Консультация "Методы обследования детей и принципы диагностики"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Для успешного логопедического обследования детей, необходимо учитывать многие факторы и применять разные методы и принципы обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- Организационные, которые в свою очередь подразделяются:
- сравнительный (каким был, каким стал)
- лонгитюдиальный (отслеживание ребенка в динамике)
- комплексный (изучается в комплексе с несколькими специалистами)
- Эмпирические методы, которые состоят из:
- наблюдение
- эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий- направлен на формирование, констатирующий - фиксирующий данные для отчетные данные)
- психодиагностические (тесты, опросники, нейрологопедическая диагностика)
- биографические (анамнез)
- праксиметрические – изучение материалов речевой деятельности (дошкольники – говорение, школьники – письменная речь)
- Количественные (методы математической статистики)- используются при составлении отчетов.
- Интерпретационные методы, т. е. методы обработки информации рамках изучения частей и целого.
При использовании методов необходимо учитывать и применять принципы:
- Принцип системности – опора на представление о речи, как о сложной функциональной систем, структурные компоненты, которой между собой связаны.
Принцип состоит из – дифференциальной диагностики сходных форм; речевые и неречевые симптомы; данные обследования других узких специалистов; соотнесения уровня развития и речи.
- Принцип комплексности – все речевые нарушения рассматриваются в комплексе, причин факторов, их место в структуре дефекта, общие и специфические закономерности развития аномального ребенка. Аномальный ребенок, т.е. ОВЗ.
- Принцип развития – это работа с зонами актуального (здесь и сейчас) и ближайшего (чего ребенок может достичь) развитию.
- Онтогенетический принцип – реализуется с учетом последовательности форм речи, видов деятельности ребенка.
- Принцип компенсации – основывается на установлении этиологии механизмов, симптоматики нарушений, соотношений речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
Выходом является построение обходного пути в замен нарушенного.
Дидактические принципы – наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.
ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ
- Онтогенетический принцип – учет возрастных особенностей ребенка и структуры его психики, этапов речевого развития;
- Принцип системно – структурного подхода – отклонение в развитии рассматривается в системе всех функций и систем;
- Принцип уровнего анализа – формирование психики осуществляется в единстве процессов дифференциации, интеграции, последовательного соподчинения функций;
- Принцип гуманности – своевременное создание условий, необходимых для максимального развития ребенка;
- Принцип комплексного изучения;
- Принцип всестороннего, системного и целостного изучения ребенка;
- Принцип динамического изучения (мониторинг);
- Принцип качественно – количественного подхода (динамика в цифрах, статистика);
- Принцип индивидуального подхода (тактильный контакт, похвала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Презентация "Принципы психолого-педагогического обследования детей с ОНР"
В презентации раскрыты основнные принципы психолого-педагогического сопровождения детей с общимс недоразвитием речи....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

Основные принципы обследования детей с общим недоразвитием речи
В презентации кратко описаны принципы обследования детей с общим недоразвитием речи....