Развитие речи детей старшего возраста.
статья по логопедии (старшая группа)

Ольшина Анна Сергеевна

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Как известно, эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развитая речь выступает «вначале как средство общения, обозначения, в будущем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует различную деятельность и поведение человека [8].

Н.С. Жукова [11] уверена, что развитие словаря – это основная и важная задача в формировании речи. Речь развивается в непосредственной связи с накоплением словарного запаса.

Слово – лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове выделяется его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическая структура [15].

Словарь – это слова (основные единицы речи), которые обозначают предметы, объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности. Ученые-лингвисты подразделяют словарь на активный и пассивный. Активный словарь или экспрессивная речь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и применяет. Это часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции.  [15].

К пассивному словарю относятся слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Пассивный словарь, импрессивная речь другими словами, значительно больше активного, это слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. [18].

Далее представим краткую характеристику частей речи, рассматриваемых в настоящей курсовой работе, на основе анализа пособия Т.А. Ткаченко [28].

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? («человек», «животное», «молодёжь», «музей», «Москва», «доброта», «бег», «синева») и имеет категории рода, числа и падежа.

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.

Синтаксическая функция: в предложении имя существительное может быть любым членом предложения: как главным – подлежащим или сказуемым, так и второстепенным – дополнением, определением, обстоятельством. Но в абсолютном большинстве случаев синтаксическая роль имени существительного: подлежащее или дополнение. [10]

Нарицательные - существительные, представляющие собой обобщённые наименования однородных предметов и явлений («море», «река», «созвездие», «город», «гора», «чувство» и т. д.). Эти наименования носят понятийный характер, поскольку служат именем не отдельного конкретного предмета, а всех предметов и явлений одного типа. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Имена собственные - существительные, обозначающие индивидуальные названия отдельных живых существ, предметов или явлений и выделяющие его из ряда однородных («Енисей», «Стрелец», «Памир», «Рязань, «Марина Цветаева» и т. п.). К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества, псевдонимы и прозвища людей, клички животных; географические, астрономические названия; названия произведений литературы и искусства, газет, журналов; исторических событий, праздников, предприятий, магазинов, кафе и т. д. Одни и те же слова могут быть как нарицательными, так и именами собственными.

Одушевлённые существительные обозначают живые существа (людей, животных) и отвечают на вопрос кто? Например: «врач», «спортсмен», «медведь», «журавль».

Неодушевлённые существительные обозначают наименования неживых предметов, явлений, абстрактных понятий и отвечают на вопрос что? Например: «велосипед», «учебник», «вечер», «радость». [3]

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета. Слово «прилагательное» имеет латинские корни и происходит от глагола «adicio», который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и есть смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или, выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.

Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.

Классификация прилагательных происходит по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т.е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равнозначные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой. [18]

Классификация по первому основанию делит прилагательные на два лексико-грамматических разряда – на прилагательные качественные и относительные.

В составе относительных прилагательных находятся собственно относительные (притяжательные и непритяжательные), порядковые и местоименные прилагательные. Классификация по второму основанию делит имена прилагательные на:

- знаменательные,

- местоименные.

К числу знаменательных прилагательных относятся все качественные прилагательные и все относительные, кроме местоименных.

Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа. Все эти категории у прилагательного словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются. [11]

Глаголы - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета (отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»), например: «говорить», «читать», «привезти», «расти», «сберечь», «таять», «задуматься». Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на -ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. [9]

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое («Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире»), но может выступать и в качестве других членов предложения, например, подлежащего («Учиться - наша задача»), несогласованного определения («У него было горячее желание учиться»), обстоятельства («Он уехал учиться»), дополнения («Учитель советовал нам больше читать»).

Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: «читать журнал», «любить оперу», «отправить телеграмму», «привезти газеты».

Все остальные глаголы - глаголы непереходные, например: «расти в лесу», «улететь на юг», «грозить неприятелю».

Глаголы, имеющие особый постфикс -ся(сь), называются возвратными, например: «дымиться (дымить)», «купаться (купать)», «строиться (строить)». Постфикс-ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: «купается», «купаются», «купался», «купаются». Все возвратные глаголы — непереходные. [11]

Глаголы изменяются по временам: они могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы также изменяются по лицам и числам. Пример: сто ю, сто ишь, сто ит, сто им, сто ите, сто ят; а в прошедшем времени — по числам и родам (в единственном числе). Пример: стоял, стоял а, стоял и. В предложении глагол обычно выступает в роли сказуемого.

Таким образом, под словарем понимается совокупность слов (основных единиц речи), обозначающих предметы, объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности. Словарь подразделяется на активный (используемый в речи) и пассивный (в речи не используется, но субъект знаком и понимает данное слово).

  1. Формирование словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей в дошкольном возрасте с нормальным речевым онтогенезом

Основной движущей силой развития речи ребенка является семантика языка, и придают большое значение расширению границ смысловой стороны слова как важной задаче словарной работы. Усвоение ребенком лексической семантики является одним из наисложнейших психологических процессов. 

Так, по данным О.В. Александровой [1], количественный показатель словаря у детей в норме развития в онтогенезе составляет: 1 год - 9 слов, 1 год 5 месяцев - 39 - 100 слов, 2 года - 200 - 400 слов, 3 года 6 месяцев - 1000 - 1110 слов, 4 года - 1600 до 2000 слов, 5 лет - 2200 слов. Такое развитие словаря обеспечивает ребенку практически полное понимание речи взрослых, а также возможность словесно оформить и выразить свои мысли.

В исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, убедительно продемонстрировано, что детские слова лишь постепенно приобретают статус полновесных словесных знаков. Значения, закрепляемые за ними, постоянно изменяются и развиваются.

В речи ребенка появляются сначала существительные, а прилагательные возникают намного позже [13]. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что прилагательные обозначают признаки, свойства предметов, и чтобы выделить из образа предмета какой-либо признак, нужен достаточно высокий уровень когнитивного развития. Когда ребёнок произносит слова (существительные), он не имеет в виду их название, а это, скорее, сообщение о своих желаниях. Особенно это заметно на малышах, которые только освоили указательный жест и ещё не знают названий многих предметов, а показывают на них и ждут, что родители их назовут. Поэтому, значение первых слов (существительных) приобретает расплывчатый характер, их значение аморфное. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. 

Существительные некоторое время употребляются в неизменяемом виде. Исходной первоначальной формой существительного, как правило, является именительный падеж, так как именно эту форму ребёнок слышит от взрослого, называющего ему окружающие предметы. [1]

Слово для ребенка в первый год жизни чаще всего означает не вещь, а действие; поэтому глаголы первые приобретают грамматические формы. Слова часто не являются именами, а представляют собой нечто вроде целого предложения: словом-пить привлекает внимание к стакану с водой и т.п. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (без чередования в основе) (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы. Глаголы особенно важны, поскольку они помогают ребенку описывать ситуации, составляя предложения.

А вот прилагательные появляются в речи ребенка позже, чем существительные и глаголы. Если проанализировать состав лексикона ребенка полутора-двух лет, то окажется, что в нем преобладают существительные, на втором месте глаголы, а прилагательных ничтожно мало. Если проанализировать состав лексикона ребенка полутора-двух лет, то окажется, что в нем преобладают глаголы и существительные. Это и понятно: ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов. Качество ведь есть нечто второстепенное по отношению к предмету. В первичной картине мира, которую отражает речь ребенка, присутствуют в первую очередь предметы и действия, что и создает предпосылки для формирования в дальнейшем категорий существитель­ного и глагола. [16]

Л. С. Выготским было сформулировано положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение положением о смысловом и системном развитии значения слова.

Под смысловым развитием значения слова Л. С. Выготский понимал тот факт, что в процессе развития ребенка отнесение слова к предмету, выделение соответствующих признаков и отнесение предмета к известной системе категории не остаются неизменными, а меняются по мере развития ребенка.

Под системным развитием слова он понимал, что за значением слова на разных этапах стоят разные психологические процессы, и таким образом с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное психологическое строение. [3]

Л. С. Выготский обнаружил, что значение слова у ребенка развивается в процессе его роста. Состав начального детского словаря неоднороден, в него входят, во-первых, нормативные слова, звуковая форма которых, как правило, упрощается ребенком. В основном это простые слова, обозначающие окружающих взрослых и предметы, с которыми ребенок взаимодействует.

Первые слова ребенка многозначные, их значение аморфное, расплывчатое. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, цель, и действие с предметом. Например, словом «киса» ребенок называет всех кошек: и пушистых, и гладкошерстных, разного цвета и тому подобное. А также этим словом называет и маленьких существ, похожих на кошку, в том числе как игрушечных, так и живых [5]. Когда ребенок, осуществляет такие обобщения, переходит установленные для него границы, возникает гипергенерализация. В таком случае он может назвать кошкой собаку или вообще всех животных. 

Развитие значения начинается у ребенка в 6 месяцев (когда для ребенка слово стало знаком) вместе с предметной отнесенностью, но только при определенных условиях: жест, положение ребенка, интонация, кто говорит, сохранные сенсорные системы. Постепенно эти условия отпадают, но долго остается интонация.

К концу первого года жизни ребенок произносит уже отдельные слова - названия предметов, которые ему чаще всего встречаются. В это время ребенок воспринимает слово как неотъемлемое свойство предмета. 

В возрасте до 11 месяцев у ребенка насчитывается 5-10 слов. Экспрессивный словарь в этот период развивается медленно и резко отстает от пассивного. На этом этапе развития словаря использование слов в речи предполагает сохранность речедвигательного анализатора, первичных специфических механизмов. [6]

После первого года жизни возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыши чаще употребляют осмысленные слова. До 1,5 лет фразовая речь у детей отсутствует. Фразовая речь возникает лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 -60 слов. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни (100 -300 слов). Чаще всего это существительные (игрушки, предметы ближнего окружения), реже глаголы, наречия. Из прилагательных, в основном обозначающие размер предмета (большой, маленький). Объём словаря зависит от условий воспитания ребёнка, а качество – от лексики взрослых. Рост как активного, так и пассивного словаря ребенка связано с развитием мышления, игровой деятельности [27]. Возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыши чаще употребляют осмысленные слова. 

Л. П. Федоренко также выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. [32]

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей. К концу 2-го года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, то есть начинает понимать обобщенное значение наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных.

После трех лет возрастает понимание речи. Словарный запас увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов (игрушки, одежда, посуда), начинает шире использовать глаголы. Но всё же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), глаголы (25%), прилагательные (15%). В этом возрасте преобладают слова – названия, а обобщающие слова отсутствуют. Ребенок задает вопросы, касающиеся окружающих его объектов и явления, а также признаков, что служит сигналом того, что в сознании ребенка формируется некая система слов, касающихся одной ситуации, формируются группы этих слов. Ребенок отталкивается от чувственного восприятия данной ситуации и среди рефлексивных слов доминирующими являются названия предметов и явлений, окружающих ребенка (собака - косточка). Здесь еще нет сформированной лексической системности. Понятие слов тождественно с понятием словосочетаний. Преобладают синтагматические ассоциации (собака - гавкает). [17] В возрасте 3 лет дети починают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действии и форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).

К концу четвёртого года жизни словарный запас достигает 1500 – 2000 слов. Теперь ребёнок в самостоятельной речи не использует собирательные существительные (одежда, обувь, овощи). Активный словарный запас, которым располагает ребёнок, на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. [11] Но нередко испытывает трудности, когда надо передать содержание сказки, чужой речи. В этом возрасте появляется мотивированное отношение к лексике. Ребёнок начинает употреблять слова, отсутствующие в лексике (лопаткой копают, значит она «копатка»).

На пятом году жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь становится богаче, разнообразней и точнее. Чем старше ребёнок, тем больше влияния оказывают на его речевое развитие окружающие. Активный словарь увеличивается от 2500 до 3000 слов. Всё чаще появляются прилагательные, наречия, личные местоимения, начинают появляться притяжательные прилагательные (заячий хвост, еловая шишка. Появляются сложные предлоги (из-под, около), появляются обобщающие понятия (овощи, посуда). Примерно к 5 в годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, то есть слова третьей степени обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем обобщения для слои второй степени обобщения.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи. Дошкольник имеет достаточно развитую активную речь. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий деталей предметов, отдельных частей, начинают широко употреблять приставки и суффиксы. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом. К концу шестого года ребёнок тонко дифференцирует собирательные существительные (дикие и домашние животные). Многие слова из пассивного словаря переходят в активный. [8]

Как подчеркивает Р.И. Лалаева, строение значения слова в различные возрастные периоды является разной. Анализ показывает, что первоначально ребенок усваивает денотативный компонент значения слова, то есть происходит установление связи между определенным предметом (денотатом) и его обозначением. Ребенок овладевает понятийным компонентом значения слова по мере усвоения процессов анализа, синтеза, сопоставления и генерализации. Поясняя значение слова стул, ребенок вначале говорит: «На нем сидят». Позже он иначе объясняет слово стул. «Это - мебель», то есть пытается соотнести это слово с более общим смыслом и определяет его на основе связей между словами в системе языка. Также ребенок усваивает и контекстуальное значение слова. [16] Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

  В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со сверстниками и взрослыми, может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он точно подбирает слова, связывая факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, одежда летняя и зимняя). Ребёнок чаще начинает употреблять отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользуется эпитетами. [12]

Итак, расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста, приводят к постепенному росту словаря. Так, у детей с нормальным речевым онтогенезом, слова связываются друг с другом множеством смысловых связей, определенным образом организовываются в лексическую систему. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Так же, следует отметить, что важнейшей составляющей процесса речевого общения, понимания, восприятия и осмысления информации, выступает значение слова. Оно составляет основу речевого мышления и речевой деятельности в целом.

  1. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В настоящее время дизартрия рассматривается как сложное речевое расстройство центрально-органического генеза, в структуре которого сочетается психологическая, неврологическая, речевая симптоматика. У дошкольников наиболее часто встречается легкая степень псевдобульбарной дизартрии, которая может проявляться без выраженных двигательных расстройств и грубых нарушений произносительной стороны речи. [16]

Существуют несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга. Бульбарная (характерны поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер). Корковая (нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры). Мозжечковая (поражение мозжечка или его проводящих путей. Эта форма характеризуется тем, что речь растянутая, скандированная с нарушением модуляции и меняющейся громкостью). Псевдобульбарная (это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата вследствие органического поражения нервной системы). Экстрапирамидная (возникает при поражении подкорковых узлов и нервных связей). Стертая (проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы). [24]

Наиболее распространенным речевым нарушением в дошкольном возрасте является стертая форма дизартрии, проявляющаяся в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая [19]. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Стертая дизартрия (смазанная) – это нарушение, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен логопедом и исследователем О. А. Токаревой [28], которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют их. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).

Одни авторы, (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова) относят к стертой дизартрии все нарушения артикуляции, речевого дыхания и фонации, формирующиеся в результате поражения различных уровней центральной нервной системы ребенка. Они утверждают, в зависимости от поражения нервной системы у ребенка, проявление дизартрии будет неодинаковым. Одной такой формой является псевдобульбарная дизартрия легкой степени. [18]

Другие авторы, (К. А. Семенова, М. Я. Смуглин) включают в разряд стертой дизартрии только те формы речевых нарушений, при которых недостатки звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц.

Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры и др. У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. [20]

Отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно – при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ. Наблюдается плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает. [22]

Наряду с расстройствами артикуляции при разных формах дизартрий, как указывает большинство исследователей, обычно имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изменения произношения отдельных звуков, приводя их к изменению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. А изменение тонуса артикуляционных мышц приводит к нарушениям динамических ударений [4]. Также негативное влияние на состояние звукопроизношения, которое его утяжеляет, является ограниченная подвижность мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков речи. [5]

Ограниченная подвижность мышц артикуляции зависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры. При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение, как гласных, так и согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Ограничение подвижности губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. [13]

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок. Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования. Следует подчеркнуть, что при дизартрии существенно страдает голос. Он изменяется и становится натужным, хриплым или, наоборот, очень слабым и тихим. Следовательно, малоразборчивая, невнятная речь при дизартрии обусловливается не только расстройствами артикуляционного аппарата, но и недостаточностью окраски речи, ее интонационно-мелодической стороны, иными словами, нарушением просодики.

В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

В логопедической литературе отмечается такой факт. Некоторые дети не замечают, что произносят те или иные звуки неправильно, однако обращают внимание на аналогичные дефекты в чужой речи, а также и в собственной, воспроизведенной через магнитофон. [5]

Интонационно – выразительная окраска речи детей со стёртой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен.

Из-за нарушений иннервации дыхательных мышц при дизартрии нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. [2]

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка. В литературе отмечается, что речь дошкольников с дизартрией является «смазанной», звукопроизношение ухудшается в спонтанном речевом потоке. [2]

Таким образом, сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Тем не менее, минимальные проявления дизартрии характеризуются нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи. Искажаются как простые, так и сложные звуки, гласные произносятся неясно и с носовым оттенком. Изолированное произношение осуществляется лучше, нежели в речевом потоке. Автоматизация значительно затруднена, поставленные звуки часто не используются в спонтанной речи. Дыхание поверхностное, наблюдается нарушение темпа речи. Страдает координация движений. У таких детей встречается нарушение зрительного или пространственного восприятия, что приводит к бедности словаря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Как известно, эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развитая речь выступает «вначале как средство общения, обозначения, в будущем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует различную деятельность и поведение человека [8].

Н.С. Жукова [11] уверена, что развитие словаря – это основная и важная задача в формировании речи. Речь развивается в непосредственной связи с накоплением словарного запаса.

Слово – лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове выделяется его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическая структура [15].

Словарь – это слова (основные единицы речи), которые обозначают предметы, объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности. Ученые-лингвисты подразделяют словарь на активный и пассивный. Активный словарь или экспрессивная речь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и применяет. Это часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции.  [15].

К пассивному словарю относятся слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Пассивный словарь, импрессивная речь другими словами, значительно больше активного, это слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. [18].

Далее представим краткую характеристику частей речи, рассматриваемых в настоящей курсовой работе, на основе анализа пособия Т.А. Ткаченко [28].

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? («человек», «животное», «молодёжь», «музей», «Москва», «доброта», «бег», «синева») и имеет категории рода, числа и падежа.

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.

Синтаксическая функция: в предложении имя существительное может быть любым членом предложения: как главным – подлежащим или сказуемым, так и второстепенным – дополнением, определением, обстоятельством. Но в абсолютном большинстве случаев синтаксическая роль имени существительного: подлежащее или дополнение. [10]

Нарицательные - существительные, представляющие собой обобщённые наименования однородных предметов и явлений («море», «река», «созвездие», «город», «гора», «чувство» и т. д.). Эти наименования носят понятийный характер, поскольку служат именем не отдельного конкретного предмета, а всех предметов и явлений одного типа. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Имена собственные - существительные, обозначающие индивидуальные названия отдельных живых существ, предметов или явлений и выделяющие его из ряда однородных («Енисей», «Стрелец», «Памир», «Рязань, «Марина Цветаева» и т. п.). К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества, псевдонимы и прозвища людей, клички животных; географические, астрономические названия; названия произведений литературы и искусства, газет, журналов; исторических событий, праздников, предприятий, магазинов, кафе и т. д. Одни и те же слова могут быть как нарицательными, так и именами собственными.

Одушевлённые существительные обозначают живые существа (людей, животных) и отвечают на вопрос кто? Например: «врач», «спортсмен», «медведь», «журавль».

Неодушевлённые существительные обозначают наименования неживых предметов, явлений, абстрактных понятий и отвечают на вопрос что? Например: «велосипед», «учебник», «вечер», «радость». [3]

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета. Слово «прилагательное» имеет латинские корни и происходит от глагола «adicio», который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и есть смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или, выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.

Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.

Классификация прилагательных происходит по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т.е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равнозначные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой. [18]

Классификация по первому основанию делит прилагательные на два лексико-грамматических разряда – на прилагательные качественные и относительные.

В составе относительных прилагательных находятся собственно относительные (притяжательные и непритяжательные), порядковые и местоименные прилагательные. Классификация по второму основанию делит имена прилагательные на:

- знаменательные,

- местоименные.

К числу знаменательных прилагательных относятся все качественные прилагательные и все относительные, кроме местоименных.

Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа. Все эти категории у прилагательного словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются. [11]

Глаголы - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета (отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»), например: «говорить», «читать», «привезти», «расти», «сберечь», «таять», «задуматься». Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на -ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. [9]

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое («Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире»), но может выступать и в качестве других членов предложения, например, подлежащего («Учиться - наша задача»), несогласованного определения («У него было горячее желание учиться»), обстоятельства («Он уехал учиться»), дополнения («Учитель советовал нам больше читать»).

Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: «читать журнал», «любить оперу», «отправить телеграмму», «привезти газеты».

Все остальные глаголы - глаголы непереходные, например: «расти в лесу», «улететь на юг», «грозить неприятелю».

Глаголы, имеющие особый постфикс -ся(сь), называются возвратными, например: «дымиться (дымить)», «купаться (купать)», «строиться (строить)». Постфикс-ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: «купается», «купаются», «купался», «купаются». Все возвратные глаголы — непереходные. [11]

Глаголы изменяются по временам: они могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы также изменяются по лицам и числам. Пример: сто ю, сто ишь, сто ит, сто им, сто ите, сто ят; а в прошедшем времени — по числам и родам (в единственном числе). Пример: стоял, стоял а, стоял и. В предложении глагол обычно выступает в роли сказуемого.

Таким образом, под словарем понимается совокупность слов (основных единиц речи), обозначающих предметы, объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности. Словарь подразделяется на активный (используемый в речи) и пассивный (в речи не используется, но субъект знаком и понимает данное слово).

  1. Формирование словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей в дошкольном возрасте с нормальным речевым онтогенезом

Основной движущей силой развития речи ребенка является семантика языка, и придают большое значение расширению границ смысловой стороны слова как важной задаче словарной работы. Усвоение ребенком лексической семантики является одним из наисложнейших психологических процессов.  

Так, по данным О.В. Александровой [1], количественный показатель словаря у детей в норме развития в онтогенезе составляет: 1 год - 9 слов, 1 год 5 месяцев - 39 - 100 слов, 2 года - 200 - 400 слов, 3 года 6 месяцев - 1000 - 1110 слов, 4 года - 1600 до 2000 слов, 5 лет - 2200 слов. Такое развитие словаря обеспечивает ребенку практически полное понимание речи взрослых, а также возможность словесно оформить и выразить свои мысли.

В исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, убедительно продемонстрировано, что детские слова лишь постепенно приобретают статус полновесных словесных знаков. Значения, закрепляемые за ними, постоянно изменяются и развиваются.

В речи ребенка появляются сначала существительные, а прилагательные возникают намного позже [13]. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что прилагательные обозначают признаки, свойства предметов, и чтобы выделить из образа предмета какой-либо признак, нужен достаточно высокий уровень когнитивного развития. Когда ребёнок произносит слова (существительные), он не имеет в виду их название, а это, скорее, сообщение о своих желаниях. Особенно это заметно на малышах, которые только освоили указательный жест и ещё не знают названий многих предметов, а показывают на них и ждут, что родители их назовут. Поэтому, значение первых слов (существительных) приобретает расплывчатый характер, их значение аморфное. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. 

Существительные некоторое время употребляются в неизменяемом виде. Исходной первоначальной формой существительного, как правило, является именительный падеж, так как именно эту форму ребёнок слышит от взрослого, называющего ему окружающие предметы. [1]

Слово для ребенка в первый год жизни чаще всего означает не вещь, а действие; поэтому глаголы первые приобретают грамматические формы. Слова часто не являются именами, а представляют собой нечто вроде целого предложения: словом-пить привлекает внимание к стакану с водой и т.п. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (без чередования в основе) (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы. Глаголы особенно важны, поскольку они помогают ребенку описывать ситуации, составляя предложения.

А вот прилагательные появляются в речи ребенка позже, чем существительные и глаголы. Если проанализировать состав лексикона ребенка полутора-двух лет, то окажется, что в нем преобладают существительные, на втором месте глаголы, а прилагательных ничтожно мало. Если проанализировать состав лексикона ребенка полутора-двух лет, то окажется, что в нем преобладают глаголы и существительные. Это и понятно: ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов. Качество ведь есть нечто второстепенное по отношению к предмету. В первичной картине мира, которую отражает речь ребенка, присутствуют в первую очередь предметы и действия, что и создает предпосылки для формирования в дальнейшем категорий существительного и глагола. [16]

Л. С. Выготским было сформулировано положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение положением о смысловом и системном развитии значения слова.

Под смысловым развитием значения слова Л. С. Выготский понимал тот факт, что в процессе развития ребенка отнесение слова к предмету, выделение соответствующих признаков и отнесение предмета к известной системе категории не остаются неизменными, а меняются по мере развития ребенка.

Под системным развитием слова он понимал, что за значением слова на разных этапах стоят разные психологические процессы, и таким образом с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное психологическое строение. [3]

Л. С. Выготский обнаружил, что значение слова у ребенка развивается в процессе его роста. Состав начального детского словаря неоднороден, в него входят, во-первых, нормативные слова, звуковая форма которых, как правило, упрощается ребенком. В основном это простые слова, обозначающие окружающих взрослых и предметы, с которыми ребенок взаимодействует.

Первые слова ребенка многозначные, их значение аморфное, расплывчатое. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, цель, и действие с предметом. Например, словом «киса» ребенок называет всех кошек: и пушистых, и гладкошерстных, разного цвета и тому подобное. А также этим словом называет и маленьких существ, похожих на кошку, в том числе как игрушечных, так и живых [5]. Когда ребенок, осуществляет такие обобщения, переходит установленные для него границы, возникает гипергенерализация. В таком случае он может назвать кошкой собаку или вообще всех животных.  

Развитие значения начинается у ребенка в 6 месяцев (когда для ребенка слово стало знаком) вместе с предметной отнесенностью, но только при определенных условиях: жест, положение ребенка, интонация, кто говорит, сохранные сенсорные системы. Постепенно эти условия отпадают, но долго остается интонация.

К концу первого года жизни ребенок произносит уже отдельные слова - названия предметов, которые ему чаще всего встречаются. В это время ребенок воспринимает слово как неотъемлемое свойство предмета.  

В возрасте до 11 месяцев у ребенка насчитывается 5-10 слов. Экспрессивный словарь в этот период развивается медленно и резко отстает от пассивного. На этом этапе развития словаря использование слов в речи предполагает сохранность речедвигательного анализатора, первичных специфических механизмов. [6]

После первого года жизни возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыши чаще употребляют осмысленные слова. До 1,5 лет фразовая речь у детей отсутствует. Фразовая речь возникает лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 -60 слов. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни (100 -300 слов). Чаще всего это существительные (игрушки, предметы ближнего окружения), реже глаголы, наречия. Из прилагательных, в основном обозначающие размер предмета (большой, маленький). Объём словаря зависит от условий воспитания ребёнка, а качество – от лексики взрослых. Рост как активного, так и пассивного словаря ребенка связано с развитием мышления, игровой деятельности [27]. Возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыши чаще употребляют осмысленные слова. 

Л. П. Федоренко также выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. [32]

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей. К концу 2-го года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, то есть начинает понимать обобщенное значение наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных.

После трех лет возрастает понимание речи. Словарный запас увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов (игрушки, одежда, посуда), начинает шире использовать глаголы. Но всё же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), глаголы (25%), прилагательные (15%). В этом возрасте преобладают слова – названия, а обобщающие слова отсутствуют. Ребенок задает вопросы, касающиеся окружающих его объектов и явления, а также признаков, что служит сигналом того, что в сознании ребенка формируется некая система слов, касающихся одной ситуации, формируются группы этих слов. Ребенок отталкивается от чувственного восприятия данной ситуации и среди рефлексивных слов доминирующими являются названия предметов и явлений, окружающих ребенка (собака - косточка). Здесь еще нет сформированной лексической системности. Понятие слов тождественно с понятием словосочетаний. Преобладают синтагматические ассоциации (собака - гавкает). [17] В возрасте 3 лет дети починают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действии и форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).

К концу четвёртого года жизни словарный запас достигает 1500 – 2000 слов. Теперь ребёнок в самостоятельной речи не использует собирательные существительные (одежда, обувь, овощи). Активный словарный запас, которым располагает ребёнок, на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. [11] Но нередко испытывает трудности, когда надо передать содержание сказки, чужой речи. В этом возрасте появляется мотивированное отношение к лексике. Ребёнок начинает употреблять слова, отсутствующие в лексике (лопаткой копают, значит она «копатка»).

На пятом году жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь становится богаче, разнообразней и точнее. Чем старше ребёнок, тем больше влияния оказывают на его речевое развитие окружающие. Активный словарь увеличивается от 2500 до 3000 слов. Всё чаще появляются прилагательные, наречия, личные местоимения, начинают появляться притяжательные прилагательные (заячий хвост, еловая шишка. Появляются сложные предлоги (из-под, около), появляются обобщающие понятия (овощи, посуда). Примерно к 5 в годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, то есть слова третьей степени обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем обобщения для слои второй степени обобщения.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи. Дошкольник имеет достаточно развитую активную речь. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий деталей предметов, отдельных частей, начинают широко употреблять приставки и суффиксы. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом. К концу шестого года ребёнок тонко дифференцирует собирательные существительные (дикие и домашние животные). Многие слова из пассивного словаря переходят в активный. [8]

Как подчеркивает Р.И. Лалаева, строение значения слова в различные возрастные периоды является разной. Анализ показывает, что первоначально ребенок усваивает денотативный компонент значения слова, то есть происходит установление связи между определенным предметом (денотатом) и его обозначением. Ребенок овладевает понятийным компонентом значения слова по мере усвоения процессов анализа, синтеза, сопоставления и генерализации. Поясняя значение слова стул, ребенок вначале говорит: «На нем сидят». Позже он иначе объясняет слово стул. «Это - мебель», то есть пытается соотнести это слово с более общим смыслом и определяет его на основе связей между словами в системе языка. Также ребенок усваивает и контекстуальное значение слова. [16] Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

  В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со сверстниками и взрослыми, может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он точно подбирает слова, связывая факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, одежда летняя и зимняя). Ребёнок чаще начинает употреблять отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользуется эпитетами. [12]

Итак, расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста, приводят к постепенному росту словаря. Так, у детей с нормальным речевым онтогенезом, слова связываются друг с другом множеством смысловых связей, определенным образом организовываются в лексическую систему. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Так же, следует отметить, что важнейшей составляющей процесса речевого общения, понимания, восприятия и осмысления информации, выступает значение слова. Оно составляет основу речевого мышления и речевой деятельности в целом.

  1. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В настоящее время дизартрия рассматривается как сложное речевое расстройство центрально-органического генеза, в структуре которого сочетается психологическая, неврологическая, речевая симптоматика. У дошкольников наиболее часто встречается легкая степень псевдобульбарной дизартрии, которая может проявляться без выраженных двигательных расстройств и грубых нарушений произносительной стороны речи. [16]

Существуют несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга. Бульбарная (характерны поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер). Корковая (нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры). Мозжечковая (поражение мозжечка или его проводящих путей. Эта форма характеризуется тем, что речь растянутая, скандированная с нарушением модуляции и меняющейся громкостью). Псевдобульбарная (это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата вследствие органического поражения нервной системы). Экстрапирамидная (возникает при поражении подкорковых узлов и нервных связей). Стертая (проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы). [24]

Наиболее распространенным речевым нарушением в дошкольном возрасте является стертая форма дизартрии, проявляющаяся в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая [19]. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Стертая дизартрия (смазанная) – это нарушение, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен логопедом и исследователем О. А. Токаревой [28], которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют их. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).

Одни авторы, (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова) относят к стертой дизартрии все нарушения артикуляции, речевого дыхания и фонации, формирующиеся в результате поражения различных уровней центральной нервной системы ребенка. Они утверждают, в зависимости от поражения нервной системы у ребенка, проявление дизартрии будет неодинаковым. Одной такой формой является псевдобульбарная дизартрия легкой степени. [18]

Другие авторы, (К. А. Семенова, М. Я. Смуглин) включают в разряд стертой дизартрии только те формы речевых нарушений, при которых недостатки звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц.

Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры и др. У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. [20]

Отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно – при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ. Наблюдается плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает. [22]

Наряду с расстройствами артикуляции при разных формах дизартрий, как указывает большинство исследователей, обычно имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изменения произношения отдельных звуков, приводя их к изменению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. А изменение тонуса артикуляционных мышц приводит к нарушениям динамических ударений [4]. Также негативное влияние на состояние звукопроизношения, которое его утяжеляет, является ограниченная подвижность мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков речи. [5]

Ограниченная подвижность мышц артикуляции зависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры. При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение, как гласных, так и согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Ограничение подвижности губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. [13]

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок. Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования. Следует подчеркнуть, что при дизартрии существенно страдает голос. Он изменяется и становится натужным, хриплым или, наоборот, очень слабым и тихим. Следовательно, малоразборчивая, невнятная речь при дизартрии обусловливается не только расстройствами артикуляционного аппарата, но и недостаточностью окраски речи, ее интонационно-мелодической стороны, иными словами, нарушением просодики.

В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

В логопедической литературе отмечается такой факт. Некоторые дети не замечают, что произносят те или иные звуки неправильно, однако обращают внимание на аналогичные дефекты в чужой речи, а также и в собственной, воспроизведенной через магнитофон. [5]

Интонационно – выразительная окраска речи детей со стёртой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен.

Из-за нарушений иннервации дыхательных мышц при дизартрии нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. [2]

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка. В литературе отмечается, что речь дошкольников с дизартрией является «смазанной», звукопроизношение ухудшается в спонтанном речевом потоке. [2]

Таким образом, сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Тем не менее, минимальные проявления дизартрии характеризуются нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи. Искажаются как простые, так и сложные звуки, гласные произносятся неясно и с носовым оттенком. Изолированное произношение осуществляется лучше, нежели в речевом потоке. Автоматизация значительно затруднена, поставленные звуки часто не используются в спонтанной речи. Дыхание поверхностное, наблюдается нарушение темпа речи. Страдает координация движений. У таких детей встречается нарушение зрительного или пространственного восприятия, что приводит к бедности словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста

В данном пособии имеются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов устной связной речи с детьми старшего дошкольного возраста....

Развитие речи детей старшего возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности

Конспект открытого занятия по театральной деятельности для детей старшего возраста " Хочу стать актером!"...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"

"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...