ПЛАН -КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
методическая разработка по логопедии
ЗВУК "с"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_po_logopedii_starshaya_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 55.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап: Подготовительный к постановке звука С
Тема: звук С
Цели: подготавливать органы артикуляции к постановке звука С (с помощью артикул. упр.)
совершенствовать мелкую моторику рук
Формировать целенаправленный ротовой выдох
Развивать зрительное восприятие, слуховое восприятие,
Оборудование: опорные картинки для артик. упр., материал для дыхательных упр, звучащие предметы.
Ход занятия
1. Оргмомент
-Приветствие.
Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.
Ответ: Свист
2. Объявление темы
-Сегодня мы будем учится говорить свистящий звук.
3. Артикуляционная гимнастика
-Упражнения для подготовки к звуку с (перед зеркалом)
Показ, повторение, используются сказки о Весёлом язычке, опорные картинки.
4. Дыхательная гимнастика
-Я предлагаю поиграть в игру-кто правильнее и сильнее дунет. (Обыгрываются упр. Фокус, забей гол, дуем на язык, греем руки )
Оценка результатов.
5. Развитие слухового восприятия
- «Послушай и покажи».
Работа со звучащими предметами (погремушки, трещотки) Ребёнок прослушивает звучание предмета, затем закрывает глаза и пытается угадать, что звучало.
6. Итог занятия
-Чему ты сегодня научился? Что тебе понравилось?
Этап: Подготовительный к постановке звука С
Тема: звук С
Цели : подготавливать органы артикуляции к постановке звука С(с помощью артикул. упр.)
Развивать мелкую моторику рук
Формировать целенапрвленный сильный ротовой выдох по центру языка, удерживать язык за нижними резцами
Развивать слуховое восприятие
Оборудование: картинка-символ звука С (свисток), бумажные листья деревьев, кусочек ватки.
Ход занятия
1. Оргмомент
Приветствие. Послушай стихотворение:
У меня был шарик.
Яркий, как фонарик.
Шарик был ого и ах!
А потом он как ба-бах!
Сел на кнопку: раз и - БАМ!
В общем, шарик лопнул сам.
И остались лоскуты
Небывалой красоты
2. Объявление темы
- Что случилось в стихотворении? (лопнул шарик)
Сегодня будем готовить язычок свистеть, как лопнувший шарик(картинка-символ)
3.Артикуляционная гимнастика
-Чтобы научится этому, нужно потренировать язычок.
Артикуляционная гимнастика проходит под речевое сопровождение в стихах. Тренировать удерживать распластанный язык за нижними резцами.
4.Дыхательная гимнастика
-Поучимся правильно дышать и дуть сильно-пресильно.
-«Сдуй листья», «Фокус»
5.Развитие фонематического восприятия
- Хлопни в ладоши, когда услышишь свист лопнувшего шарика.
6.Итог
-Что тебе понравилось на занятии? Что было сложно?
Этап: постановка звука С
Тема: звук С
Цели: учить правильно произносить звук изолиров.
Развивать фонематический слух
Совершенствовать мелкую моторику рук
Развивать зрительное внимание, операцию сравнения
Оборудование: разрезная картинка, флажок сигнальный,
Ход занятия
1. Оргмомент
- Приветствие. Пальчиковая гимнастика: Надуваем быстро шарик, он становится большой, вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он тонкий и худой.
2. Сообщение темы
- в какую игру мы играли? Что надували? Что случилось с шариком? Он лопнул и засвистел. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук свистеть.
3. Артикуляционная гимнастика
-Но для этого нам нужно сделать гимнастику для языка и губ. Не устанет наш язык, ведь работать он привык.
(стихотворное сопровождение гимнастики)
4.Постановка звука
СПОСОБ выбирается от возможностей ребёнка.
-по подражанию (ЧАЩЕ всего)
-метод разложения артикуляции
-смешанный способ + тактильный, зрительный, слуховой контроль артикуляционного уклад
5.Закрепление поставленного звука
- Покажем, как мы научились сегодня произносить звук С. Так свистит свисток, свистулька, лопнувший шарик и мяч( показываются картинки).Игровые упражнения: «Пальчики здороваются», «Колечки»
6. Развитие фонематичесого слуха
- Когда услышишь звук звук С, поднимай флажок
(предлагается прослушать ряд звуков, услышать звук С, дать сигнал флажком)
7. Итог
- Чему ты сегодня научился? Что было трудно?
Этап: автоматизация звука С изолиров.виде
Тема: звук и буква С
Цели: закреплять звук в изолированном виде
Учить давать характеристику звука
Развивать фонематический слух
Продолжать развивать мелкую моторику рук
Оборудование: картинки для артикуляц.гимнастики, тренажёры для автом. изолир.звука, флажок, тренажёр «Характеристика звука»
Ход занятия
1. Оргмомент
- Найди два одинаковых чайника. Что делают чайники? (кипят).
2. Сообщение темы
-Когда чайник кипит, он свистит, как свисток-С-С-С. Сегодня мы поучимся говорить звук С.
3. Артикуляционная гимнастика
-Давай подготовим язычок, вспомним упражнения, а картинки нам помогут (картинки – символы артик. упр)
4. Развитие фонематического слуха
-Теперь ты будешь ловить звук С – подними флажок, когда услышишь этот звук
(предлагается ряд звуков)
5.Закрепление звука
-Давай вспомним, как произносится звук С. В этом тебе поможет картинка(тренажёр-«Проведи пальцем по линии» ( упр. «Пальчики шагают», «Пальчики здороваются»)
6. Характеристика звука
-Давай узнаем, где живёт этот звук. Прикладываем ладонь к горлышку, произносим звук С (голосовые связки сомкнуты, голоса нет- глухость),
Этот звук твёрдый (синий цвет ) обозначения на тренажёре «Характеристика звука»
7. Итог
-Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно?
Этап: автоматизация звука С в изолиров. виде
Тема:звук С, буква С
Цели: продолжать учить правильно произносить звук С
Закреплять понятие звук, буква
Развивать операцию сравнения, внимание
Познакомить с буквой С
Оборудование: картинка-символ, картинки для артикуляц.гимнастики, тренажёр «Лесенка», азбука настенная,
Тр. «Характеристика звука»
Ход занятия
1. Оргмомент
-Приветствие. Послушай стихотворение. Какой звук очень часто встречается? Сорока прилетела в сад. Садовник этому не рад. Стащить сорока может сливы, А сливы сладкие на диво.
2. Сообщение темы
-Ты догадался, какой звук сегодня мы будем повторять? Правильно, звук С. (картинка-символ)
3. Артикуляционная гимнастика
- Сорока принесла тебе картинки. Как ты считаешь, что это за картинки? (рассматривание)
-Правильно, это картинки для гимнастики для язычка. Покажем сороке, как мы умеем делать эти упражнения.
4.Произнесение и закрепление изолированного звука
-Пройди пальчиками по лесенке, правильно произнося С на каждой ступеньке. (трен.. «Лесенка»)
5. Характеристика звука
-Сорока-стрекотунья просит рассказать о звуке С.Что ты помнишь? (Трен. «Характеристика звука»)
Обговаривание, уточнение характеристики звука, артикуляционного уклада
6. Знакомство с буквой С.
- Произнеси звук С. Что ты сделал? (сказал)
-А теперь я потяну долго-С-С-С. Что ты сделал сейчас? (услышал). Значит, звуки можно говорить и слышать. (сопровождение движениями рот-ухо)
- Наш гостья говорит, что у некоторых букв есть два звука-твёрдый и мягкий. Твёрдые пишутся (обозначаются)синим цветом, а мягкие-зелёным.
- Вот это буква С (показ на картинке-символе).
- Найди такую букву в нашей азбуке.
-7. Итог
-Сорока очень рада, что ты поиграл в её игры.Ей пора улетать.
Этап: автоматизация звука С в прямых слогах
Тема: звук С
Цели: закреплять правильное произношение прямых слогов со звуком С
Развивать образное мышление
Развивать фонематический слух
Продолжать закреплять образ буквы С
Оборудование: домик с артикуляционными упражнениями, тренажёр «Лесенка», флажок, шнурок, игра «Найти всех»
Ход занятия
1. Оргмомент
- Давай найдём на картинке всех свинок.
-Молодец. Ты очень внимательный. На какой звук начинается слово «Свинка?».
2. Сообщение темы
- Правильно.На звук С.
-мы сегодня тоже поучимся поучимся правильно говорить звук С.
-Чтобы правильно произносить этот звук , нужно сделать гимнастику для язычка
-Ты окошки открывай, упражненья выполняй!
4. Введение звука в слог
- ЗАЧИН: Лесенка малышка встала на пути, по лесенке малышке надо нам пройти (тренажёр «Лесенка») прошагать пальчиками лесенку, повторяя слоги Са, Су и т.д.
5. Развитие фонематического слуха
- Ты послушай слоги, когда услышишь звук С, поднимай флажок.
6. Закрепление образа буквы
-Мы с тобой знаем, как выглядит буква С. Попробуем сделать её на столе из шнурка. На что похожа буква С?
7. Итог
- Что тебе понравилось на занятии? Ты запомнил, как выглядит буква С?
Этап: автоматизация звука С в прямых слогах
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в прямых слогах
Продолжать развивать звуковой анализ слогов
Развивать мелкую моторику рук
Развивать зрительно-пространственную ориентировку
Оборудование: лесенка, мини-лабиринт, картинка-символ звука С
Ход занятия
1. Оргмомент
-Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится чаще всего?
Будем звук определять,
И словечки называть, Ты за мной повторяй, просто пальцы загибай. : слон, салют, собака, сок, санки, сумка и совок.
-Какой звук ты услышал много раз? Да, это звук С. Сегодня мы поиграем с этим звуком (картинка-символ)
3.Артикуляционная гимнастика
- Чтобы язычок размять зарядку сделаем опять. (артикуляционная гимнастика). Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.
4. Закрепление звука в слогах
-Сегодня мы вспомним песенки со звуком С.
ЗАЧИН: Лесенка - малышка встала на пути, по лесенке малышке надо нам пройти (тренажёр «Лесенка») прошагать пальчиками лесенку, повторяя слоги Са,Сы,Су и др.
5. Звуковой анализ слогов
-Сейчас ты повторял слоги или просто звуки? Послушай слог- Са. Назови первый звук.
6. Развитие зрительно-пространственной ориентировки
-Мини-лабиринт «Звук С»
-Помоги букве пройти по дорожке домой. Когда встретишь пальчиком букву , обязательно называй её.
7. Итог
-Что тебе понравилось на занятии? Какой звук ты называл в лабиринте?
Этап: автоматизация звука С в обратных слогах
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в обратных слогах
Развивать звуковой анализ слогов
Совершенствовать зрительно-двигательную координацию
Развивать графомоторные навыки, операцию сравнения
Оборудование: тренажёр «Цветное пианино», схема слогов, синий, красный кружок, распечатка «Где буква с»
Ход занятия
1. Оргмомент
- Собери картинку и узнаешь, кто пришёл к тебе на занятие. (Собака)
2.Сообщение темы
На какой звук начинается слово «собака»? Правильно, сегодня мы продолжаем закреплять звук С в слогах.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Язычок всегда готов, Он весел, бодр и здоров! Я стихи тебе читаю, ты упражненья выполняешь.
4. Закрепление звука
- вспомним, как располагаются зубы, губы и язык, если мы произносим звук С.
Мы поиграем с тобой в игру –« угадай слог». Я буду говорить его без голоса, а ты угадай и повтори- беззвучное произношение слогов АС,ОС и т.д..
Игра «Цветное пианино» (карточка с разноцветными кругами)
Раз, два, три, четыре, пять будем вместе повторять
Ас-Ас-Ас- (нажимаем на синие кружочки) Ис-Ис-Ис(нажимаем на красные кружочки) и т.д.
5.Звуковой анализ слогов
- Послушай слог. О-О-С-С. Какой первый звук? Какой второй звук? (Используется дополнительно красный и синий кружки)
6. Развитие графомоторных навыков, операции сравнения
- Найди и обведи в кружок все буквы С
Контроль, помощь, оценивание
7. Итог
-Что ты сегодня учился делать? Что тебе понравилось на занятии?
Этап: автоматизация звука С в открытых слогах
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в открытых слогах
Развивать мелкую моторику рук
Продолжать развивать звуковой анализ слов
Развивать слухоречевую память
Оборудование: картинка-символ звука ль, игра «Собери фрукты», схема слогов, 2 красных кружка, один синий.
Ход занятия
1. Оргмомент
-Запомни и повтори слоги (игра «Снежный ком»)
Са, Са-СЫ, Са-Сы-Су, Са-Сы-Су-Са
2. Сообщение темы
-Ты догадался, с каким звуком мы будем сегодня играть? Правильно, со звуком С (картинка-символ)
3. Артикуляционная гимнастика
-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять
(игра «Собери фрукты в корзинку»)
4.Закрепление звука С в открытых слогах
-давай поиграем в игру «Пальчики здороваются»
Пальцы - дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Начинаем новый день.
Нам здороваться не лень
Поочередно большой палец правой руки соприкасается сначала с указательным пальцем, затем со средним, безымянным, мизинцем, произнося заданный слог. То же самое пальцами левой руки, затем одновременно и правой и левой. Слоги АСА-УСА и т.п.
5.Работа над звуковым анализом слогом
Вспомнить схему слогов: Са, аС. Добавление гласного звука(красного кружка перед согласным)
6. Итог
-Как здоровались сегодня наши пальчики? Какие слоги ты запомнил?
Этап: автоматизация звука С в слогах со стечением согласных
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в слогах со стечением согласных
Развивать мелкую моторику рук
Развивать фонематический слух
Развивать слухоречевую память
Оборудование: картинка –символ звука С, игра «Собери фрукты»,
Ход занятия
1. Оргмомент
- Хлопни, когда услышишь слог со звуком С
Па, Ри,Со, Ли,Те,АС, Тле, Аля, Су, Ми, Не, Лю, Ню, Сы, Су
2. Сообщение темы
-Какой звук ты учился слышать? Да, звук С. Сегодня мы поиграем с этим звуком (картинка-символ)
3.Артикуляционная гимнастика
-Но сначала приготовим наш язычок.
-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять
(игра «Собери фрукты в корзинку»)
4.Закрепление звука в слогах
Будут пальчики играть, будут слоги называть (слоги типа Спа-Спы, Ска-Ски и т.д)
Игровые упражнения: «Пальчики здороваются», «Колечки».
5.Развитие слухоречевой памяти
- Игра «Снежный ком» (различные слоги, с которыми уже познакомились)
6.Итог
-Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно?
Этап: автоматизация звука С в слогах со стечением согласных
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в слогах со стечением согласных
Развивать мелкую моторику рук
Развивать зрительно-двигательную координацию
Развивать фонематическое восприятие
Оборудование: веревочка, карточки с различными линиями, разрезная картинка.
Ход занятия
1.Оргмомент
-О какой букве я говорю: От буквы «О» кусок изчез, и получилась буква эС.
-Какой звук у буквы С? (С-С-С). Правильно.
2. Сообщение темы
-Какие слоги со звуком С мы уже можем сказать правильно? (са, сша и т.п.). И сегодня мы поучимся говорить этот звук правильно.
3. Артикуляционная гимнастика
- сначала необходимо сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет
(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)
4. Закрепление в слогах
-Поиграем в игру «Верёвочка». Ты веревочку веди и все слоги повтори. Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, произносим заданные слоги.
Слоги типа: спи, ско и др.
5. Развитие фонематического восприятии С
- Хлопай в ладоши всякий раз, когда услышишь звук Ш в слоге.
МА, СО, ПЛИ, СЫ, РУ, СЛЮ, АШК, ИР,ИЛЬ, ОСО, ЫНЫ, ЛИ, ОС
6. Развитие мелкой моторики
-Давай соберём картинку и узнаем, какое слово начинается на звук С. (слон на самокате)
7. Итог
- Что тебе понравилось на занятии?
Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)
Тема: звук С Цели: закреплять звук в словах
Развивать мелкую моторику рук
Развивать зрительно-двигательную координацию
Развивать фонематическое восприятие
Оборудование: шнурок с узелками, игра «Звуковые бусы»
Ход занятия
1.Оргмомент
- Чтобы звук услыхать, будем пальцы загибать: сумка, сад, сапог, сопеть, сом, столы, стоять, суметь.
2. Сообщение темы
- Какой звук встретился во всех словах? Правильно, звук С. Сегодня мы будем учиться произносить целые слова с этим звуком.
3. Артикуляционная гимнастика
-Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет
(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)
4. Произнесение изолированного звука
- вспомним, как произносится звук С. (игра «Развяжи узелок»)- всякий раз, когда развяжешь узелок на шнурке, произноси звук С. (5 узелков)
5. Закрепление в словах
- Я приготовила тебе игру «Звуковые бусы» . Надевай картинку на шнурок и называй картинку.
6. Развитие фонематического восприятия
-Слова со звуком С ты произносишь правильно. А сможешь ли ты услышать слово со звуком С и поймать его? Поиграем в игру «Поймай слово!». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком С (мяч, шаг, собака, лев, день, сон,шуба, вода, стакан, лежать, рынок, шапка, сорока, лимон, кот, бок)
6. Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Какие слова со звуком С ты запомнил?
Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)
Тема: звук С
Цели: закреплять звук л в словах
Развивать мелкую моторику рук
Развивать звуковой анализ слов
Развивать грамматический строй речи
Оборудование: разрезная картинка, артикуляционная дорожка, картинки гном и великан, звуковая линейка, картинка-символ звука.
Ход занятия
1.Оргмомент
-У меня рассыпалась картинка. Поможешь её собрать? (Картинка « собачка»)
2. Сообщение темы
- Какой звук я долго произношу «С-С-обака»Правильно, звук с. Сегодня мы будем учиться произносить слова с этим звуком (картинка-символ)
3. Артикуляционная гимнастика
- Но сначала сделаем зарядку язычка. (стихи)
4. Произнесение изолированного звука
- Вспомним, как поются песенки звука С. (игр.упр.»Пальчики здороваются»)- Пальчики обеих рук здороваются-Са, Су и т.д.
5. Закрепление в словах
-Послушай вот такую историю. Встретились великан и гном. У великана большая сумка, а у гнома маленькая сумочка. У великана большая собака, у гнома маленькая собачка …..? (так постепенно со всеми приготовленными картинками-
Сани, сапоги, стакан, свитер)
- 6. Развитие звукового анализа слов
-Слова со звуком с ты произносишь правильно. Но вот загадка, где же находится звук С во всех этих словах? В самом начале или в самом конце? Послушай слова ещё раз.
-Правильно, звук С находится в самом начале этих слов. (обозначение на звуковой линейке)- мы передвинем наш звук-пуговку в самое начало слова.
6. Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Что тебе понравилось на занятии?
Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)
Тема: звук Ш
Цели: закреплять звук в словах
Развивать мелкую моторику рук
Развивать память
Развивать грамматический строй речи
Оборудование: игра «Собери фрукты», картинки для хар-ки звука, игра «Разноцветный круг»
Ход занятия
1.Оргмомент
-Приветствие.
-Поиграем в игру «Снежный ком»- Сом, СОМ-Собака, СОМ-Собака-Сумка и т.д.
2. Сообщение темы
- На какой звук начинались слова?
Правильно ,это звук С. Сегодня мы вспомним слова с этим звуком.
3. Артикуляционная гимнастика
-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять
(игра «Собери фрукты в корзинку»)
4. Произнесение изолированного звука. Характеристика звука.
- Вспомним, как поются песенки звука С. (игр.упр.»Пальчики здороваются»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..
5. Закрепление в словах
-Поиграем в игру «Разноцветный круг». Волчок поверни, картинку назови.
- 6. Развитие грамматических категорий.
-Картинки решили сыграть с тобой в прятки. Была сумка (картинка убирается)-нет сумки(произносит ребёнок) и т.д. (слива, самолёт, санки, собака и т.д.)
6. Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Вспомни и скажи несколько слов со звуком С.
Этап: автоматизация звука С в словах (в конце слов)
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в словах
Развивать мелкую моторику рук
Развивать образное мышление
Развивать грамматический строй речи
Оборудование: самолёт для артикуляционной гимнастики, предметные картинки на звук С(в конце), картинки для характеристики звука, тренажёр «Один-много»+ картинки предм.
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
- Отгадай такую загадку
Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)
-Правильно, это нос. Послушай, пожалуйста, какой звук я тяну нос-с-с. Этот звук первый или последний?
2. Сообщение темы
-. Правильно ,это звук с. Сегодня мы поиграем в слова с этим звуком. А где будет звук находится, как в слове нос? В конце.
3. Артикуляционная гимнастика
-Язычок гостей встречает, упражненья повторяет, не ленись и ты дружок, где весёлый язычок?
(карточки с артикуляционными упражнениями)
4. Произнесение изолированного звука. Характеристика звука.
- Вспомним, как поются песенки звука С. ( обратные слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..
5. Закрепление в словах
- Ты знаешь, самолётик привез тебе картинки. Давай их посмотрим.
(называние картинок, где звук С в конце слов-названий ПРЕДМЕТОВ)
6. Развитие грамматических категорий.
- Картинки поспорили, сможешь ли ты их посчитать? Я буду говорить про один предмет, а ты про много таких же предметов (тренажёр-«Один-много»)- лиса-много лис, коза-много коз, оса-много ос, и т.д.
6. Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Что было самое интересное?
Этап: автоматизация звука С в словах (в конце слов)
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в словах
Развивать звуковой анализ слов
Развивать слухоречевую память
Развивать грамматический строй речи
Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, предметные картинки на звук С(в конце), картинки для характеристики звука, тренажёр «Один-много»+ картинки предм.
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
- Послушай слова, на какой звук они начинаются? Стоять, спать, служить, сопеть….
2. Сообщение темы
-. Правильно ,это звук С. Сегодня хитрая лисичка снова принесла тебе некоторые игры и упражнения..
3. Артикуляционная гимнастика
-Язычок гостей встречает, упражненья повторяет ,не ленись и ты дружок, где весёлый язычок? (карточки с артикуляционными упражнениями)
4. Произнесение изолированного звука. Характеристика звука.
- Вспомним, как поются песенки звука С. –( обратные слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..
5. Закрепление в словах
- Игра «Ты и я» (Развитие грамматических категорий.)
Я стою -и я стою, я смотрю – и я смотрю (. Перебираются глаголы на звук С)
-называние картинок, где звук С в конце слов-названий ПРЕДМЕТОВ)- кактус, ананас, абрикос, матрос и др.
7. Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Что было самое интересное?
Этап: автоматизация звука С в словах (в середине слова в открытой позиции)
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в словах
Развивать зрительно-пространственную ориентировку
Развивать звуковой анализ слова
Развивать мелкую моторику рук
Оборудование: разрезная картинка, домик для артикуляционных упр., предметные картинки
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
- Вот рассыпалась картинка, помоги её собрать . Аккуратно части ставь-ка- будет целая опять. (разрезная картинка «Слоник») картинка оставляется на всё занятие.
-Кто пришёл к тебе на занятие?
2. Сообщение темы
-. Правильно , это слон. На какой звук начинается слово «слон». Правильно, на звук С. Сегодня мы поиграем в слова с этим звуком.
3. Артикуляционная гимнастика
- Помоги слонёнку дойти до зонтика
4 . Произнесение изолированного звука. Характеристика звука.
- Вспомним, как поются песенки звука С. –( открытые слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..
5. Закрепление в словах
- Ты знаешь, наш гость слоник привёз тебе картинки. Давай их посмотрим и назовём. Для этого поиграем в игру «Разноцветный круг» будем мы волчок вращать и картинки называть. (игра «Разноцветный круг»)
6. Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Слоник говорит тебе «спасибо»!
Этап: автоматизация звука С словах (в середине слова после гласного)
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в словах
Расширять предикативный словарь (словарь признаков)
Развивать звуковой анализ слова
Совершенствовать мелкую моторику рук
Совершенствовать операцию сравнения, зрительное внимание
Оборудование: игра «Отличия», картинки для характеристики звука, игра «Шкафчик», картинки «Скажи наоборот»
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
- Игра «Отличия»
Будь внимательным, смотри, Все отличия найди.
2. Сообщение темы
-Какой звук встретился в словах?
-Правильно , это звук С.
3. Артикуляционная гимнастика
- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)
4 . Произнесение изолированного звука. Характеристика звука.
- Узелочек развяжи, звук ты правильно скажи (при развязывании узелка правильно произносится звук С)
-Ты любишь разгадывать загадки? Вот одна загадка- что же означает эта картинка? (буква С, синий квадрат, колокольчик не работает)
5. Закрепление в словах
Игра «Шкафчик с картинками»- вот в шкафу лежат картинки, правильно их назови-ка. (масло, куст, пусто, кумыс и т.д)
6. Расширение предикативного словаря
-А вот ещё игра «Скажи наоборот». Только старайся произносить звук С правильно. (игра «Скажи наоборот» по картинкам) Эта лента широкая, а эта-…., это солдат смелый, а этот-, этот кот лежит, а этот-…, этот дом низкий, а этот-
7. Развитие звукового анализа слов
-Заглянем ещё раз в шкафчик. Подумай, где находится звук С в этих словах? (звуковая линейка).
8.Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Какая игра тебе понравилась больше всего?
Этап: автоматизация звука С
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в словах
Развивать звуковой анализ слова
Совершенствовать мелкую моторику рук
Развивать грамматический строй речи
Оборудование: игра для артикуляционной гимнастики, загадка-ребус, картонный шкафчик с картинками, картинки гнома и великана.
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
- Пальчиковая гимнастика: Будем пальчики считать и словечки называть:
Раз- посылка, два- сапог, три- сова и осьминог , пять- скакалка и стоять, все слова смогли назвать!
2. Сообщение темы
-Какой звук встретился во всех словах, которые мы называли?
- Правильно , это звук С. Хочешь поиграть в игры со звуком С?
3. Артикуляционная гимнастика
- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка.
- Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.
4 . Произнесение изолированного звука. Характеристика звука.
- Разгадаем загадку. Как ты думаешь, что значат эти картинки? (буква С колокольчик не работает, синий кружок)
5. Закрепление в словах
-Картинки в шкафчике стоят, поиграть с тобой хотят. Откроем шкафчик, назовём на полочках картинки. Старайся говорить звук л правильно.
-Великан и гном спорят, как правильно назвать эти предметы. У великана носок, а гнома маленький-, (слова в зависимости от находящихся картинок)
7. Развитие звукового анализа слов
- Давай покажем гному и великану, как ты хорошо умеешь определять место звука в слове. Отдай великану те картинки, в которых звук С в начале, а гному- в которых в конце.
8.Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Гном и великан благодарят тебя, что ты их помирил!
Этап: автоматизация звука С
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в словосочетаниях
Развивать слоговой анализ слова
Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное соотнесение
Развивать навык согласования сущ-х и прилаг-х
Оборудование: разрезная картинка, предметные картинки, слоговая линейка, игра для артикуляционной гимнастики
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
- Разрезная картинка «Сова»
2. Сообщение темы
- Кого ты собрал на картинке? (Сова)
-Какой звук встретился в этом слове в начале?
- Правильно , это звук С. Мы будем закреплять звук в словосочетаниях, Сова принесла тебе несколько заданий.
3. Артикуляционная гимнастика
- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка.
- Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.
4. Знакомство с термином «словосочетание». Закрепление звука.
- сова придумала тебе несколько хитрых загадок. Сможешь ли ты найти ошибку и сказать правильно? Красный сапоги, высокая слон, сухая свитер, сонная барсук
Сегодня мы учились говорить правильно не просто слова, а словосочетания.Это два слова, подходящих друг к другу.
5. Развитие слогового анализа слов
- Давай покажем оленёнку, как хорошо ты определяешь количество слогов в слове. Прикрути столько крышек, сколько слогов ты слышишь. Сыр, сапоги, кактус.
6.Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Какое словосочетание ты запомнил?
Этап: автоматизация звука С
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в словосочетаниях
Совершенствовать мелкую моторику рук,
Развивать навык согласования сущ-х и прилаг-х
Развивать навык звукового анализа слов
Оборудование: предметные картинки, слоговая линейка, картинка разрезная «Маша»
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
-Ты внимтельней смотри, и картинку собери (разрезная картинка «Слон на самокате»
Давай сделаем гимнастику для пальчиков. Повторяй за мной движения слова:
- Слоник к нам пришёл опять, нам слова надо назвать: СЫР, СОЛОМА, ГОСТИ, СТУЛ, КОСМОНАВТ, НОСОК, УСНУЛ.
2. Сообщение темы
-Какой звук встретился во всех словах? Правильно, звук С. Мы со звуком поиграем, сначала упражненья повторяем!
3. Артикуляционная гимнастика
-Покажем слонику, какие упражнения для языка мы делаем?
- 1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
4. Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок
4. Уточнение произношения звука
- Давай покажем вспомним, как мы уже имеем говорить слова со звуком С. Назовём картинки (предметные)
5. Закрепление звука в словосочетаниях
- Слоник такой непоседа,он иногда делает ошибки в словосочетаниях. Поможем исправить их? (предметные картинки)
Сладкий смородина, светлая волосы, быстрая автобус, сонный сова, полосатая носок,красный сумка
6. Развитие звукового анализа слов
- Слон принес тебе схемы слов. Здесь звук С в начале слова, здесь –в середине, здесь в конце. Разделим картинки на три группы. (предметные картинки)
7.Итог
- Ты сегодня хорошо старался! Слонику понравилось с тобой играть.
Этап: автоматизация звука С
Тема: звук С
Цели: закреплять звук в чистоговорках
Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку
развивать слухоречевую память
совершенствовать навык звукового анализа слов
Оборудование: домик (для артик. гимнастики), картинки предметные, шкафчик с полочками
Ход занятия
1.Оргмомент
Приветствие.
- Послушай стихотворение. Какой звук встречается часто? На сосне сидит синица, Под сосной стоит лисица.
2. Сообщение темы
- Ты догадался, с каким звуком мы сегодня будем играть?
-Правильно, со звуком С
3. Артикуляционная гимнастика
-Но сначала нужно сделать гимнастику для язычка. Вот наш домик необычный, сделаем упражнения на «отлично»
Игра «Домик» с артикуляционными упражнениями.
4. Уточнение произношения звука + пальчиковая гимнастика
- Будем пальчики считать и словечки называть:Раз- собака, два- сапог, три- коса, четыре- сок, ну а пять, ну а пять- будем снова повторять!
5. Закрепление звука в чистоговорках
- На картинки мы глядим, чисто-чисто говорим.
6. Звуковой анализ слов
- Вот картинки. Они перепутались. Давай поставим на верхнюю полку картинки, где звук С в начале слова, на вторую, где в конце слова.
- Ты сегодня хорошо старался! Что тебе понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.
Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия...
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"
Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам
Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....