«Дома играем – речь развиваем»
статья по логопедии (младшая группа)

Подгорбунских Алла Фёдоровна

(Развитие речевой моторики средствами «вкусной» артикуляционной гимнастики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgorbunskih_a.f._vkusnaya_art._gimn._2.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Дома играем – речь развиваем»

(Развитие речевой моторики средствами «вкусной» артикуляционной гимнастики).

МАДОУ д/с №482

учитель – логопед Подгорбунских А. Ф.

Овладение навыками речи – достаточно сложная задача для ребёнка. Правильное произношение различных звуков, как изолированно, так и в речевом потоке, возможно благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Звуки образуются с помощью комплекса движений всех артикуляционных органов. У детей среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями недостаточно развита артикуляционная моторика.

Подготовку к правильному произношению звуков начинаю с комплексов традиционной артикуляционной гимнастики и формирования у детей кинестетических ощущений. Зачастую, трудности при выполнении артикуляционных упражнений вызывают у детей неуверенность и отказ от работы. Кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности у детей с ОВЗ требуют особый подход. Так в моей практике возникла необходимость разработки и внедрения вариативных форм артикуляционной гимнастики.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

Как же сформировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты? Как организовать работу на занятии так, чтобы ребенку было легко, комфортно, интересно, чтобы занятия проходили непринужденно в игровой форме, не превращаясь в нудные тренировки? Именно эти вопросы стали для меня актуальными и первоочередными.

Первым этапом моего педагогического поиска стало создание банка эффективных методов формирования артикуляционной базы и нестандартного подхода их применения на практике для успешного овладения навыками правильного произношения.

Вторым этапом стало активное вовлечение родителей в педагогический процесс и организация преемственности в деятельности детского сада и семьи- важнейшие факторы эффективности всей коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Значительно оптимизирует процесс овладения звуковой культурой речи использование нетрадиционной технологии «Вкусная артикуляционная гимнастика».

Данная  гимнастика используется мной в работе, в профилактических целях с детьми раннего возраста, соблюдая все меры предосторожности, а так же для укрепления мышц артикуляционного аппарата с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для гимнастики можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Такая гимнастика не может проводиться в детском саду по понятным причинам. Но мы можем обучить этой не сложной технике родителей.

Проводя анализ, могу сделать вывод, что классическая артикуляционная гимнастика не вызывает особого интереса у детей и родителей. Взрослым не легко организовать и увлечь своё чадо, а значит это не даёт желаемого результата. Вкусная же гимнастика проводится в непринуждённой обстановке, ребёнок получает удовольствие от игры и от разнообразия вкусов продуктов. Упражнения простые, доступные и увлекательные для детей и взрослых.

Для более эффективного результата важен целый комплекс условий:

от тщательно подготовленного места для артикуляционной гимнастики, до выполнения чётких инструкции, последовательности и регулярности выполнений.

Рекомендации к проведению упражнений «вкусной» артикуляционной гимнастики:

При выборе продуктов, для «вкусной» гимнастики следует обратить внимание на:

- срок годности продуктов

- степень аллергичности продуктов

- степень безопасности (не должны быть слишком мелкие)

- сочетание продуктов в одном подходе (во избежание несварения и других проблем с ЖКТ) Например, фруктовая гимнастика, сладкая гимнастика и т.д.

«Вкусную» артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;

- сначала упражнение показывает взрослый и старается привлечь интерес ребёнка. Желательно, чтобы ребёнок видел образец взрослого и себя в зеркале, но т. к. маленькие дети недостаточно усидчивы, то контроль за правильностью выполнения упражнения берёт на себя взрослый;

- упражнения проводятся в игровой форме;

- движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний;

- голова во время проведения гимнастики не должна запрокидываться назад;

- чтобы ребенок не подавился, запрещено баловаться и смеяться во время проведения гимнастики;

- переходить к следующему упражнению только, освободив полость рта от продуктов предыдущего упражнения;

- проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными;

- по возможности заниматься 2 раза в день (утром и вечером) не более 10 минут;

- начинать занятие лучше всего с повторения отработанных ранее упражнений, которые ребёнок легко выполняет, и только после этого давать одно-два новых упражнения;

- при проведении артикуляционной гимнастики не всегда у ребёнка сразу может всё хорошо получаться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание ребёнка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребёнка, вернуться к более простому, уже отработанному;

- не допустимо выполнение гимнастики сразу после еды и  когда ребенок голоден!

Благодаря своевременным занятиям «вкусной» артикуляционной гимнастикой можно избавить ребенка от речевых нарушений. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть речевые дефекты.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Упражнения для развития подвижности губ:

1.Укрепление губных мышц. Ребёнок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы.

2. Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка – постараться подольше удерживать мармеладку губами. Можно   использовать палочки – соломки, кружок банана.

3. «УСЫ» из солёной соломки. Цель: удерживать палочку между губами и носом (можно использовать палочку корицы).

4. Удерживать соломку небольшой длины  (сладкая или солёная соломка - печенье) поочерёдно губами – зубами. Упражнение способствует развитию подвижности губ.

5. Укрепление круговой мышцы рта. Удерживать сушку (диаметром 1,5 – 2 см.) округлёнными губами.

Упражнения для расслабления мышц языка

1.Удерживать соломинку (кружок банана, сушку, мармелад) как можно дольше на языке в состоянии равновесия.

Упражнения для отработки верхнего подъёма языка и его подвижности.

1. Соломку расположить вертикально и надеть на неё сушку (диаметром от 1,5 до 3 см.). Поднимать языком сушку  вверх, а вниз она будет падать  свободно;

2. Рот открыт, положить соломку в горизонтальном положении на язык, затем постараться поднять её к верхним зубам, так удержать несколько секунд;

3. Облизать языком соломку снизу вверх и обратно;

4. Облизать  кружок апельсина или другого фрукта по часовой стрелке и в обратном направлении;

5. Кружок банана положить на язык и поднять его  к нёбу.  Там удержать под счёт (упр. парус)

6. На соломку надеть маленькую сушку. Соломку расположить горизонтально. Покрутить сушку вперёд и назад кончиком языка.

9. Соломку, с надетой на неё сушку расположить горизонтально перед лицом ребёнка. Ребёнку предложить перемещать языком маленькую сушку надетую на соломку  поочерёдно в левую и правую сторону (язык движется до уголков рта).

10. Кружок банана «гонять» языком во рту, с упором в левую и правую щёки (упр. орешек)

11. «Гоняем» языком по кругу виноградику (кишмиш), а так же удерживаем на языке в положении «чашечка», выносим «чашку» за  пределы рта и возвращаем.

12. Поочерёдно языком закладываем виноградинку под верхнюю и нижнюю губу.

13. Язык в положении «чашечка», отжать несколько капель апельсина и предложить ребёнку удержать их несколько секунд на языке.

На развитие силы воздушной струи и правильного выдоха, можно предложить ребёнку разломать соломку на части и  подуть на них так, чтоб они укатились как можно дальше. Можно устроить соревнования со взрослым.

В коррекционной работе, я уделяю существенное внимание  формированию у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах, для подготовительной работы постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Данный комплекс упражнений подходит для детей с раннего возраста, по подражанию взрослому. В данном случае дети будут действовать отражённо, неосознанно, однако процесс формирования  понимания положения языка, относительно других органов артикуляции уже будет запущен.  Обязательное условие  - все манипуляции с продуктами контролирует родитель.

Работу с родителями в средней группе, я так же начинаю с проведения мастер – класса, на котором уделяю особое внимание  правильности выполнения классической артикуляционной гимнастики и даю разъяснения, о способах выполнения упражнений с помощью продуктов. Во время тренинга родители вместе с детьми выполняют незамысловатые упражнения, и «становятся» на одну ступень с ребёнком.  Это способствует раскрепощению, установлению тесного контакта и помогает установить доверительные отношения.

На стендах регулярно размещаю  информацию по лексическим темам куда включаю «вкусные» упражнения. Своевременно оказываю консультативную помощь через чат в мобильном приложении.

После мастер – класса родители проводят артикуляционную гимнастику дома и отправляют мне фото и  видео для оценки и своевременной коррекции.

А для детей важным моментом является  просмотр фото и видео с их участием, получение похвалы и поощрения за выполнение работы.

Ребята старшей группы проявляют творчество, стремятся придумать новые упражнения, например, собирают языком семечки с тарелки или топят дольку шоколада в микроволновой печи, а затем слизывают  с тарелки.

Мой опыт показывает, что параллельная работа логопеда и воспитателей,  в работе над классической артикуляционной  гимнастикой с одной стороны и родителями, в домашних условиях над «вкусной» артикуляционной гимнастикой с другой  ускоряют процесс понимания артикуляционного уклада, а так же улучшают подвижность языка, губ, челюсти. При этом  дети сами постепенно подходят к тому, что звук вызывается значительно быстрее и им всё это доставляет большое удовольствие. Считаю, данные упражнения полезны всем возрастным группам, начиная с раннего возраста. Важное условие - осуществление контроля их выполнения со стороны родителей.

Применение «вкусной» артикуляционной гимнастики, способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает её эффективность и способствует максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, точных движений языка

Из опыта работы, могу сделать вывод, что нетрадиционная «вкусная» артикуляционная гимнастика, является уникальным средством в коррекционном процессе, которое в более быстрые сроки помогает укрепить мышцы артикуляционного аппарата и преодолеть речевые дефекты, а также формирует у родителей осознанную, адекватную, результативную помощь детям, по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях. Вкусная гимнастика – это не только вкусно, полезно, но и весело!

Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.

2. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…» Изд.: Каро, 2006

3. Лопухина И.С., Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 2007

4. Л.П.Воронина., Н.А.Червякова «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» Изд.: «Детствопресс»,2015

5. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции: Учеб. – метод. Пособие. М., 2005

6. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С ребенком дома играем-речь развиваем.

Развитие речи детей, необходимой для обучения в школе можно достигнуть лишь во взаимодействии детского сада и семьи....

Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»

Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»Уважаемые родители! Предлагаем Вам игры, в которые можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда ...

Дома играем- речь развиваем!

Представлены игры и упражнения, способствующие развитию речи у ребенка....

Интересные и полезные рекомендации для родителей "Дома играем - речь развиваем"

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, чётко произносить звуки, сло...

Буклет для родителей "Дома играем - речь развиваем!"

В буклете для родителей подобран комплекс игр на развитие лексико-грамматической стороны речи, а также внимания, памяти, воображения. В данные речевые игры родители могут играть со своим ребенком в до...

Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем»

Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...