Формирование слоговой структуры слов в игре
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Горбенко Надежда Владимировна

На занятии представлена работа по автоматизации звука [р] в словах сложной слоговой структуры в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slogovoy_struktury_slov_v_igre.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Формирование слоговой структуры слов в игре»

Учитель-логопед Горбенко Н.В. , МДОУ ЦРР – детский сад № 28 г.о. Жуковский

Коррекционно-развивающие цели:

1) закрепить умение правильно произносить звук [р] в открытых слогах;

2) учить произносить звук [р] в словах с открытыми слогами;

3) продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

6) закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

Коррекционно-образовательные:

1) развивать психические процессы (память, внимание, логическое мышление);

2) закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

3) продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

Коррекционно-воспитательные:

1) развитие умения общаться в учебной ситуации;

2) воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничество, усидчивость.

Оборудование: предметные картинки, мяч, звуковые схемы слов.

Ход занятия:

1). Артгимнастика: «Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Логопед:  лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? [р]. Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук.

3). Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро )

Ру – ру – ру – руки ( рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары )

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения на 1, 2, 3 слог в цепочке).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны)».

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …( ведро )».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

- Что здесь может само двигаться? Что не может?

- Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

- Разложи карточки в столбик.

- Назови слова в верхнем ряду слева направо;

- Назови слова в нижнем ряду справа налево;

- Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

- Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

- Найди предметы, к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными (воробей, пирамида, баран).

12). Упражнения на формирование слоговой структуры слов. Ответь с опорой на предметную картинку.

«Подумай и ответь» — « Чем рубят дрова?» — (топором.)

«Где растёт куст?» - ( за забором)

«С чем пьют чай?» — ( с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» — (за катером)

«Чем доволен музыкант?» — (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» — (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» — (горохом)

«Чем мама обмахивается , когда ей жарко?» — (веером)

Повтори за мной. Сочетания слов, насыщенных звуком  [р].

Остров сокровищ. Трудная операция. Барабанная дробь. Разведение костров.

Пограничный дозор. Творческая радость. Огромное отверстие. Разноцветный мрамор.

Рифмовки.

В автомастерской с утра         Подъехал к стройке кран подъемный,

За работой мастера.                  Подъемный кран – силач огромный.

Стра-стра-стра, вот строитель у костра.

Стру-стру-стру, вот старик идет к костру.

Стры-стры-стры, на строительстве костры.

Итог занятия. Обсуждение результатов. Самооценка ребенка достигнутых результатов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование слоговой структуры слов в игре»

Формирование слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи....

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...