Проект «Запоминай-ка»
проект по логопедии (подготовительная группа)
«Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи и формированию психических функций детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Запоминай-ка»
«Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи и формированию психических функций детей старшего дошкольного возраста»
Проблема
В последние годы стремительными темпами увеличивается число дошкольников с нарушениями речи и психических функций. В результате таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, возрастание количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка происходит увеличение количества речевых нарушений (Т. А. Ткаченко [1997]). Огромный поток информации, получаемый ребенком в современном мире, невозможность справиться с её обработкой самостоятельно- это печальная реальность, в которой оказались дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения, увеличение количества неуспевающих учащихся в школе (Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко [2019]).
От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов:
-наблюдается недостаточное устойчивое внимание,
-снижается вербальная память,
-страдает продуктивность запоминания.
Обучение рациональным приёмам обработки информации, т.е. приемам мнемотехники, позволяет выработать навык грамотной обработки информации у детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что дошкольный возраст-это возраст образных форм сознания. Научные исследования и практика подтверждают, что у дошкольников преобладают наглядно-образное мышление и эмоционально-образная память. Использование наглядных схем, моделей, изображений помогает детям зрительно представить абстрактные понятия, переведя их в понятные детскому опыту символы. Мнемотехника – это совокупность приёмов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Мнемотехнические приёмы работают путём перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей.
- Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
- Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации; - Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Цель: Развития речи и психических функций детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Задачи:
- Расширять и обогащать словарный запас детей; развивать грамматически правильную связную речь; закреплять произношение звуков в словах, фразах.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
- Развивать творческие способности детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, нуждающиеся в коррекционном воздействии, учителя-логопеды, учитель-дефектолог.
Срок реализации проекта
С 01 сентября 2021 по 31 августа 2022 года.
Этапы проекта
1 – этап: Организационный
Поисково – теоретический.
Мониторинг речевого развития детей старшей и подготовительной группы. Анализ результатов мониторинга. Изучение литературы по данной проблеме. Подбор и изготовление необходимых дидактических пособий. Составление плана работы.
Срок реализации: сентябрь 2021 г.
2 – этап : Основной – практический
Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; «организующие моменты», «события», «сезонные явления в природе»);
Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
Работа с воспитанниками:
Образовательные:
- формировать умение детей использовать мнемотаблицы и мнемодорожки при составлении описательных рассказов, пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений.
Развивающие:
- совершенствовать развитие связной речи при составлении описательных рассказов, пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений;
- способствовать развитию образного и логического мышления;
- развитие зрительной и слуховой памяти и внимания.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению и художественному рассказыванию произведений детской художественной литературы и фольклора. Самостоятельное составление коротких описательных рассказов.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;
- Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц;
3 этап. Результативный. Заключительный.
Мониторинг (логопедическое обследование детей).
Оценка результатов работы. (отчёт презентация на педагогическом совете).
Ожидаемый результат: в ходе реализации проекта дети научатся самостоятельно, с опорой на мнемосхемы, разучивать стихи, пересказывать небольшие сказки и рассказы; расширится их словарный запас; речь станет последовательной, грамматически правильной; увеличится объем памяти.
Список литературы
1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы
Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....
Так учить легко! Видим, слышим, запоминаем.
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ. УЧИМ СТИХОТОРЕНИЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ....
Консультация для воспитателей "Ты - мне, я - тебе" (учимся запоминать стихи).
Замечательно, если человек владеет красивой образной речью и при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. "Какая речь! Какая память!" - восхищаются окружающ...
Презентация проекта "Думай, называй, запоминай"
Проблема формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о ме...
Проект «Играй, познавай, запоминай!»
Проект направлен на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста....
Проект « Играй, познавай, запоминай» Отзывы педагогов и родителей на проект.
Отзывы на проект....
проект "Думай, называй, запоминай"
Долгосрочный практико-ориентированный проект "Думай, называй, запоминай"...