«Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Полежаева Виктория Николаевна

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями средней, старшей и  подготовительной группой, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, заполняет тетради взаимодействия родителей и воспитателей по закреплению поставленных звуков у детей дома и в детском саду, учитель-логопед просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzaimodeystviya.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Консультация для воспитателей:

                  «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Особенно актуально это в условиях внедрения федерального государственного стандарта, где одной из основных прописана цель – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их особенностями. Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В ДОУ очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, дефектологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопед, воспитателей и родителей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями средней, старшей и  подготовительной группой, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, заполняет тетради взаимодействия родителей и воспитателей по закреплению поставленных звуков у детей дома и в детском саду, учитель-логопед просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

        Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков способствует совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

  Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Согласно ФГОС для достижения успеха в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, прежде всего необходимо привлечение родителей к участию в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Нужно стремиться к тому, чтобы родители становились активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями.

В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

 Анализируя собственный опыт работы с детьми по коррекции речи, я пришли к выводу, что одной из основных целей совместной работы логопеда и воспитателя является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Условия эффективного взаимодействия логопеда, воспитателя с родителями.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.)

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Мы — педагоги должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• Объединить усилия для развития и воспитания детей;

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

• Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

• Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду и воспитателю необходимо лучше узнать каждую семью.

Определить особенности внутри семейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка, определить:

• роль всех членов семьи в воспитании ребенка;

• тип семейного воспитания;

• позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Выбор наиболее эффективного метода взаимодействия с семьей.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, мы стараемся рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Так как в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т. е. Необходимо, нам педагогам, постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Для знакомства с семьей мы проводим анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год.

Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей можно условно разделить на 5 групп:

I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.

II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.

III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.

IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.

V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.

Независимо от принадлежности к вышеперечисленным группам в основе любого взаимодействия с родителями мы придерживаемся определенных правил:

Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями

• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

• Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

• Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

• Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

• То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей!

• Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!

• Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка!

• Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалиста ППК ДОУ.

Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей в нашем ДОУ включает  просветительскую, консультативную и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительской коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются коллективная работа с родтелями: классические собрания (до пандемии), индивидуальные консультации.

Организация индивидуальных консультаций помогают родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье, по устранению речевых недостатков у ребенка.

Индивидуальная работа имеет на наш взгляд преимущество над коллективной, позволяет установить более тесный контакт с родителями, особенно на первых этапах коррекционной работы.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка.

• Беседы. Главная цель которых – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей мы знакомим родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведется индивидуальная беседа. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации, в том числе и мы в индивидуальной беседе с глазу на глаз можем уточнить особенности развития ребенка, определить причины нарушения развития. Беседу ведем тактично, помним что от того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на первую беседу или консультацию приходят отец и мать, это избавит нас и маму от пересказа и поможет вовлечь в коррекционный процесс обоих родителей. Стараемся при первой встрече, проводя беседу ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотребляеть научной терминологией, и если используем её, то с пояснениями, наличие терминов создадут барьер в общении.

• Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, мы стараемся вызвать у них желание сотрудничать. Таким образом проводим консультации на наиболее актуальные темы: «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается».

• Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка, по внутри - семейным взаимоотношениям и т. д. Анализ ответов дает нам возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед определить пути и выстроить правильный подход к родителям по проведению коррекционной работы.

• Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Встречи с родителями в нашем ДОУ проводятся и в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога, в виде тренингов, ролевых игр).

• Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом один раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей по коррекции

звукопроизношения у воспитанников ДОУ  приведёт к положительному результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при решении коррекционных задач в ДОУ

В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда, где предлагаются методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии (коррекции) речи ...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении воспитанников с ОНР по подготовке к обучению в школе.

Взаимодействие учителя-логопеда  и педагога-психолога  в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе.    О.А. Кропова, учитель-логопед,  С.В.Кос...

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....