Коррекционная работа над компонентами речевой деятельности.
презентация по логопедии
Развитие и коррекция компонентов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста имеющими тяжелые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_prak._2022_-_kopiya.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные компоненты речи 1. Фонематические процессы 2. Грамматика 3 .Звукопроизношение 4. Слоговая структура слова 5. Словарь 6. Связная речь
Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи
Фонематические процессы включают в себя Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления
Этапы в работе по формированию фонематического восприятия I этап – узнавание и различение неречевых звуков. II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. IV этап – дифференциация слогов. V этап – дифференциация фонем. VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «слон»? Какой 1, 2, 3, 4?) 2. Придумывание слов с определённым количеством звуков. 3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?) 4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк ) 5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том). 6. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков. 7. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка , ди.ан , ут.а , лу.а , б.нт . 8. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка). 9. Составить слова различной звуко -слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк). 10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса. 11. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука (глухой телефон). 12. Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Разделы работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников 1. Словоизменение 2. Словообразование 3. Согласование 4. Формирование фразы
Копилка игровых упражнений 1. Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному : слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д. 2. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д. 3. Найди лишний предмет. 4. Назови лишнее слово. 5. Назови одним словом. 6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …). 7. Назови части. 8. Отгадай предмет по названию его частей. 9. Объясни, что общего у предметов. 10. Скажи наоборот. 11. На что похоже. 12. Закончи предложение. 13. Кто что умеет делать. 14. Составление загадок – описания по определённому плану.
Звукопроизношение
Этапы работы над коррекцией звукопроизношения: 1 этап. Подготовительный. - Развитие артикуляционной моторики. - Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Развитие слухового внимания, памяти. - Укрепление физического здоровья (консультации врачей, узких специалистов) 2 этап. Постановки автоматизации звуков 3. Этап дифференциации звуков.
1 этап. Подготовительный. Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие слухового внимания, памяти. Укрепление физического здоровья.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает четкую инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно.
Виды артикуляционных упражнений: Статические упражнения Динамические упражнения
Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже, сушкой, соломкой, ложкой и т.д.
« Биоэнергопластика »
Зверогимнастика
Использование дидактических кукол
Выполнение артикуляционных упражнений с применением «кубика»
Развитие мелкой моторики Средства развития мелкой моторики: Нитки, тесьма, веревки, шнуровки; Крупа, бусы, пуговицы; Бумага; Пластилин; Природный материал.
Развитие физиологического и речевого дыхания. Типы дыхания: верхнереберное грудное груднобрюшное
Дыхательная гимнастика на развитие физиологического дыхания Дышим попеременно Послушаем свое дыхание Дышим тихо, спокойно и плавно Подыши одной ноздрей Воздушный шар Воздушный шар поднимается вверх Ветер
2 этап. Постановка и автоматизации звуков На этом этапе осуществляется: 1. Знакомство с артикуляцией звука; 2. Постановка звука; 3. Автоматизация поставленного звука. 4. Дифференциация
Звуковые дорожки.
Автоматизация поставленного звука осуществляется: в слогах; в словах; во фразе; в предложении; в тексте; в пословицах, поговорках, стихах; в скороговорках; в собственном связном высказывании.
Автоматизация звука в слогах
Автоматизация звука в словах
3 этап. Дифференциация звуков. Этапы дифференциации звуков Дифференциация изолированных звуков. Дифференциация звуков в словах. Дифференциация звуков во фразовой речи .
Формирование и развитие слоговой структуры слова.
Виды нарушений слоговой структуры слова : Нарушение количества слогов Нарушение последовательности слогов в слове Искажение структуры отдельного слога Искажения многосложного слогового состава незнакомого слова Антиципации - уподобление одного слога другому Персеверации – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове Контаминации - (« конта » – от слова контакт – соединение; « минация » – номинация - наименование.) – соединение частей двух слов
Этапы работы над слоговой структурой слова Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова. Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.
Формирование пространственных представлений и оптико - пространственной ориентировки 1. Ориентировка в собственном теле «Вот какие мы» «Наводим порядок» 2. Ориентировка в трехмерном пространстве «Поезд» «Собери сказку» «Где гудит паровоз»
Развитие временно-пространственной ориентировки «Зайчик пошел в гости» «Что сначала, что потом» «Посмотри и повтори»
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной «Делай как я». «Умелые ручки». Артикуляционные упражнения.
Развитие чувства темпа «Мышка и кошка». «Кулачки — ладошки».
Формирование чувства ритма «Гром». Графические упражнения на переключение: «Бусы», «Дорожка». Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность. Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки».
Уровни коррекционной работы: уровень гласных звуков; уровень слогов; уровень слов; уровень коротких предложений; уровень чистоговорок , стихов и других текстов.
Работа над гласными в сопровождении символов («Человечки — звуки») без зрительной опоры.
Работа над словом Слоговые дорожки Слоговые линейки Слоговые домики Додумай слово
Слоговые линейки.
Слоговые домики
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами « Добавлялки » «Снежный ком» Работа над чистоговорками , потешками , прибаутками, стихами
Ф ормирование , обогащение и накопление словаря
ВИДЫ СЛОВАРЯ Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка. Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет в речи. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.
Работа над словарем детей происходит постоянно во всех видах детской деятельности: бытовая деятельность; трудовая деятельность; игровая деятельность; НОД.
Упражнения на развитие словаря 1. «Назови признаки». 2. «Подбери предмет к признаку». 3. «Назови действия». 4. «Подбери предмет к действию». 5. «Составление предложения с заданным словом». 6. «Вставь пропущенное слово в предложение». 7. «Волшебная цепочка». 8. «Закончи предложение». 9. «Назови части» 10. «Объяснение слов» 11. «Назови ласков» 12. «Скажи наоборот». 13. «Один – много». 14. «Четвертый лишний». 15. «Назови одним словом» 16. «Каждую картинку на свое место» 17. «Что перепутал художник?»
Словарная работа в процессе режимных моментов Кто больше придумает слов? Кто назовет самое точное слово? Кто быстрее ответит на вопрос? Кто больше заметит частей предмета? И т.п. В умывальной комнате можно предложить детям такие задания: Кто больше скажет слов о том, какое мыло? Что с ним можно делать? Что им можно мыть? и т.д. В уголке природы такие вопросы: - Как называется цветок? - Какого цвета листья или цветок (стебель) - Какие условия нужны для роста растения? - Как ухаживать за растениями (каждое растение требует разного ухода). Во время прогулки обращать внимание детей на предметы, которые находятся вокруг нас: Какое небо? Какой снег на участке? Какие листья лежат на земле? Что делают ветер, дождь, снег? и т. п.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР
Методы и приемы обучения детей диалогической речи: Беседа Игры-драматизации. Народные игры Театрализованные игры
Развитие монологической речи Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов) . Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...
"Активизация компонентов речевой деятельности"
В статье приводится 9 словесных игр, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения использовать имеющиеся ср...
Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.
Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи ....
Картотека дидактических игр и упражнений «Весёлый улей» на развитие всех компонентов речевой деятельности звуки (Р-Рь)
Данное пособие разработано для автоматизации, дифференциации звуков Р-Рь...
Картотека дидактических игр и упражнений «Весёлый улей» на развитие всех компонентов речевой деятельности звуки (С-Сь)
Данное пособие предназначено для автоматизации и дифееренциации звуков С-Сь...
Картотека дидактических игр и упражнений «Весёлый улей» на развитие всех компонентов речевой деятельности звуки (Ш-Ж)
Представляем Вашему вниманию картотеку "Весёлый улей". Представленные игры направлены на развитие всех компонентов речевой системы....
Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.
Подготовительный этаплогопедической работы на первой ступени обучениядетей с тяжелыми нарушениями речи....