Влияние коррекионно-развивающей среды в исправлении речевых нарушений
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Коррекционно-развивающая среда с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_simpozium.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние коррекционной – развивающей среды в
исправлении речевых нарушении
Н.Г. Максимова
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Чебурашка»
с. Дульдурга, Забайкальский край
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих речевые нарушения. Детям с дефектами речи требуется своевременная помощь и поддержка. Актуальной проблемой является создание условий для обучения и развития таких детей.
В педагогических исследованиях особое место занимает вопрос преобразования коррекционной – развивающей среды, в которой происходит воспитание, обучение и развитие человека (М.Н.Ахметова, В.В.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селеванова, А.А.Хуторской).
Коррекционная – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Каждый специалист, работающий с детьми, знает ее неоценимое значение. Это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты.
Современные подходы предполагают более тесное взаимодействие логопеда с детьми. Иной позиции требует личностно – ориентированный способ взаимодействий – это в первую очередь представление ребенку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. Это фактор усиления внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос. Как же продуктивнее организовать коррекционную – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей.
Приоритетным направлением на протяжении нескольких лет у нас в ДОУ «Чебурашка» является поиск своей коррекционной – развивающей среды. При организации коррекционной – развивающей среды в кабинете логопеда мы стремились создать все условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая бы несла в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.
Основное назначение логопедического кабинета – создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Практика показывает, что только правильно организованная коррекционно – развивающая среда влияет на преодоление нарушений речи у детей. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Она является ведущим видом деятельности у дошкольников.
Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведем краткое описание.
Зона развития лексико-грамматической стороны речи, которая способствует ее развитию с помощью рабочих планшетов «Кто? Где? Почему?», «В гости к сказке», содержащих рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, словесные игры и задания по текущей лексической теме. На панно «Чудо – дерево» - «окно в мир природы» экспозицию меняем в зависимости от времени года, что способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения. Здесь же мы расположили театр «Сказочный мир прищепок», с помощью которого идет расширение и пополнение словарного запаса у детей с нарушениями речи.
Коррекционная зона звукопроизношения представлена настенным зеркалом размером 100х50 и индивидуальными зеркалами размером 9х12, рабочими альбомами с артикуляционными упражнениями для успешной постановки звуков и соответствующим занимательным материалом, «Театром Веселого язычка» (биоэнергопластика), «Театром пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика), альбомами со сказками для артикуляционной гимнастики. Эффективность работы с детьми достигается через использование в работе картотек чистоговорок и скороговорок, стихов и загадок на свистящие, шипящие и сонорные звуки, дифференциацию звуков. Здесь же располагаются игры и тренажеры на развитие физиологического дыхания, на поддувание « Сдуй бабочку», «Подуй на дождинки», «Подуй на перышко», «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Самолетики». Положительные эмоции вызывает тренажер «Веселый клоун», он повышает интерес детей к дыхательной гимнастике, способствует развитию правильного дыхания, отрабатывает силу воздушной струй.
Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте представляет собой зону «Речевой полянки» где растут яблони и груши с характеристикой плодов звуков и букв согласных и гласных, корни деревьев представлены трехъярусным наборным полотном. Дети с удовольствием учатся составлять слоги, слова, предложения снимая спелые плоды с деревьев. Большой интерес у детей вызывают игры: «Слоговая ромашка», «Слоговой аквариум» упражняют в составлении слов из слогов, активизируют словарь. Пособие «Звуковые часы», которое мы сделали вместе с детьми, помогают определить заданный звук в начале слова, середине и в конце слова, способствуют развитию фонематического слуха. Игра «Логопедический компьютер», с помощью которого, формируются навыки звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности. Дети знакомятся с графическими изображениями букв. Обучаются чтению односложных, двухсложных слов. Дополняют эту зону азбука, азбука раскраска, разрезная и магнитная. Раздаточный материал: цветные семафоры, карточки, полоски, кассы букв.
Дидактическая зона игр, которая направлена на обучение и формирование правильной речи. Это мини-игры «Магазин», «Лото ассоциация», «Логопедическое лото зоопарк», «Отгадай загадку – подбери отгадку», «Что лишнее», и др. Эти игры учат объединять предметы в группы, развивают наблюдательность, мышление, восприятие, расширяют словарный запас.
Релаксационная зона – уголок игровой психотерапии. Здесь музыка, мягкие кресла, множество мягких игрушек с которыми ребенок делится своими секретами и желаниями. Здесь же проводим массаж и пальчиковые игры, способствующие расслаблению детей. Большое внимание мы уделяем зоне развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Широко используются игры и тренажеры, изготовленные руками логопеда и родителей. Это «Гремящие коробочки», «Волшебные мешочки», «Сухой бассейн», счетные палочки, «Бусы для мамы», «Выложи узор», «Найди заплатку», «Шнуровки», «Ящик ощущений», и др. Однако наибольший интерес у детей вызывают игры «Разноцветные шарики». Это подтверждается анализом результатом диагностики.
В детском саду, в 2010г. было выявлено 7 детей из старшей группы с ФФНР и 2 детей ОНР из подготовительной группы, работа с которыми ведется второй год. После обследования был, намечен план коррекционной работы на индивидуальных и подгрупповых занятиях работа проводилась по устранению недостатков произношения; на подгрупповых занятиях – дети отрабатывали правильную артикуляцию, развивали фонематическое восприятие, учились анализу и синтезу звукового состава слова. Но этого было недостаточно, и мы решили разработать систему игр «Разноцветные шарики». Используя шарики в играх, занятиях, индивидуальной работе с детьми, мы обратили внимание на то, что они могут быть прекрасным инструментом в коррекционной практике. Углубленно работая в этом направлении последние два года, мы сделали вывод о полезности игр с шариками:
-отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к обучению;
-помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;
-развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
-способствуют профилактике дисграфии;
-помогают проводить работу по развитию просодических компонентов речи;
-регулируют силу и точность движений;
-развивают глазомер;
-развивают мышечную силу, стимулируют работу важнейших органов-легких и сердца - повышают обмен веществ.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Регулярное использование данной системы игр в работе с детьми, имеющими диагноз «фонетика – фонематическое недоразвитие речи», «общее недоразвитие речи» отмечаются качественные изменения в речи: словарь обогащается существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами; совершенствуется грамматической стороной речи (уменьшительно – ласкательные суффиксы), дети употребляют слова, изменяя их в роде, числе и падеже; развивается связанная речь. В практике работы с детьми мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук у каждого ребенка. Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики. Например:
- Застегивание пуговиц на собственной одежде и многочисленные игры с «пристежками».
- Шнуровка ботинок и игры – шнуровки.
- Складывание в коробочку различных мелких предметов правой и левой рукой.
- Нанизывание бус.
- Гимнастика для пальчиков с речевым сопровождением.
- Обводка.
- Штриховка и т. д.
От простых игр и задании мы перешли к усложненным. Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели мы используем игры с шариками. Шарики сделаны из различных материалов – деревянные, стеклянные, керамические, каучуковые, металлические.
Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений нами разработаны специальные пособия, выполненные в виде панно из ткани различной фактуры с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон, пластик, тонкая фанера). Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатить шарик по панно. На начальном этапе проводят пальчиками по дорожкам, повторяя их конфигурацию. Так как пособие выполнены из разной ткани (шелк, вельвет, велюр, шерсть, лен), это помогает развивать тактильные ощущения. Затем можно предложить детям проводить пальцем по дорожкам с закрытыми глазами. Ребята пытаются «не сбиться с пути» и рассказывают, какую ткань они ощущают (гладкую, шерстяную в рубчик и т.д.). Игры с шариками.
«Разноцветные шары»
Дети прокатывают шарик снизу вверх различными пальцами правой и левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков. Движения пальцев можно сопровождать чтением стихов.
Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал.
Ф. Бобылев.
«Путешествие Колобка»
Это самый усложненный вариант представленных игровых упражнений. Здесь, развивая мелкую моторику, мы одновременно закрепляем пространственную ориентировку, изучение грамматические формы, правильное конструирование фразы. Дети составляют веселые рассказы о приключениях Колобка, сопровождая свою речь движениями рук.
Итак, к концу учебного года нам удалось достичь следующих результатов: из 7 детей старшей группы полностью исправить речевой дефект удалось 5; двое из них были оставлены для продолжения занятий. Достичь положительного результатов удалось и двум детям из подготовительной группы при посещении кружка «Веселый язычок». Работа в кружке ведется один раз в неделю. Работа над устранением дефектов продолжается.
Опыт работы показывает, что подобные игры с шариками развивают мелкие мышцы руки, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти, способствуют исправлению речевых дефектов и позволяют более успешно проводить подготовку руки ребенка к письму.
Таким образом, влияние коррекционной – развивающей среды в исправлении речевых нарушений создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, влияет на преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; развивает творческие способности, помогает утвердить чувство уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Литература
1.Волкова Л.С. Логопедия.- М.,1989.
2.ЖуковаН.С., МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.
3.Крупченко О.И. пальчиковые игры. Спб.: Изд. дом «Литера», 2005.
4.Лобанова Е.А. Организация речевой среды как средство формирования познавательной активности дошкольников: УМП/ Е.А. Лобанова. Балашов: Изд. «Николаев», 2005.
5.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М Олма – Пресс, 2001.
6.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние коррекционной – развивающей среды в исправлении речевых нарушении
Влияние коррекционной – развивающей среды в...
Предупреждение и исправление речевых нарушений у детей
Материал предназначен родителям, воспитателям. В нем представлена информация о проблеме речевых нарушений у дошкольников и пути предотвращения и исправления недостатков речи....
Психотерапевтические истории как метод формирования мотивации к исправлению речевых нарушений
Консультация для родителей...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Предупреждение и исправление речевых нарушений
Предупреждение и исправление речевых нарушений. Консультация для родителей и воспитателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...
: Нарушение речи. Методы исправления речевых нарушений
консультация...