Методическая разработка по теме "Ударение"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Ударение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya._udarenie.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема: «Ударение»
Ударение
Цель: дать понятие об ударении.
Задачи: учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова; дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове; учить анализу и синтезу слов II и IV класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Оборудование: предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис), таблички со словами: эхо, волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек), раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Узнавание слов по беззвучной артикуляции.
На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.
Логопед.Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.
II. Повторение пройденного материала.
– Какие звуки называются гласными?
– Назовите гласные звуки.
– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.
III. Объяснение нового материала.
1. Работа над ритмом. Игра «Повтори – не ошибись».
Простучать ритмический рисунок.
! ! !!!, !! ! !, !!! ! ! …
2. Сообщение темы занятия.
Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.
ПА – па – па, па – ПА – па...
Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?
Дети. Один слог звучит громче.
Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)
Логопед. На него падает ударение.
Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).
Логопед. Итак, тема нашего занятия – «Ударение».
3. Выделение ударного звука.
Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.
Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.
Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?
Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.
Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.
4. Слоговой анализ слов I и II класса.
Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.
Малина
___________
___ _`_ ___
Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].
Эхо
_______
_`_ ___
Дети. В слове «эхо» ударный звук [э], безударный звук [а].
Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «эхо» слышится звук [а], а пишется буква о.
Предъявляется табличка со словом «эхо».
Аналогичная работа проводится с остальными словами.
Физкультминутка
Игра «Звуковая цепочка».
Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.
5. Смыслоразличительная роль ударения.
Вывешиваются картинки: ирис – ирис.
а) Показать ирис.
Логопед. Что это?
– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.
б) Логопед показывает ирис.
Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.
в) Логопед. Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.
– Сравните схемы и буквенное написание.
– Чем они похожи?
– В чём отличие?
– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.
– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?
– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?
Дети. Изменило значение.
Логопед.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
– Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».
IV. Закрепление нового материала.
1. Игра «Найдите ударение».
Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.
Называются слова I, II, IV классов (типа: лиса, мыло, карета, молоко, веник…), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.
2. Нахождение в словах ударных слогов.
Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.
V. Итог занятия.
– Какой гласный звук в слове называется ударным?
– Как называются остальные?
– Почему?
– Может ли влиять ударение на смысл слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....