стена из кирпича — …; мыльница из пластмассы - …, дорога из песка - …, ваза из стекла -… , люстра из хрусталя - …, лодка из резины - …, суп из гороха - …, сок из яблок – …, варенье из земляники — …, повидло из клубники — … , паста из томата - …, сок из ананаса - ...и т.д». «Подбери свои словосочетания».
- «Сосчитай до пяти»: один хищный лев, два хищных льва, три …, четыре …, пять …; одна спелая тыква, две …, …, …, пять …; одно пластмассовое колесо, два …, три …, …, пять …; один мохнатый шмель, два …, …, …, …; одна фиолетовая бабочка, …, …, …, пять …; одно махровое полотенце, два …, …, …, пять …
- «Какой?», «Какая?», «Какое?». - «Подбери признак к предмету (стараться подобрать не менее 2-3 признаков (прилагательных))»: пуговица (какая?) – пластмассовая, красная, круглая, тяжёлая; лев (какой?) – сильный, быстрый, хищный, …; ваза (какая?) - …; блюдце (какое?) - …, роза (какая?) - …; полотенце (какое?) - …, ведро (какое?) -…; лента (какая?) - …; шкаф (какой?) - …
- «Назови ласково»: дом – домик, утка - …, солнце - …, мост - …, ветка - …, лицо - …, лейка - …, зонт - …, зеркало - …
В заключении необходимо отметить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.
В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребенком.
Использованная литература:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
- Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2000
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
- Козырева Л.М. Составь предложение. – М., 2006
- Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Союз, 2001
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные. – М.: ЮНВЕС, 2001
Рекомендованная литература для родителей:
1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
2. Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.
4. Зарин А.А., Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
5. Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.
6. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.
7. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. - СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
9. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
10. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.
11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. – СПб.: СОВА, 2009.
12. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
13. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ: Астрель, 2002.
14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Н. Новгород.: ФЛОКС, 1995.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"
Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом....
СТАТЬЯ: «Рекомендации родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи»
СТАТЬЯ: «Рекомендации родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи» Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ № 2 Красногвардейского района,Журавлева ...
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье....
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи.Исходя из намеченной цели, решаются следующие задач...
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно поня...
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье.Родителям важно понять, ...