Коммуникативные ситуации и игры для детей с ТНР
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)
Основная логопедическая задача - формирование вербальной коммуникации средствами родного языка. Данный материал - это консультация для родителей, в которой я описала некоторые игры и ситуации,помогающие разговорить "молчуна". Самое главное в процессе этих игр вызвать у ребёнка эмоцию радости от выполненных действий, не принуждать к повторению слов, на одну игру брать 2-3 действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Коммуникативные ситуации и игры с детьми с ТНР
Подготовила учитель-логопед Бушкова Л.Н.
От многих родителей неговорящих детей часто можно услышать: «Мы заставляем повторять слова, а он их не повторяет».
Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно. Поэтому нужно создавать ситуации для развития речи, а не просто повторять заученный материал.
Основная задача родителей: создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полученных умений в течение определённого времени. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали базу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.
Если ребёнок владеет звукосочетаниями, однословной фразой, необходимо начинать работу по формированию коммуникативных умений и навыков через создание коммуникативных ситуаций и игр.
Рекомендации по проведению игр
- Использовать не картинки, а игрушки.
- Совершать предметные действия для формирования речи.
- На начальных этапах работы прорабатывать не больше 2,3 слов. Изучаемое слово проговаривать многократно (первоначально в одной форме).
- Поощрять любое действие ребёнка.
- В непринуждённой форме побуждать ребёнка к подражанию действий, повторению слова.
- Учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Подвижная игра «Ку-ку»
Дети бегают с платочками под песенку «Я от тебя убегу: ку-ку»
Игры с предметами
Предметный словарь связан с глаголами (используются реальные предметы)
Педагог | Ребёнок | Предметы |
Кидай! | Бах-бах Буль-буль | Пирамидка из кубиков Камушки и тазик с водой |
Стучи! | Тук-тук | Молоточек |
Воткни! | Тык-тык | Мандарин и гвоздика |
Ребёнок отвечает на вопрос взрослого о своих действиях Можно взять любимую игрушку ребёнка и действовать с ней, проговаривая ответы | ||
Иди! | Иду | Сенсорные коврики |
Тяни! | Тяну | Машинка с верёвочкой |
Лови! | Ловлю | Магнитная удочка, рыбки |
Свети! | Свечу | Фонарик |
Стучи! | Стучу | Молоточек |
Бери! | Беру | Мяч |
Маши! | Машу | Флажок |
Неси! | Несу | Сумка |
Ищи! | Ищу (Тут) | Сухой бассейн |
Крути! | Кручу | Детская шарманка, ленточка на палочке |
Смотри! | Смотрю | Рассматривание предметов через трубу |
Плети! | Плету | Коса из лент |
Мети! | Мету | Веник, швабра, метла |
Кати! | Качу | Мяч, машинка |
Соли! | Солю | Имитация движения |
Практическая деятельность
Во время приготовления пищи на кухне есть большие возможности создания коммуникативных ситуаций.
«Варим компот»
Мой! Режь! Лей! Сыпь! Клади! Мешай!
«Печём пироги», «Готовим бутерброд» …
Упражнение «Коллаж»
Коллаж составляется вместе с ребёнком.
Режь! – Режу. Ребёнок вырезает
Мажь! – Мажу. Мажет клеем.
Клей! – Клею. Приклеивает картинку на лист.
Следующий этап развития речи ребёнка - односоставная двухсловная фраза.
Ребёнок отвечает на вопрос собеседника о своих действиях с предметом.
«Поручения»
Мой! – Мою. Что моешь? – Ногу (руку, чашку, Катю)
Лечи! – Лечу. Кого лечишь? – Кису (лису, маму, заю/зайку)
Прячь! – Прячу. Кого прячешь? – Лису (муху, вату, ….)
Гладь! – Глажу. Кого гладишь? – Кису (заю, сову, …)
Неси! – Несу. Что несёшь? – Мяту. Кому несёшь? – Маме.
Рассматривание действий, глядя в окно, рассматривая фото.
Дядя идёт. Тётя идёт. Папа едет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой образовательной ситуации «Поможем Курочке» для детей первой младшей группы. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Игровая ситуация проводится в утреннее время, со всей группой детей. Проводится занятие с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе за счет включения максимального количества детей...
Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Дорожная азбука»
Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию "Интерактивная игра для детей дошкольного возраста"Дорожная азбука" предназначена для формирования у детей устойчивых навыков соблюд...
Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет
Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....
Картотека игр и коммуникативных ситуаций по формированию грамматического строя речи для детей разного возраста.
В картотеке собраны игры на формирование граматического строя речи для детей разных возрастов. Для удобства в начеле предоставлен список всех игр, тематика и возрастная категория....
Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с аутизмом
Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с аутизмом...
Игровые коммуникативные технологии. Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста.
Игровые коммуникативные технологии. Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста....
Развиваем коммуникативные навыки в игре у детей 5 лет
Игры с детьми 5 лет на развитие коммуникативной сферы и доброжелательного отношения к окружающим...