Консультация для воспитателей "Ты - мне, я - тебе" (учимся запоминать стихи).
занимательные факты по теме
Замечательно, если человек владеет красивой образной речью и при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. "Какая речь! Какая память!" - восхищаются окружающие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ»
Учимся запоминать стихи.
Замечательно, если человек владеет красивой образной речью и при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются окружающие.
Не случайно восхищаются папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Зато как страдают те, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни стараются при этом домочадцы.
Почему дети плохо запоминают тексты? Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями, то есть нет мотивации для запоминания. А если нет мотивации – нет результативной деятельности.
Я хочу поделиться с вами некоторыми приемами лучшего запоминания стихов.
Чтобы не испортить с ребёнком добрых отношений, требуя от него невозможного, для заучивания следует подбирать такие стихи, которые ему интересны, помогают общаться. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей, определит ведущего в игре.
При заучивании стихов очень часто используют принцип «Повторенье – мать ученья». Однако от многократного повторения можно разлюбить даже замечательный текст, к тому же такое повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Я считаю, что необходимо призвать на помощь и другие виды памяти, например, зрительную, двигательную, обонятельную, вкусовую, осязательную. И, конечно, не забывать, что самая сильная память – эмоциональная. Значит, заучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – видимым, представляемым.
Первый прием: запоминание и проговаривание хором. Он удачен тем, что дает возможность не растеряться тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в хоре голосов.
Второй прием я назвала «Интересные слова». Все непонятные и трудные слова в стихотворении мы с детьми обсуждаем, чтобы они поняли, о чем идет речь. Спрашиваю вначале, знают ли они, что это слово обозначает. Стараюсь, чтобы дети описывали предмет. Например: с чем ассоциируется слово авоська? Сетка, сумка, кличка собаки. А слово олеандр можно разделить на два слова: Оле Андрей подарил цветок.
Третий прием – «Передай стишок».
При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, и педагог, читая стихотворение, раздает каждому по одной строчке, конечно, в устной форме. Дается установка запомнить, повторить и дотронуться рукой до руки соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так далее. Можно при этом использовать флажок или игрушку. «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью - длинные строчки, с плохой – короткие.
Четвертый прием – «Лестница».
Нужно предложить детям представить ступеньки лестницы, на которых как бы разложен текст стихотворения, а потом мысленно шагать по ступенькам и читать. С маленькими детьми я использую пальчики – для каждой строчки свой пальчик. Например: « Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…»
Пятый прием – «Ты мне, я тебе».
Особенно быстро помогают запомнить стихи диалоги, которые дети читают по очереди. Ребята вживаются в роль персонажа и читают текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.
- Где ты была сегодня, киса?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
Шестой прием – «Оркестр».
Строчку начинает читать один ребенок, затем к нему присоединяется все больше чтецов. «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»
Седьмой прием я назвала – «Артисты».
Текст читается от какого-то образа. Сообща разбираем, как эти стихотворные строчки может произнести малыш, взрослый человек, сердитый или радостный?
Выпал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Хочу познакомить вас еще с одним приемом, он нам с детства очень нравится. Называется «Фантазеры». В нем широко используется образная память. Сначала я читаю выразительно весь текст, а затем предлагаю детям придумать к каждой строчке какое-нибудь действие, движение. Дети охотно предлагают разные движения.
Цель разучить я ставлю перед собой, а не перед детьми. Они же проживают весь текст вместе с героями. Если дети не могут изобразить некоторые действия в одиночку, можно выполнять их в паре.
Этот прием хорошо использовать и для изучения нового материала. Детям трудно бывает запомнить, например, названия грибов. Для этого беру такое стихотворение:
Топ-топ (ударить правой и левой рукой поочередно по коленям),
Пять шагов (правую руку вперед разжав пальцы) –
В кузовочке пять грибов (левую руку выносят вперед, разжав пальцы).
Мухомор красный (грозим указательным пальцем правой руки) –
Гриб опасный.
А второй – волнушка,
Розовое ушко. (Дотронутся рукой до мочки уха.)
Третий гриб – лисичка,
Рыжая косичка. (Дотронуться рукой до «косы» сзади головы.)
А четвертый – сморчок,
Бородатый старичок. (Имитируем поглаживание бороды.)
Пятый гриб – белый. (Ладошки складываем тарелочкой и подносим ко рту.)
Ешь его смело!
Еще используем этот прием в физкультминутках, играх на воображение, на придумывание новых движений, закрепление пройденного материала. Главное, чтобы детям было весело, комфортно, радостно, чтобы они чувствовали себя успешными!
Смотри, какой большой сугроб.
Вот это у сугроба лоб,
Вот это лапы, это нос.
- Ты кто? – задали мы вопрос.
И притвориться не сумев,
Он скажет:
- Здравствуйте,
Я – лев!
Ночь
Спят лягушки-дяди,
Спят лягушки-тети
В мокром и уютном
Илистом болоте.
Аист одноногий
Стоя спит на хате.
Только я, несчастный,
Должен спать в кровати.
Печь
Мы спросили нашу печь:
- Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом.
Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечка!
* * *
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач,
Весь четверг играли в мяч,
Чашку в пятницу помыли,
А в субботу торт купили.
Всех друзей на день рожденья
Пригласили в воскресенье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей дошкольников "Как научить ребенка запоминать стихи"
Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все виды памяти....
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»
Учить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что этот навык будет полезен в школе. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые п...
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»
Учить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что этот навык будет полезен в школе. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые п...
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»
Учить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что этот навык будет полезен в школе. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые п...
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»...
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»
Консультация для родителей о методах и приемах быстрого заучивания стихотворений с детьми....
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»
Учить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что этот навык будет полезен в школе. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые п...