Презентация учителя-логопеда на родительское собрание: Давайте познакомимся!
презентация по логопедии

Абадкова Анна Сергеевна

Презентация учителя-логопеда на родительское собрание: "Давайте познакомимся!"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте познакомимся МОУ «Покровская СОШ» (корпус 1-25) д.Покровское Сентябрь, 2022

Слайд 2

4 1 3 Учитель-логопед: Абадкова Анна Сергеевна, 40 лет. Образование: 1. Истринское педагогическое училище (2001 г.) 2 . Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский областной университет г. Москва (2006 г.) Педагогическая деятельность: По специальности «Преподавание в начальных классах – 4 года. По специальности «Логопедия» – 15 лет. Общий педагогический стаж: 19 лет. В данном учебном заведении: 15 лет. Квалификационная категория: высшая.

Слайд 3

Что такое логопедия? Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопед работает с детьми с сохранным слухом и нормальным интеллектом.

Слайд 4

Результаты обследования На логопедические занятия зачислены всего: 32 ребенка. Из них: с общим недоразвитием речи 3 уровня – 19 человек (ОНР ( III уровень)), из них со стертой дизартрией – 9; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – 13 человек (ФФНР), со стертой дизартрией – 6. всего со стертой дизартрией – 15 человек. Дети с ФФНР зачисляются на логопедические занятия продолжительностью – 1 год. Дети с ОНР и ФФНР, в сочетании со стертой дизартрией зачисляются на логопедические занятия продолжительностью – 2 года.

Слайд 5

Что такое ОНР ( III уровня)? Это сложное речевое расстройство, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом (лексика, грамматика, связная речь, фонематический слух – это слух на звукоразличение, звукопроизношение). Причины: 1. Родовые травмы. 2. Частые и длительные соматические заболевания в раннем возрасте. 3. Дефицит общения. 4. Неблагоприятные воздействия речевой сферы.

Слайд 6

Что такое ФФНР? Это нарушения в произношении звуков и восприятии фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом. В речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, может быть неправильное построение слогов в словах, а так же незначительные нарушения грамматики и лексики. Может быть врожденным или приобретенным. Причины: 1. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, родовые травмы. 2. Приобретенное: вирусные заболевания (особенно в первые годы жизни); травмы головного мозга, сотрясения, ушибы; генетическая предрасположенность. хронические стрессы, сильные эмоциональные потрясения, неблагоприятная обстановка в семье.

Слайд 7

Что такое стертая форма дизартрии? Это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляторным расстройством, возникающим при поражении нервной системы . Это микроорганические поражения головного мозга, тех отделов , которые отвечают за движения (крупные и мелкие). Артикуляция – это тоже движения. И это самое сложное на что способны наши язык и губы. Для этого нарушения характерны: нечеткое произношение; расстройство тембра, темпа, ритма речи, неправильная постановка ударения. Причины появления стертой дизартрии: часто расстройство вызвано слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. негативные факторы, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития (внутриутробном и послеродовом периодах).

Слайд 8

Проявления дизартрии с пониженным тонусом Гиперсаливация – невозможность эффективно сглатывать слюну. Недостаточная работа мышц глотания. Мышцы губ недостаточно хорошо удерживают слюну в ротовой полости. Слабость голосовых складок . Звонкие заменяются на глухие (оглушение). Об этом можно говорить, если замены стабильны. Не все нормативные артикуляционные упражнения может выполнить. Нарушение произношения касается звуков позднего генеза. Часто бывают искаженные, потому что они оказываются проще, чем нормативные звуки. Не нужно строить сложную артикуляционную позу. Для нижних звуков «мостик», для верхних «чашечка». Нарушение иннервации не дает выстроить сложную позу (межзубный, губно-зубной сигматизм – язык вообще не участвует).

Слайд 9

Проявления дизартрии с повышенным тонусом Язык все время напряжен («как комочек»). Это комочек при артикуляции неуправляем, не может выполнить сложные движения. Нормативное Р на фоне нарушения свистящих. Проще поставить шипящие, чем свистящие. Несимметричное повышение тонуса на одной стороне языка. При дизартрии чаще всего виды нарушения произношения звуков – искажение. Звуки-заместители –максимально акустически схожи с заменяемым нормативным звуком.

Слайд 10

Освоение звукопроизношения Прежде чем сказать чистый звук, ребенок проходит этап субституции (заменителей), проходит артикуляционный поиск звука. В каждом возрасте свои заменители. Например, последовательный ряд заменителей для звука Р. j – ль – л – р Все звуки относятся к системе родного языка. Акустически заменители отличаются от «целевого» звука. И это несоответствие стимулирует дальнейший артикуляционный поиск. Разница такая, что ее уловить несложно. Неврология не дает выстроить артикуляционную позу. Звук искажается, акустическая система перестает искать другой звук. Блокируется вероятность самокоррекции.

Слайд 11

Лечение и коррекция Ребенок с дизартрией сам не может справиться. Рефлексы совершаются независимо: хотим мы этого или нет, они сознанием не контролируются. Ребенок не может ими сам управлять . Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат . С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Слайд 12

Работа с логопедом Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год. Специалист использует следующие методики: Пальчиковая гимнастика. И звестно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь. Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука. Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Слайд 13

При работе с ребенком крайне важна роль родителей . Они должны следовать основным рекомендациям логопеда , делая занятия в домашних условиях. При этом нужно обращать внимание на психологическое состояние малыша, т.е. если у него нет настроения заниматься, то ни в коем случае нельзя его принуждать к этому. Важна постоянная поддержка, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким наедине со своей проблемой.

Слайд 14

Какие виды готовности необходимо создать для успешного вызывания звука

Слайд 15

Психологическая готовность Психологическая готовность к вызыванию звука - включает в себя: наличие мотивации; наличие интереса у ребёнка к логопедическим занятиям ; способность к восприятию словесных ступенчатых инструкций; определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. Внимание – первая дверь в познание.

Слайд 16

Фонематическая готовность НЕ СЛЫШУ – НЕ ГОВОРЮ! 1. Ребёнок должен оценить несовершенство собственной дикции. 2. Уловить разницу между звуком в речи логопеда и своим собственным. 3. Добиться совпадения произношения своего звука с образцом. Это создание эталона звука в сознании ребенка.

Слайд 17

КАК «САЖАЕМ» ВЫЗЫВАЕМУЮ ФОНЕМУ В ФОНЕМНУЮ РЕШЁТКУ 2. Называем слова, выделяя заданный звук. 3.Произносим рифмовки и стихи, выделяя вызываемый звук. Ве р а и Тама р а - к р асивая па р а. И р а и Р ома боятся г р ома. 1.Называем изолированный звук и фиксируем его символом.

Слайд 18

Как проверяем – «посадили» фонему или нет? Выделяем фонему среди звуков, далеких по звучанию и артикуляции. Например, фонему Р среди И, О, Э, Ы, М, Н, П, Б, К, Х . Среди звуков речи, близких по звучанию и артикуляции. Р среди Ы, В, ВЬ, Д, ДЬ, Т, ТЬ, Г, ГЬ, Ж, Й, Л, ЛЬ, РЬ . В ряду слогов. Ра, ма, лы, ры, вы, су, ли, ри, ры, ши, ар, ор. В ряду слов. Рот, лук, корова, шина, трава, усы, лимон, метро, рак, щетка, семь. В словосочетаниях. В предложениях. В тексте.

Слайд 21

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ В ключает: представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции ; воспроизведение и удержание (в течение 5 — 7 с) характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции; наличие достаточных речевого дыхания и силы голоса;

Слайд 22

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПО СИСТЕМЕ «ДЕРЕВО», методика АРХИПОВОЙ Е.Ф. АРХИПОВА ЕЛЕНА ФИЛИППОВНА - ПРОФЕССОР. ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК Артикуляционная активная гимнастика проводится с функциональной нагрузкой по системе «Дерево». Отрабатываются 4 комплекса - ветви «Дерева». Каждое упражнение отрабатывается в 4шага: 1. Перед зеркалом. 2. По подражанию. 3. По инструкции. 4. С биоэнергопластикой. Активная гимнастика (20 упр.) для отработки качеств движений.

Слайд 23

Для чего нужна артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляционного аппарата. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: •Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость; • Улучшить подвижность артикуляционных органов; • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек; • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; • Увеличить амплитуду движений; • Уменьшить напряженность артикуляционных органов; • Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Слайд 24

20 артикуляционных упражнений 4 комплекса: Для свистящих. Шипящих. Звука Л. Звука Р. Одна ветка общая: упражнения для губ, работа с гласными звуками. Индивидуально могут вводиться дополнительные упражнения. Дерево для ребенка Дерево для ребенка без листьев

Слайд 25

Упражнения с артикуляцией гласных звуков. Коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения артикуляции гласных. Это способствует выработке навыка самоконтроля у ребенка!!!!!! Гласные звуки определяют разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску. Появляется навык самоконтроля. Модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удаётся передавать эмоциональную компоненту речи. Легче автоматизируется звук. Уточняют гласные звуки: а о ы и э у Добиваемся четких артикуляций и открытия рта на – А Э Ы Вводим символы и буквы А О У И Ы Э

Слайд 26

Для гласных звуков это упражнения: «Забор». «Трубочка». Чередование «Забор – Трубочка». Упражнения, выделенные красным. Эти упражнения последние на ветках. Они выполняются с сильным толчкообразным выдохом. Без сильного ротового выдоха не получится вибрации (звук Р).

Слайд 28

Что такое артикуляционная база звука? Это схематичное изображение артикуляционного звука. Схему необходимо заучить!

Слайд 30

Расписание занятий

Слайд 31

Что нужно приобрести? Тетрадь для записи домашних упражнений и заданий (48 или 96 листов). Папка конверт. Индивидуально подобранная логопедическая тетрадь на печатной основе.

Слайд 32

Папку с тетрадями приносите в день занятия и кладете на шкафчик. В этот же день забираете с новыми рекомендациями. Убедитесь, что ваш ребенок готов к занятию. Не забывайте тетради дома! Плохую речь нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого требуется время и совместные усилия учителя-логопеда, ребенка и его родителей. Э ффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания. Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК). Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить. Рекомендации и советы

Слайд 33

Помните, что: С роки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. П о мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Занятия носят накопительный эффект.

Слайд 34

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов в обучении вашего ребёнка правильной речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Давайте познакомимся!".

Материал знакомит родителей с организацией жизни в ДОУ....

Презентация:родительское собрание "Давайте познакомимся!"

Знакомство родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы....

Презентация на родительское собрание "Давайте познакомимся"

Презентация на родительское собрание  "Давайте познакомимся"....

презентация к родительскому собранию "Давайте познакомимся"

презентация к родительскому собранию "Давайте познакомимся"...

Презентация для родительского собрания "Давайте познакомимся!"

Знакомство родителей с задачами на новый учебный год в старшей логопедической группе.•Формирование правильного звукопроизношения.•Развитие артикуляционных движений.•Совершенствование фо...

Родительское собрание «Давайте познакомимся!» Первое собрание в младшей группе.

Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей с режимом, правилами и работой детского сада. Адаптация ребёнка к ДОУ.Повестка собрания:• Сообщение темы и цели собрания• Знак...

Презентация к родительскому собранию "Давайте познакомимся"

Повышение педагогической компетентности родителей....