План работы по самообразованию Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».
материал (средняя группа)

Анастасия Николаевна Хадорченко

Проблема: дети имеют низкий уровень речевого развития.

Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег (в сети Интернет, в ДОУ).
  2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
  3. Способствовать речевому развитию детей.
  4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров, с театральными профессиями, жанрами, с театральной терминологией, приемами кукловождения.
  5. Создавать условия для проведения театрально-игровой деятельности.
  6. Привлечь родителей в образовательное пространство ДОУ.
  7. Привлечь педагогов ДОУ к проблеме речевого развития дошкольников.
  8. Организовать развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) в группе в рамках выбранной темы.
  9. Разработать и оформить картотеку театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеку малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр.
  10. Изготовить и оформить различные виды театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.
  11.  Подобрать и оформить фонотеку сказок, песенок-потешек.
  12.  Обобщить материал по теме, определить перспективы для дальнейшей работы.

Прогнозируемые результаты: на основании изученной литературы и опыта коллег разработан и реализован план работы с родителями, детьми и коллегами.

Дети познакомились с различными видами театра и проявляют к нему повышенный интерес. У воспитанников активизировался словарь через знакомство:

  • с театральными профессиями (актер, режиссер, дублер и т.д.);
  • с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др.;
  • с разными видами кукольных театров;
  • с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.

У детей усовершенствовались речевые навыки, звуковая культура речи, интонационная выразительность, монологическая и диалогическая речь. Дети могут чувствовать и понимать эмоциональное состояние  героя, вступать в ролевое взаимодействие, принимать на себя разные роли, выступать на сцене. Воспитанники проявляют творческую самостоятельность и инициативность.

У родителей повысился уровень компетентности в вопросе организации детско-родительского творческого взаимодействия с целью речевого развития своих детей.

В группе оформлен центр театрализованной деятельности (при участии родителей) «Мир театра», который систематически пополняется. Также при участии родительской общественности изготовлены и оформлены различные виды театра и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.

Разработана и оформлена картотека театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, а также картотека малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр, которыми успешно пользуются педагоги ДОУ и родители воспитанников. Подобрана и систематизирована фонотека сказок, песенок-потешек.

Коллеги проявили интерес к теме, приняли в работу опыт, который был представлен их вниманию.

Определены перспективы для дальнейшего направления работы в рамках данной темы.

 

Актуальность

Проблема развития связной речи дошкольников была и остается одной из наиболее актуальных. На ее решение ориентирован ФГОС ДО, который обособляет «Речевое развитие» в самостоятельную образовательную область, ведь оно необходимо не только для вербального развития воспитанников, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, дальнейшей социализации их в обществе. Речь – важнейший инструментарий, которым должен овладеть ребенок для успешного развития.

Задача современного воспитателя в области речевого развития детей - своевременная помощь в освоении ими разговорной речи, что предполагает создание условия для развития таких умений, как понимание обращенной речи с опорой и без опоры на наглядность, контакт с окружающими, выражение своих мыслей, чувств, впечатлений, используя речевые средства.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется основной принцип обучения в ДОУ – учить играя.

Учитывая выше сказанное, возникла идея использования средств театрального искусства, кукольного театра, для повышения уровня речевого развития дошкольников и темой моей работы по самообразованию является «Речевое развитие детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности». 

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – проектировочный;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

 

 

 

 

 

1 этап (сентябрь, октябрь)

- Изучение методической литературы и опыта коллег по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет», в т.ч. в сети Интернет;

- обобщение материала;

- диагностика уровня речевого развития детей средней группы;

- разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями;

- разработка плана работы с РППС в групповом пространстве.

 

 2 этап (октябрь - март)

- Организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра», для свободного доступа детей (октябрь, в течение года центр пополняется).

- Разработка и оформление картотеки театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеки малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр (октябрь 20___г. - март 20___г).

- Изготовление и оформление различных видов театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников (октябрь 20___г. - март 20___г).

- Подборка и оформление фонотеки сказок, песенок-потешек (ноябрь 20___г.).

Для работы с детьми:

- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми, театральных костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности, декораций, ширм;

- организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра» для свободного доступа детей.

Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся в рамках учебного года. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников средней группы. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с ФГОС ДО. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 20 минут. Самостоятельная деятельность детей в центре театрализованной деятельности «Мир театра» не прописана в плане работы с детьми, она осуществляется на регулярной ежедневной основе.

Для работы с родителями:

- Разработка анкетирования, мастер-классов, рекомендаций, консультаций, буклета для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап (сентябрь - май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь (диагностика), октябрь

1.Проведение диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития.

 

2. Игровая ситуация «К нам в гости пришли театральные куклы».

Цель: познакомить детей с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними) и простейшими приемам кукловождения.

 

3. Дидактическая игра «Из какой сказки кукла?».

Цель: систематизировать и обобщить представления детей об известных ранее сказках и сказочных персонажах, стимулировать речевую активность, умение отвечать полными предложениями.

 

4. Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом» - театр на прищепках.

 Цель: активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать под музыку, побуждать эмоционально, воспринимать сказку, учить инсценировать знакомую сказку совместно с воспитателем посредством театра на прищепках, развивать словесное творчество.

1. Анкетирование «Речевое развитие ребенка в домашних условиях».

 

2. Участие родителей в оформлении центра «Мир театра».

 

3. Детско-родительский мастер-класс «Театр на ложках».

 

4. Рекомендовать родителям дополнить персонажей «ложечного» театра в домашних условиях, придумать и проиграть с ребенком сюжет.

Ноябрь

1. Игровая ситуация «К нам в гости пришли куклы би-ба-бо».

Цель: познакомить детей с куклами би-ба-бо, со спецификой владения ими, создать условия для эмоционального подъема детей и снятия напряжения.

 

2. Игра-драматизация (имитация) «Зеркало».

Цель: Развитие монологической речи воспитанников.

3.Самостоятельная деятельность с куклами би-ба-бо.

Цель: вызвать у детей желание играть куклами, сопровождать игру диалогами, практиковать навыки смены интонации и тембра голоса, принимая на себя ту или иную роль. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас, используя кукольный театр.

 

4.Игровая ситуация «Покажем куклам, кто как говорит?» - театр на ложках.

Цель: развивать навыки звукоподражания детей со сменой интонации, тембра и громкости голоса. Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально - игрового оборудования.

1.Родительское собрание «Что мы знаем о речевом развитии и театрализованной деятельности детей!?».

 

2. Индивидуальные консультации и беседы по запросу родителей.

 

3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

4. Рекомендовать родителям обыграть с ребенком его любимое литературное произведение.

 

Декабрь

1.Игра-имитация «Зверята».

Цель: Формировать у детей навыки звукоподражания.

 

 2.Игра с пальчиками (пальчиковый театр) по замыслу детей.

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать навыки сочетания слов с движениями.

 

3.Игра-пантомима «Медвежата».

 Цель: развивать пантомимические навыки детей.

 

4.Игра «Повтори за мной». Шагающий театр.

Цель: практиковать навыки синхронного повторения текста с действиями пальцев и кистей рук.

1. Рекомендовать родителям посетить с ребенком детский кукольный театр.

 

2. Консультации по запросу родителей.

 

3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

 

4. Мастер-класс «Театр варежек».

Январь

1.Беседа «Кто работает в театре?».

Цель: познакомить детей с театральными профессиями (режиссер, дублер, актер и т.д.). Продолжать практиковать и совершенствовать навыки диалогической речи.

 

2.Режиссёрская (стендовый театр на фланелеграфе) игра «Кошкин дом».

Цель: Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль режиссёра, использовать для воплощения образа выразительные средства речи: интонацию, тон голоса.

 

3.Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки детей.

 

4. Беседа «Хороший и плохой поступок» (по мотивам предложенных детьми сказок).

Цель: побуждать детей думать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую активность, навыки ведения диалога и монолога.

1. Консультация «Организация кукольного театра в домашних условиях».

 

2. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

 

Февраль

1.Режиссёрская (кукольный театр, перчаточные куклы) игра «Кошки-мышки».

Цель: развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства; продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.

 

2.Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…».

Цель: развивать пантомимические способности воспитанников.

 

3.Игра «Придумай костюм своему герою и расскажи кто он».

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, развивать мышление, творчество, воображение, элементарные навыки презентации своей работы, речевую активность, умение говорить полными распространенными предложениями.

4.Игра-драматизация по мотивам стихотворений А. Барто. Куклы – игрушки.

Цель: продолжать стимулировать речевую активность детей посредством театральной деятельности, вспомнить стихотворения Агнии Барто, практиковать навыки пользования театральной ширмой.

1.Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей».

 

2. Рекомендовать родителям дома с ребенком обыграть известные ребенку стихотворения, потешки.

 

3. Консультации по запросу родителей.

Март

1.Режиссёрская игра (конусный театр) «Репка».

Цель: формирование умения режиссировать игровые действия по собственному замыслу, продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.

 

2.Игра-драматизация «Два жадных медвежонка» - театр на кружках. Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева.

Цель: учить детей обыгрывать сказку, передавать образы, входить в роль. Учить понимать содержание сказки, правильно вести диалог, развивать умение передавать движения персонажей.

 

3.Игровая ситуация «Сегодня мы расскажем куклам свою сказку!».

Цель: развивать речевую активность детей, фантазию, воображение, мышление, навыки коллективного творческого взаимодействия (коллективное придумывание сказки – элемент ТРИЗ), стремление в игровой ситуации строить диалоги с игрушками и сверстниками, используя собственную фантазию.

 

4.Прослушивание аудиосказок по выбору детей.

Цель: развитие слухового внимания, воспитания интереса к художественному слову.

 

 

1.Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

 

2. Рекомендовать дома с ребенком придумать свою сказку и нарисовать к ней иллюстрацию.

 

3. Буклет «Виды театра, которые вы можете изготовить совместно с вашими детьми».

 

Апрель

1.Игра-драматизация «Теремок» - театр масок.

Цель: формирование умения играть по собственному замыслу, закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.

 

2.Игра-драматизация «Цыпленок» К.И. Чуковского - магнитный театр.

Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.  Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки.  Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление.  Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми, так и со взрослыми.

 

3.Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.

Цель: познакомить детей с понятием «декорация», при участии родителей придумать и изготовить декорации.

 

4.Обыгрывание потешек, дразнилок, считалок, скороговорок по выбору детей.

Цель: развивать у детей самостоятельность и инициативность, навыки владения всеми имеющимися видами театра. Развивать правильное звукопроизношение, дикцию, артикуляцию.

1.Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.

 

2.Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

 

3. Презентация картотек. Рекомендовать использовать данные картотеки в домашних условиях.

Май

1. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».

Цель: создать условия для эмоционального подъема детей, привлечь родителей к детско-родительскому игровому взаимодействию с целью речевой и творческой активизации детей и обобщения их представлений о театре и его видах.

 

2. Итоговое мероприятие. Детский спектакль по мотивам придуманной сказки для детей второй младшей группы.

Цель: развивать навыки монологической и диалогической речи у воспитанников, интерес к театрализованной деятельности, артистичность, уверенность в себе, самостоятельность, творческую и речевую активность, умение пользоваться декорациями.

 

3.Проведение итогового диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития воспитанников.

1.Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

 

2. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».

 

3. Ознакомление с результатами диагностики речевого развития (индивидуально).

 

 

4 этап (май) – подведение итогов, рефлексия, определение перспектив для дальнейшей работы по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».

Проблема: дети имеют низкий уровень речевого развития.

Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег (в сети Интернет, в ДОУ).
  2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
  3. Способствовать речевому развитию детей.
  4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров, с театральными профессиями, жанрами, с театральной терминологией, приемами кукловождения.
  5. Создавать условия для проведения театрально-игровой деятельности.
  6. Привлечь родителей в образовательное пространство ДОУ.
  7. Привлечь педагогов ДОУ к проблеме речевого развития дошкольников.
  8. Организовать развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) в группе в рамках выбранной темы.
  9. Разработать и оформить картотеку театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеку малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр.
  10. Изготовить и оформить различные виды театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.
  11.  Подобрать и оформить фонотеку сказок, песенок-потешек.
  12.  Обобщить материал по теме, определить перспективы для дальнейшей работы.

Прогнозируемые результаты: на основании изученной литературы и опыта коллег разработан и реализован план работы с родителями, детьми и коллегами.

Дети познакомились с различными видами театра и проявляют к нему повышенный интерес. У воспитанников активизировался словарь через знакомство:

  • с театральными профессиями (актер, режиссер, дублер и т.д.);
  • с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др.;
  • с разными видами кукольных театров;
  • с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.

У детей усовершенствовались речевые навыки, звуковая культура речи, интонационная выразительность, монологическая и диалогическая речь. Дети могут чувствовать и понимать эмоциональное состояние  героя, вступать в ролевое взаимодействие, принимать на себя разные роли, выступать на сцене. Воспитанники проявляют творческую самостоятельность и инициативность.

У родителей повысился уровень компетентности в вопросе организации детско-родительского творческого взаимодействия с целью речевого развития своих детей.

В группе оформлен центр театрализованной деятельности (при участии родителей) «Мир театра», который систематически пополняется. Также при участии родительской общественности изготовлены и оформлены различные виды театра и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.

Разработана и оформлена картотека театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, а также картотека малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр, которыми успешно пользуются педагоги ДОУ и родители воспитанников. Подобрана и систематизирована фонотека сказок, песенок-потешек.

Коллеги проявили интерес к теме, приняли в работу опыт, который был представлен их вниманию.

Определены перспективы для дальнейшего направления работы в рамках данной темы.

Актуальность

Проблема развития связной речи дошкольников была и остается одной из наиболее актуальных. На ее решение ориентирован ФГОС ДО, который обособляет «Речевое развитие» в самостоятельную образовательную область, ведь оно необходимо не только для вербального развития воспитанников, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, дальнейшей социализации их в обществе. Речь – важнейший инструментарий, которым должен овладеть ребенок для успешного развития.

Задача современного воспитателя в области речевого развития детей - своевременная помощь в освоении ими разговорной речи, что предполагает создание условия для развития таких умений, как понимание обращенной речи с опорой и без опоры на наглядность, контакт с окружающими, выражение своих мыслей, чувств, впечатлений, используя речевые средства.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется основной принцип обучения в ДОУ – учить играя.

Учитывая выше сказанное, возникла идея использования средств театрального искусства, кукольного театра, для повышения уровня речевого развития дошкольников и темой моей работы по самообразованию является «Речевое развитие детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности».  

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – проектировочный;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь, октябрь)

- Изучение методической литературы и опыта коллег по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет», в т.ч. в сети Интернет;

- обобщение материала;

- диагностика уровня речевого развития детей средней группы;

- разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями;

- разработка плана работы с РППС в групповом пространстве.

 2 этап (октябрь - март)

- Организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра», для свободного доступа детей (октябрь, в течение года центр пополняется).

- Разработка и оформление картотеки театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеки малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр (октябрь 20___г. - март 20___г).

- Изготовление и оформление различных видов театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников (октябрь 20___г. - март 20___г).

- Подборка и оформление фонотеки сказок, песенок-потешек (ноябрь 20___г.).

Для работы с детьми:

- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми, театральных костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности, декораций, ширм;

- организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра» для свободного доступа детей.

Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся в рамках учебного года. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников средней группы. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с ФГОС ДО. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 20 минут. Самостоятельная деятельность детей в центре театрализованной деятельности «Мир театра» не прописана в плане работы с детьми, она осуществляется на регулярной ежедневной основе.

Для работы с родителями:

- Разработка анкетирования, мастер-классов, рекомендаций, консультаций, буклета для родителей.

3 этап (сентябрь - май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь (диагностика), октябрь

1.Проведение диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития.

2. Игровая ситуация «К нам в гости пришли театральные куклы».

Цель: познакомить детей с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними) и простейшими приемам кукловождения.

3. Дидактическая игра «Из какой сказки кукла?».

Цель: систематизировать и обобщить представления детей об известных ранее сказках и сказочных персонажах, стимулировать речевую активность, умение отвечать полными предложениями.

4. Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом» - театр на прищепках.

 Цель: активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать под музыку, побуждать эмоционально, воспринимать сказку, учить инсценировать знакомую сказку совместно с воспитателем посредством театра на прищепках, развивать словесное творчество.

1. Анкетирование «Речевое развитие ребенка в домашних условиях».

2. Участие родителей в оформлении центра «Мир театра».

3. Детско-родительский мастер-класс «Театр на ложках».

4. Рекомендовать родителям дополнить персонажей «ложечного» театра в домашних условиях, придумать и проиграть с ребенком сюжет.

Ноябрь

1. Игровая ситуация «К нам в гости пришли куклы би-ба-бо».

Цель: познакомить детей с куклами би-ба-бо, со спецификой владения ими, создать условия для эмоционального подъема детей и снятия напряжения.

2. Игра-драматизация (имитация) «Зеркало».

Цель: Развитие монологической речи воспитанников.

3.Самостоятельная деятельность с куклами би-ба-бо.

Цель: вызвать у детей желание играть куклами, сопровождать игру диалогами, практиковать навыки смены интонации и тембра голоса, принимая на себя ту или иную роль. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас, используя кукольный театр.

4.Игровая ситуация «Покажем куклам, кто как говорит?» - театр на ложках.

Цель: развивать навыки звукоподражания детей со сменой интонации, тембра и громкости голоса. Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально - игрового оборудования.

1.Родительское собрание «Что мы знаем о речевом развитии и театрализованной деятельности детей!?».

2. Индивидуальные консультации и беседы по запросу родителей.

3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

4. Рекомендовать родителям обыграть с ребенком его любимое литературное произведение.

Декабрь

1.Игра-имитация «Зверята».

Цель: Формировать у детей навыки звукоподражания.

 2.Игра с пальчиками (пальчиковый театр) по замыслу детей.

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать навыки сочетания слов с движениями.

3.Игра-пантомима «Медвежата».

 Цель: развивать пантомимические навыки детей.

4.Игра «Повтори за мной». Шагающий театр.

Цель: практиковать навыки синхронного повторения текста с действиями пальцев и кистей рук.

1. Рекомендовать родителям посетить с ребенком детский кукольный театр.

2. Консультации по запросу родителей.

3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

4. Мастер-класс «Театр варежек».

Январь

1.Беседа «Кто работает в театре?».

Цель: познакомить детей с театральными профессиями (режиссер, дублер, актер и т.д.). Продолжать практиковать и совершенствовать навыки диалогической речи.

2.Режиссёрская (стендовый театр на фланелеграфе) игра «Кошкин дом».

Цель: Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль режиссёра, использовать для воплощения образа выразительные средства речи: интонацию, тон голоса.

3.Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки детей.

4. Беседа «Хороший и плохой поступок» (по мотивам предложенных детьми сказок).

Цель: побуждать детей думать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую активность, навыки ведения диалога и монолога.

1. Консультация «Организация кукольного театра в домашних условиях».

2. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

Февраль

1.Режиссёрская (кукольный театр, перчаточные куклы) игра «Кошки-мышки».

Цель: развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства; продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.

2.Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…».

Цель: развивать пантомимические способности воспитанников.

3.Игра «Придумай костюм своему герою и расскажи кто он».

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, развивать мышление, творчество, воображение, элементарные навыки презентации своей работы, речевую активность, умение говорить полными распространенными предложениями.

4.Игра-драматизация по мотивам стихотворений А. Барто. Куклы – игрушки.

Цель: продолжать стимулировать речевую активность детей посредством театральной деятельности, вспомнить стихотворения Агнии Барто, практиковать навыки пользования театральной ширмой.

1.Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей».

2. Рекомендовать родителям дома с ребенком обыграть известные ребенку стихотворения, потешки.

3. Консультации по запросу родителей.

Март

1.Режиссёрская игра (конусный театр) «Репка».

Цель: формирование умения режиссировать игровые действия по собственному замыслу, продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.

2.Игра-драматизация «Два жадных медвежонка» - театр на кружках. Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева.

Цель: учить детей обыгрывать сказку, передавать образы, входить в роль. Учить понимать содержание сказки, правильно вести диалог, развивать умение передавать движения персонажей.

3.Игровая ситуация «Сегодня мы расскажем куклам свою сказку!».

Цель: развивать речевую активность детей, фантазию, воображение, мышление, навыки коллективного творческого взаимодействия (коллективное придумывание сказки – элемент ТРИЗ), стремление в игровой ситуации строить диалоги с игрушками и сверстниками, используя собственную фантазию.

4.Прослушивание аудиосказок по выбору детей.

Цель: развитие слухового внимания, воспитания интереса к художественному слову.

1.Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

2. Рекомендовать дома с ребенком придумать свою сказку и нарисовать к ней иллюстрацию.

3. Буклет «Виды театра, которые вы можете изготовить совместно с вашими детьми».

Апрель

1.Игра-драматизация «Теремок» - театр масок.

Цель: формирование умения играть по собственному замыслу, закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.

2.Игра-драматизация «Цыпленок» К.И. Чуковского - магнитный театр.

Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.  Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки.  Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление.  Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми, так и со взрослыми.

3.Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.

Цель: познакомить детей с понятием «декорация», при участии родителей придумать и изготовить декорации.

4.Обыгрывание потешек, дразнилок, считалок, скороговорок по выбору детей.

Цель: развивать у детей самостоятельность и инициативность, навыки владения всеми имеющимися видами театра. Развивать правильное звукопроизношение, дикцию, артикуляцию.

1.Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.

2.Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

3. Презентация картотек. Рекомендовать использовать данные картотеки в домашних условиях.

Май

1. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».

Цель: создать условия для эмоционального подъема детей, привлечь родителей к детско-родительскому игровому взаимодействию с целью речевой и творческой активизации детей и обобщения их представлений о театре и его видах.

2. Итоговое мероприятие. Детский спектакль по мотивам придуманной сказки для детей второй младшей группы.

Цель: развивать навыки монологической и диалогической речи у воспитанников, интерес к театрализованной деятельности, артистичность, уверенность в себе, самостоятельность, творческую и речевую активность, умение пользоваться декорациями.

3.Проведение итогового диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития воспитанников.

1.Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

2. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».

3. Ознакомление с результатами диагностики речевого развития (индивидуально).

4 этап (май) – подведение итогов, рефлексия, определение перспектив для дальнейшей работы по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Театрализованная деятельность как эффективное средство социальной адаптации детей дошкольного возраста"

Основная цель это сотрудничество с актёрами действующих театров, для того чтобы дать детям проявить себя в творчестве, раскрепостить мологоворящих и застенчивых детей. Поэтому взаимодействие заключает...

Логоритмика, как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста.

     Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Работая с детьми, имеющими речевые нарушения п...

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство игровой активности детей с ТНР»

Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр....

Консультация для родителей "Настольно-печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста"

В данной консультации содержится материал, помогающий родителям разобраться в полезности и значимости для детей настольно-печатных игр. Предоставленны некоторые виды игр с описанием правил и действий....

Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития дошкольника

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. В нашем детском саду организована работа с воспитанник...