Консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Как помочь неговорящему ребёнку»
консультация по логопедии
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
•Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• Формировалась потребность в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uchitelya_logopeda_kak_pomoch_negovoryashchemu_rebenku.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:
«Как помочь неговорящему ребёнку?»
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
•Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подралсание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать. Причины задержки в развитии речи детей различны:
• состояние его анамнеза;
• отклонения в строении артикуляционного аппарата;
• стрессы, психические заболевания;
• частые заболевания малыша, ослабляющие его организм.
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления.
Направления работы с неговорящим ребенком
1. Развитие понимания речи (очень длительный этап), используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно. После прочтения сказки, рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т.д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать Вас.
Используйте «игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.
2. Развитие слухового внимания: Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их. Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью. Полезно включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.
3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (на прилавках книжных магазинов имеется огромное количество пособий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и развитию дыхания).
4. Побуждение к речевым высказываниям:
∙ Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий); Прятки. Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и „убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она! Где конфетка - вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот! ». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня? - Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я») ». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.
• Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжекраскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное - привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию выраженную междометиями «Ай! », «Ой! », «Ух! », расположить к речевою подражанию.
∙ Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да» «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!» «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между BonpocoN и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако ш задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на ню внимание; задавайте их «невзначай».
• Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги надень, пойдём) .
• Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (даваг играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была). 5. Параллельно ведется работа по развитию психических процессов обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры т восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления).
Важно:
• научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»);
• научить обобщению по внешним признакам независимо от функции предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое). - родовидовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Подбери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы») - логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик» «Занимательные квадраты»).
• научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: • по размеру; • по высоте; по длине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда ДОУ для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
Наглядная консультация....
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка...
Консультация для родителей по теме: «Как помочь тревожному ребёнку» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.Сов...
Рекомендации родителям по теме «Как помочь медлительному ребёнку адаптироваться»
Причины медлительности детей лежат в своеобразии функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Задача родителей медлительного ребенка - попытаться пон...
Консультация для родителей и педагогов "Как помочь неговорящему ребёнку"
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Это обусловлено исключительно ролью, которую она играет в жизни челов...