Предупреждение и исправление речевых нарушений
консультация по логопедии на тему
Предупреждение и исправление речевых нарушений. Консультация для родителей и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_rechevykh_narusheniy_u_detey.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Малыш рождается, не владея речью. В этом смысле он близок к детенышу животного. Только в процессе воздействия социума, общения с людьми у ребенка формируется вторая сигнальная система - речь. Ребенок начинает говорить, овладевает навыком коммуникации.
Этот факт подтверждают ведущие отечественные дефектологи, логопеды, педагоги – психологи . Л. С. Выготский замечает, что пассивность младенца в плане коммуникации в течение первых месяцев сменяется на « период рецептивного интереса и период активного интереса…Знаменательным поворотным пунктом является 10-тый месяц, когда по исчезновении бесцельных движений наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание»(Выготский Л. С, Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997,62 стр.) В развитии речи важны и биологический фактор, и социальный. «Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы» (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина Основы логопедии, М.: Просвещение, 1989,стр. 9)
Для формирования полноценной речи малышу необходимы:
• адекватная речевая среда,
• эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми,
• физическое здоровье (сохранные слух, зрение, двигательная сфера, своевременное и правильное развитие головного и спинного мозга)
«Почти все младенцы в отличие от животных рождаются на свет потенциально способными к усвоению речи и при нормальном ходе созревания, достаточно интенсивном обучении довольно быстро ее усваивают» (Немов Р.С. Психология, - М.: Просвещение, 1990,стр.238). Показателем здорового развития младенца служит наличие гуления, лепета, комплекса оживления (малыш узнает мать и отца, оживляется при виде их, шевелит ножками, ручками, улыбается). Родителей должны насторожить «Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета(иногда он появляется к двум годам, а в норме – к четырем-шести месяцам), его необращенность к взрослому – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений.» (Поваляева М. А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006,стр.77)
Будущей маме надо помнить ряд правил, что бы малыш родился здоровым:
• Следить за своим здоровьем, не употреблять спиртное и не курить во время беременности
• Эмоциональное состояние матери влияет на плод. Стрессы для беременной, особенно в первом триместре, очень вредны. Они влияют и на ребенка. А ведь в первом триместре закладывается нервная система младенца
• Достаточное питание и отсутствие простудных или других заболеваний.
• Психологическая готовность. Важно подготовиться не только матери, которой это сделать легче, но и отцу. Помните - это Вы чувствуете каждое движение малыша в животе, а отцу даже представить такое бывает страшно!
Для полноценного психоречевого развития новорожденный ребенок должен иметь определенный уровень сформированности мозговых структур. Кормление грудью и правильные соски помогут укрепить мышцы языка и губ малыша, подготовить его к процессу говорения.
Ваш малыш родился. Он здоров и прекрасен. Теперь ему нужны Ваши любовь и внимание.
Родителей должно насторожить слишком спокойное поведение ребенка ( лежит в кроватке, не требует к себе внимания), слишком нервное поведение младенца (все время плачет, плохо ест, часто просыпается)
Такое поведение может быть признаком задержки психического развития, повышенной нервной возбудимости, признаком более серьезных отклонений.
Очень важно общаться с младенцем, смотреть ему в глаза, улыбаться, ласкать ребенка, разговаривать с ним.
Наградой Вам будет «комплекс оживления», когда малыш выделит вас из общей картины мира, узнает и впервые улыбнется в ответ на Вашу улыбку. Это действие будет первом социально значимым действием в развитии ребенка, формировании его личности. Недостаток ласки, объятий, поцелуев может привести к общему и речевому отставанию в развитии ребенка!
ВАЖНО ПОМНИТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ:
• Не «сюсюкать» с ребенком, не подражать детской речи.
• Стараться реже использовать указательные жесты, меньше делать за ребенка, больше – вместе с ним.
• Речь взрослого должна быть образцом для ребенка: четкая, небыстрая, грамматически правильная, богатая.
• Обязательно читайте ребенку книги, рассматривайте с ним иллюстрации, обсуждайте прочитанное.
• Играйте с детьми в строительные, сюжетные и настольные игры. Обогащайте игру ребенка новыми элементами.
• Уделите внимание мелкой моторике. Самым лучшим упражнением является раскрашивание цветными карандашами.
• Ребенка должна окружать насыщенная дидактическая среда. У него должна быть возможность принимать решения , выбирать игрушки и игру.
• Избавьте ребенка от бессмысленного постоянного шумового фона (всегда работающий телевизор, компьютер, радио и т.д.) Учите ребенка вслушиваться в звучащее слово, покажите ему разнообразие значений слов, превратите общение с ребенком в необходимый процесс. Говорите с ребенком о том, что интересно и ему и Вам.
ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Если все же речь Вашего ребенка нарушена, причины могут быть следующие:
• Физиологические особенности строения речевого аппарата: короткая подъязычная уздечка, массивный язык, значительная аномалия в строении зубов и челюсти,
• Неблагоприятные социально-бытовые условия,
• Слабость мышц языка (гипотонус), чрезмерное напряжение мыши языка (гипертонус), дизартрический компонент,
• Темповая задержка речи,
• Нарушение речи, вызванные патологиями беременности, родов.
В любом случае чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше, тем выше шансы ребенка .
Очень полезны для ребенка упражнения для губ и языка ( их рекомендует Вам логопед), дутье на ватку, свечку, надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, жевательные движения ( пережевывание мяса, овощей, мармелада).
Чтение книг, пересказ прочитанного, беседа по содержанию развивают устную речь, помогают родителям более цельно увидеть картину речевого развития ребенка, объединяют родителя и ребёнка на фоне общих интересов, помогают эмоционально сблизиться.
Логопеды отмечают, что наиболее важным компонентом речи является не звукопроизношение, а словарный запас и грамматический строй. Так же очень важен фонематический слух, то есть различение звуков родного языка на слух. Эти речевые навыки являются базовыми для овладения письмом и чтением, а также для полноценного обучения в школе. «В специальных исследованиях советских ученых, в частности Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др., была вскрыта тесная связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в развитии устной речи детей» (Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и судентов дефектолог. Фак.пед. вуз/под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн.- М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003,- Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи,стр.61).
Помните! Исправить звукопроизношение легче, чем общее речевое развитие! Словарный запас, владение грамматическими формами родного языка – вот, что важнее всего для Вашего малыша!
Подготовила учитель-логопед Сенникова Е.В.
Восточный административный округ Район Гольяново
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 1598( структурное подразделение детский сад № 522)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние коррекионно-развивающей среды в исправлении речевых нарушений
Коррекционно-развивающая среда с детьми дошкольного возраста...
Влияние коррекционной – развивающей среды в исправлении речевых нарушении
Влияние коррекционной – развивающей среды в...
Предупреждение и исправление речевых нарушений у детей
Материал предназначен родителям, воспитателям. В нем представлена информация о проблеме речевых нарушений у дошкольников и пути предотвращения и исправления недостатков речи....
Психотерапевтические истории как метод формирования мотивации к исправлению речевых нарушений
Консультация для родителей...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Игры для предупреждения и исправления речевых ошибок у детей
материал может быть использован родителями...
: Нарушение речи. Методы исправления речевых нарушений
консультация...