Исправление речевого слуха.
методическая разработка по логопедии
Упражнения для исправления нарушений речевого слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlenie_rechevogo_sluha.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Исправление речевого слуха
Вы проверили речевой слух ребенка и выписали те пары звуков, которые он между собой путает. Теперь нужно научить его различать эти звуки.
Для работы над речевым слухом можно купить в книжном магазине в отделе логопедической литературы какое-нибудь пособие с речевым материалом и картинками (оно также пригодится для автоматизации звуков). Ниже приводится примерный речевой материал, по аналогии с которым можно придумывать свой собственный. Работа над различением звуков описывается на примере звуков [р — л].
Упражнения выполняются отдельно по отношению к каждому из звуков. Сначала ребенок должен реагировать на звук [р], при повторном выполнении упражнения — на звук [л]. В первоначальном речевом материале не должно быть других сонорных звуков ([й], [л'], [р']).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА
■^ Различение звуков в изолированном положении. Вы произносите различные звуки, среди которых встречаются звуки [р] и [л]: [л], [р]> И» [б], [м], [р] и т. д. Когда ребенок слышит звук [р] (в дальнейшем — звук [л]), он должен поднять руку.
^ Различение звуков в слогах. Вы произносите слоги: [ра], [ды], [ло], [ну], [рэ], [зы] и т. д. Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р] (в дальнейшем — звук [л]). Мягкий и твердый звук это разные звуки, которые по-разному звучат и произносятся, поэтому в слогах не должно попадаться мягких звуков [р'] и [л'].
^ Различение звуков в словах (в одном и том же слове не должно встречаться обоих звуков одновременно, в словах не должны попадаться другие сонорные звуки).
- в начале слова: рак, лук, работа, росток, лопата, ласточка
(следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с од
ним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет
обращать внимание на словесный материал, а начнет просто
поднимать руку через слово); - в середине слова в положении между гласными: корова, моло
ток, сало, город, урок, колос; - в конце слова: вор, мел, комар, опал, гол, кадр, кошмар, вол._
Имейте в виду, что парные звонкие согласные в конце слова
оглушаются ([з] звучит как [с], [ж] — как [ш]), поэтому пы
таться различать их в этой позиции бессмысленно (слово воз
звучит как вое, нож, — как нош).
Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р] (в последующем — звук [л]).
Для детей младшего возраста нужно ограничиться упражнениями на различение звуков, стоящих в начале слова.
■^ Различение звуков на фоне близких по звучанию звуков. В дальнейшем вы включаете в речевой материал другие, близкие по звучанию звуки (в нашем примере — сонорные). Звуковые ряды в этом случае будут выглядеть так: [р], [д], [й], [б], [л], [с], [л'], [р], [н], [р'] и т. д. Слоги — [ма], [ро], [ды], [лы], [йа], [шу], [ли], [ра], [бо], [лю] и т. д. Примерные слова: рак, лодка, яма (звучит — йама), лист, лук, рис, лак, йод, рот и т. д. Аналогичным образом подбирайте слова, где звуки [р] и [л] находятся в середине и в конце слова. Как только ребенок перестанет путать звуки в изолированном положении, в слогах и в начале слова, их можно начинать ставить. Дальнейшую работу над различением звуков в словах (в середине и в конце слова) можно совмещать с постановкой произношения этих звуков и их закреплением.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИИ
- Сначала ребенок должен научиться различать далекие между собой
по звучанию звуки (если он их, конечно, путает), потом — близкие. - Звуки ребенок должен различать попарно (например: [с — ш], [с —
з], [р— л] и т. п.). - Вначале ребенок должен научиться различать между собой каж
дую пару звуков, на фоне далеких от них по звучанию звуков.
Например, при работе над звуками [с] и [ш] в речевом материале
на первых порах не должно попадаться никаких других свистя
щих или шипящих звуков. После того как ребенок научится безо
шибочно отличать друг от друга эти звуки, в задания нужно будет
постепенно включать и другие шипящие и свистящие звуки. - Сначала нужно научить ребенка различать звуки в изолирован
ном произношении, затем в слогах, затем в словах. - Изолированный звук произносите четко, без присоединения к нему
какого бы то ни было гласного звука. Например: [с] (а не [эс] или
[сэ]; [р], (а не [эр] или [рэ]).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние коррекионно-развивающей среды в исправлении речевых нарушений
Коррекционно-развивающая среда с детьми дошкольного возраста...
Влияние коррекционной – развивающей среды в исправлении речевых нарушении
Влияние коррекционной – развивающей среды в...
Предупреждение и исправление речевых нарушений у детей
Материал предназначен родителям, воспитателям. В нем представлена информация о проблеме речевых нарушений у дошкольников и пути предотвращения и исправления недостатков речи....
Психотерапевтические истории как метод формирования мотивации к исправлению речевых нарушений
Консультация для родителей...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Предупреждение и исправление речевых нарушений
Предупреждение и исправление речевых нарушений. Консультация для родителей и воспитателей....
Исправление речевого слуха.
Вы проверили речевой слух ребенка и выписали те пары звуков, которые он между собой путает. Теперь нужно научить его различать эти звуки.Для работы над речевым слухом можно купить в книжном магазине в...