Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития дошкольника
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. В нашем детском саду организована работа с воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития дошкольника.
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В. Менджерицкая
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. В нашем детском саду организована работа с воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения речи.
Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.
Индивидуальные особенности развития детей с речевыми нарушениями препятствуют овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено ФГОС, как важнейшее интегративное качество.
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Огромным стимулом для развития и совершенствования коммуникативной стороны речи является театральная деятельность. Главная цель таких занятий - это создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу.
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:
- Развитие культуры речи (артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения)
- Развитие общей и мелкой моторики (координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки)
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности (развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности)
В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:
- театрализованные игры – этюды;
- речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
- игры – драматизации;
- игры в кукольный театр;
- занятия по сценической речи;
- метод пантомимы;
- инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики рук и координации движений.
В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.
Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС"
Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС...
"Кубики Зайцева как эффективное средство речевого развития дошкольников"
Метод «Кубиков» Зайцева затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Склады написаны на гранях кубиков. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, кот...
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, какие имеющиеся педагог...
Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта. Проблема р...
Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...
«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...
План работы по самообразованию Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».
Проблема: дети имеют низкий уровень речевого развития.Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.Срок работы над темой: 20___ - 2...