Коррекционная работа над компонентами речевой деятельности.
презентация по логопедии

Развитие и коррекция компонентов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста имеющими тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_prak._2022_-_kopiya.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа над компонентами речевой деятельности.

Слайд 2

Основные компоненты речи 1. Фонематические процессы 2. Грамматика 3 .Звукопроизношение 4. Слоговая структура слова 5. Словарь 6. Связная речь

Слайд 3

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи

Слайд 4

Фонематические процессы включают в себя Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления

Слайд 5

Этапы в работе по формированию фонематического восприятия I этап – узнавание и различение неречевых звуков. II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. IV этап – дифференциация слогов. V этап – дифференциация фонем. VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 6

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «слон»? Какой 1, 2, 3, 4?) 2. Придумывание слов с определённым количеством звуков. 3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?) 4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк ) 5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том). 6. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков. 7. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка , ди.ан , ут.а , лу.а , б.нт . 8. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка). 9. Составить слова различной звуко -слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк). 10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса. 11. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука (глухой телефон). 12. Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.

Слайд 7

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 8

Разделы работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников 1. Словоизменение 2. Словообразование 3. Согласование 4. Формирование фразы

Слайд 9

Копилка игровых упражнений 1. Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному : слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д. 2. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д. 3. Найди лишний предмет. 4. Назови лишнее слово. 5. Назови одним словом. 6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …). 7. Назови части. 8. Отгадай предмет по названию его частей. 9. Объясни, что общего у предметов. 10. Скажи наоборот. 11. На что похоже. 12. Закончи предложение. 13. Кто что умеет делать. 14. Составление загадок – описания по определённому плану.

Слайд 10

Звукопроизношение

Слайд 11

Этапы работы над коррекцией звукопроизношения: 1 этап. Подготовительный. - Развитие артикуляционной моторики. - Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Развитие слухового внимания, памяти. - Укрепление физического здоровья (консультации врачей, узких специалистов) 2 этап. Постановки автоматизации звуков 3. Этап дифференциации звуков.

Слайд 12

1 этап. Подготовительный. Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие слухового внимания, памяти. Укрепление физического здоровья.

Слайд 13

Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога долж­но быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, ис­пользуя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает четкую инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно.

Слайд 14

Виды артикуляционных упражнений: Статические упражнения Динамические упражнения

Слайд 15

Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже, сушкой, соломкой, ложкой и т.д.

Слайд 16

« Биоэнергопластика »

Слайд 17

Зверогимнастика

Слайд 18

Использование дидактических кукол

Слайд 19

Выполнение артикуляционных упражнений с применением «кубика»

Слайд 20

Развитие мелкой моторики Средства развития мелкой моторики: Нитки, тесьма, веревки, шнуровки; Крупа, бусы, пуговицы; Бумага; Пластилин; Природный материал.

Слайд 21

Развитие физиологического и речевого дыхания. Типы дыхания: верхнереберное грудное груднобрюшное

Слайд 22

Дыхательная гимнастика на развитие физиологического дыхания Дышим попеременно Послушаем свое дыхание Дышим тихо, спокойно и плавно Подыши одной ноздрей Воздушный шар Воздушный шар поднимается вверх Ветер

Слайд 23

2 этап. Постановка и автоматизации звуков На этом этапе осуществляется: 1. Знакомство с артикуляцией звука; 2. Постановка звука; 3. Автоматизация поставленного звука. 4. Дифференциация

Слайд 24

Звуковые дорожки.

Слайд 25

Автоматизация поставленного звука осуществляется: в слогах; в словах; во фразе; в предложении; в тексте; в пословицах, поговорках, стихах; в скороговорках; в собственном связном высказывании.

Слайд 26

Автоматизация звука в слогах

Слайд 27

Автоматизация звука в словах

Слайд 28

3 этап. Дифференциация звуков. Этапы дифференциации звуков Дифференциация изолированных звуков. Дифференциация звуков в словах. Дифференциация звуков во фразовой речи .

Слайд 30

Формирование и развитие слоговой структуры слова.

Слайд 31

Виды нарушений слоговой структуры слова : Нарушение количества слогов Нарушение последовательности слогов в слове Искажение структуры отдельного слога Искажения многосложного слогового состава незнакомого слова Антиципации - уподобление одного слога другому Персеверации – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове Контаминации - (« конта » – от слова контакт – соединение; « минация » – номинация - наименование.) – соединение частей двух слов

Слайд 32

Этапы работы над слоговой структурой слова Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова. Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Слайд 33

Формирование пространственных представлений и оптико - пространственной ориентировки 1. Ориентировка в собственном теле «Вот какие мы» «Наводим порядок» 2. Ориентировка в трехмерном пространстве «Поезд» «Собери сказку» «Где гудит паровоз»

Слайд 34

Развитие временно-пространственной ориентировки «Зайчик пошел в гости» «Что сначала, что потом» «Посмотри и повтори»

Слайд 35

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной «Делай как я». «Умелые ручки». Артикуляционные упражнения.

Слайд 36

Развитие чувства темпа «Мышка и кошка». «Кулачки — ладошки».

Слайд 37

Формирование чувства ритма «Гром». Графические упражнения на переключение: «Бусы», «Дорожка». Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность. Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки».

Слайд 38

Уровни коррекционной работы: уровень гласных звуков; уровень слогов; уровень слов; уровень коротких предложений; уровень чистоговорок , стихов и других текстов.

Слайд 39

Работа над гласными в сопровождении символов («Человечки — звуки») без зрительной опоры.

Слайд 42

Работа над словом Слоговые дорожки Слоговые линейки Слоговые домики Додумай слово

Слайд 43

Слоговые линейки.

Слайд 44

Слоговые домики

Слайд 45

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами « Добавлялки » «Снежный ком» Работа над чистоговорками , потешками , прибаутками, стихами

Слайд 46

Ф ормирование , обогащение и накопление словаря

Слайд 47

ВИДЫ СЛОВАРЯ Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка. Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет в речи. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.

Слайд 48

Работа над словарем детей происходит постоянно во всех видах детской деятельности: бытовая деятельность; трудовая деятельность; игровая деятельность; НОД.

Слайд 49

Упражнения на развитие словаря 1. «Назови признаки». 2. «Подбери предмет к признаку». 3. «Назови действия». 4. «Подбери предмет к действию». 5. «Составление предложения с заданным словом». 6. «Вставь пропущенное слово в предложение». 7. «Волшебная цепочка». 8. «Закончи предложение». 9. «Назови части» 10. «Объяснение слов» 11. «Назови ласков» 12. «Скажи наоборот». 13. «Один – много». 14. «Четвертый лишний». 15. «Назови одним словом» 16. «Каждую картинку на свое место» 17. «Что перепутал художник?»

Слайд 50

Словарная работа в процессе режимных моментов Кто больше придумает слов? Кто назовет самое точное слово? Кто быстрее ответит на вопрос? Кто больше заметит частей предмета? И т.п. В умывальной комнате можно предложить детям такие задания: Кто больше скажет слов о том, какое мыло? Что с ним можно делать? Что им можно мыть? и т.д. В уголке природы такие вопросы: - Как называется цветок? - Какого цвета листья или цветок (стебель) - Какие условия нужны для роста растения? - Как ухаживать за растениями (каждое растение требует разного ухода). Во время прогулки обращать внимание детей на предметы, которые находятся вокруг нас: Какое небо? Какой снег на участке? Какие листья лежат на земле? Что делают ветер, дождь, снег? и т. п.

Слайд 51

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР

Слайд 52

Методы и приемы обучения детей диалогической речи: Беседа Игры-драматизации. Народные игры Театрализованные игры

Слайд 53

Развитие монологической речи Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов) . Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

"Активизация компонентов речевой деятельности"

В статье приводится 9 словесных игр, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения использовать имеющиеся ср...

Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.

Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи ....

Картотека дидактических игр и упражнений «Весёлый улей» на развитие всех компонентов речевой деятельности звуки (Ш-Ж)

Представляем Вашему вниманию картотеку "Весёлый улей". Представленные игры направлены на развитие всех компонентов речевой системы....

Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.

Подготовительный этаплогопедической работы  на первой ступени обучениядетей с тяжелыми нарушениями речи....