Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе
материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Выступление учителя-логопеда Перегонцевой О. В.
на родительском собрании в старшей группе «Детского сада №37 «Мальвинка» города Смоленска
Добрый вечер уважаемые родители!
1. Познакомить Вас со спецификой работы логопеда.
2. Рассказать о требованиях по выполнению домашних заданий.
3. Познакомить Вас с графиком работы учителя-логопеда.
Начну с того, кто же такое логопедия и чем он занимается логопед:
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения - лишь верхушка айсберга.
Итак, логопедическая работа направлена на:
• формирование правильного звукопроизношения
• развитие подвижности органов речи
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции
• совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в падеже, числе, употреблении слов с предлогами)
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму
• развитие связной речи (составление предложений, текстов по картинке, серии картинок, пересказ текста)
А теперь хочу познакомить со спецификой работы логопеда в ДОУ общеразвивающей направленности.
- логопедическая помощь оказывается детям с речевыми нарушениями без перевода в специализированную группу;
- логопедические занятия являются дополнительными (так как сад общеразвивающего вида). Логопед берет детей с любых занятий в режиме дня,
Занятия индивидуальные, длительность занятия 15-20 мин. 2 раза в неделю.
Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
У каждого ребенка есть тетрадь для домашних заданий.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираете домой и приносите обязательно только в те дни, когда у ребенка занятие (в каждой тетради указано в какие дни занятия)
Хочу рассказать о каждом пункте заданий для домашнего выполнения
Первым пунктом в заданиях является артикуляционная гимнастика.
В каждой тетради вклеен комплект артикуляционной гимнастики.
Хотелось бы подробнее остановиться на этом пункте и рассказать вам:
Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего нужна она?
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличение амплитуды движений;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- гимнастику нужно выполнять ежедневно в будни 2 раза, в выходные 3 раза в день в течение 5-7 мин.
- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, без подергивания, иначе занятия не имеют смысла.
- можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
2. Второй пункт – это самомассаж языка.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, а также в нормализация мышечного тонуса.
(«Покусай кончик языка», «Терка», «Мясорубка»)
3. Упражнения для речевого дыхания.
Они позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать (показать пример «Сдуй снежинку» «Прокати карандаш»)
5. Как только речевой аппарат готов, ставится звук и начинается этап автоматизации звука
Введение звука в речь происходит постепенно. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно перед зеркалом, для зрительного самоконтроля самим ребенком, а родители следят за правильностью уклада (артикуляционный уклад расписываю в тетради, затем исправленный звук мы закрепим в слогах, в словах, как только переходим к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
Весь речевой материал (а это изолированный звук, слоги, слова, фразы, чистоговорки и. т. п.) должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания).
5. Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.
Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.
Также хотелось бы, чтоб вы понимали, что необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, учителя-логопеда, а некоторым нужна также помощь невролога, психолога.
Уважаемые родители, вы всегда можете обратиться за консультацией, я с радостью отвечу на ваши вопросы. График работы вы видите на экране
Консультации для родителей провожу в среду с 17.00 до 18.00
График работы:
Понедельник, среда, пятница с 14.00 до 18.00
Вторник, четверг с 8.30 до 12.30
Большая просьба не пропускать занятия и приносить тетради для домашних заданий.
И в заключении:
Я со своей стороны приложу максимум усилий для того, чтоб помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, но без Вас родители у меня ничего не получится. Прошу вас помогите своему ребенку.
Логопед только направляет, а основная работа ложиться на родителей.
Спасибо за внимание!
Если есть вопросы, готова на них ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...
Выступление учителя-логопеда на первом родительском собрании в подготовительной группе для детей с ОНР
Первое выступление учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....
Выступление на родительском собрании в старшей группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, ...
Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе "Роль игрушки в жизни дошкольника 5-6 лет"
В конспекте раскрывается значение правильного выбора игрушки для ребенка 5 - 6 лет....
"Речь детей младшего дошкольного возраста". Презентация для выступления учителя - логопеда ДОУ на родительском собрании в младшей группе.
Предлагаемая презентация может стать основой для выступления учителя - логопеда на родительском собрании в младшей группе и началом приобщения родителей к работе над развитием речи детей. В презентаци...
Консультация учителя-логопеда на первом родительском собрании в средней группе
Консультация о важности и необходимости посещения логопедической группы детей с нарушением речи....
Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"
Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....