Мастер - класс для педагогов на тему: "Мой весёлый язычок"
материал по логопедии

Рахимова Анастасия Алексеевна

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Мой весёлый язычок».

Методика проведения артикуляционной

гимнастики.

Я  рада приветствовать вас на мастер – классе, тема которого «Мой весёлый язычок. Методика проведения артикуляционной гимнастики».  Как вы думаете,  а вот зачем нужно тренировать язык? (Ответы педагогов). Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

   Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря занятиям артикуляционной гимнастикой дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
  2. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Гимнастика полезна детям с вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Гимнастика позволит всем научиться говорить правильно, чётко и красиво.

   Поэтому целью артикуляционной гимнастики  является -выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,  необходимые для правильного произнесения звуков. 

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Комната должна быть проветренной.

2. У педагога должны быть чистые руки.

3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.

4. идти от простых упражнений к более сложным.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Уважаемые педагоги, я предлагаю вам выполнить вместе со мной артикуляционные упражнения, которые вы сможете применять в режимных моментах с детьми. Для этого я попрошу вас обработать руки санитайзером. Взять в руки зеркало. Приступим.  

Артикуляционные упражнения делятся на комплексы для отдельных групп звуков. Для свистящих звуков (с, з, ц) используются упражнения, направленные на выработку нижнего положения языка. Предлагаю выполнить несколько упражнений: почистим зубки, качели. (Педагоги выполняют упражнения по образцу логопеда).

Для шипящих звуков (ш, ж, щ, ч) используются упражнения, направленные на выработку верхнего положения языка: чашечка, вкусное варенье. (Выполнение педагогами упражнений).

Для соноров (л, р) используются упражнения, направленные на развитие подвижности и твёрдости языка: лошадка, барабанщик. (Выполнение педагогами упражнений).

Существуют и общие артикуляционные упражнения, направленные на укрепление всего артикуляционного аппарата. Их вы также можете использовать в своей работе с детьми. Выполним некоторые из них: дудочка, заборчик, пароход гудит, орешки, часики, блинчик, окошко, улыбка, горка. (Выполнение педагогами упражнений).

В своей работе я использую разнообразные артикуляционные сказки. Представляю вашему вниманию одну из них.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ    
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
(Упражнение «Часики»)

А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнение «Змейка»)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
(Упражнение «Окошко»)
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(Упражнение «Улыбка»)
А потом пошел гулять,

На крылечке загорать. (Упражнение «Иголочка»)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
(Упражнение «Лопатка»)
Вверх взлетел он смело,                                  

Но пора за дело. (Упражнение «Качели»)

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор. (Упражнение «Заборчик»)
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.

Гвозди, молоток и клещи — нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!», язычку он лучший друг.
(Зубки «заборчиком» многократно постучать о верхние резцы, повторяя звуки т-т-т или д-д-д)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
 (Упражнение «Маляр»)
Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

 — Я с лошадкой погуляю (Упражнение «Лошадка»)
На гармошке ей сыграю.
(Упражнение «Гармошка»)

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик. (Упражнение «Футбол»)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
(Упражнение «Горка»)
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнение «Блинчик»)

Наряду с артикуляционной гимнастикой вы можете использовать упражнения для щёк (надувание щек: обеих одновременно и попеременно; перегонка «воды» из одной щеки в другую; втягивание щек в ротовую полость между зубами); для нижней челюсти (открывание и закрывание рта; жевательные движения; движения нижней челюсти влево – вправо); для мышц мягкого неба и глотки (глотание капелек воды, слюны; полоскание горла; резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а, э-э-э, аэ-аэ-аэ, эа-эа-эа; покашливание).

Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционной аппарат к правильному произнесению сложных звуков.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ»

Обмен опытом работы педагогами. Через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьм...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для родителей Артикуляционная гимнастика "Приключения весёлого язычка"

Мастер-класс для родителейАртикуляционная гимнастика "Приключения весёлого язычка"...

Мастер-класс для педагогов «Изготовление нестандартного оборудования «Весёлый карандаш».

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию нестандартного дидактического пособия в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1. Изготовить нестандартное оборудован...

Мастер-класс для родителей на тему «Стань послушным язычок!»

Цель мастер-класса: Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», и ее значением, играми для развития дыхания, фонематического слуха. Научить правильно выполнять артикуляц...