Проект. Деревья.
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Краткосрочный проект по теме "Деревья. Кустарники" (подготовительный возраст) для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_derevya_i_kustarniki.docx | 910.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно - исследовательский проект «Деревья и кустарники».
Автор и руководитель проекта: Прохорова С.П., учитель-логопед.
Место реализации проекта: МДОУ ЦРР- д/сада «Родничок», логопункт.
Сроки реализации проекта: Краткосрочный, творческо-исследовательский проект сроком на 1 неделю.
Участники проекта: дети подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня.
Объект исследования: Деревья и кустарники
Предмет исследования: Деревья и кустарники
Цели исследования:
-Формирование предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников;
- изучение представления детей о деревьях и кустарниках;
- расширение представлений о многообразии растительного мира;
- формирование у детей умения классифицировать деревья;
-систематизация речевого материала по теме «Деревья. Кустарники»;
-повышение педагогического потенциала родителей.
Задачи исследования:
1. Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев и кустарников;
2. Учить узнавать их по форме листка, форме и окраске ствола;
3.Закреплять знание названий деревьев и кустарников, их строения, внешних признаков;
4. Познакомить детей со своеобразием листьев, стволов деревьев и кустарников;
5. Сформировать представления о том, что деревья – живые существа и для жизни им необходимы питательная почва (земля), вода, свет, тепло;
6. Выявить пользу деревьев и кустарников в ходе бесед.
7. Расширить и актуализировать словарь по теме.
8. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
9.Отразить знания, полученные в ходе проектной деятельности, в книжках-малышках, сделанных детьми совместно с родителями.
10. Уметь доносить информацию о дереве или кустарнике из книжки-малышки своим сверстникам, отвечать на вопросы.
11. Способствовать воспитанию любви и бережному отношению к объектам природы, желанию сохранять их.
12. Привлечь родителей к совместной деятельности, доказать им необходимость приобретения знаний и умений по данной теме.
Творческий продукт: Книжки-малышки о деревьях
Введение (актуальность).
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития. Адекватное восприятие окружающего, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои знания, суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. Коммуникативное развитие дошкольников происходит значительно эффективнее при наличии интереса к определенной области познания.
Приобретенные в детстве умения видеть и понимать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания. Отсутствие у детей знаний приводит к образованию неправильных представлений и заблуждений. Важно, чтобы дети получили верные сведения о деревьях и кустарниках, их сходствах и отличиях, так как недостаток информации дает детям односторонние бессистемные знания. Предполагаю, что исследовательский информационный проект « Деревья. Кустарники» разовьет связную речь детей, обобщит и обогатит их словарь. В процессе речевой и практической деятельности они получат достоверные знания и научатся их излагать.
Этапы проекта.
1. Организационный
Выявление проблемы:
Опрос детей:
Как называется то или иное дерево или кустарник? Какое оно по величине?
Где чаще всего растет? Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
Подготовка информационного листка родителям с предложением принять участие в проекте «Деревья. Кустарники».
Формулировка задач проекта.
Организация развивающей среды:
- Подборка заданий, игровых упражнений в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе;
- Подборка картинного материала, презентации по теме «Деревья. Кустарники»;
- Подборка стихов, пословиц, художественных текстов по теме;
- Подготовка презентации по теме «Деревья. Кустарники»: виды деревьев и кустарников, места произрастания, плоды, польза.
2. Практический ( в течение недели):
Чтение стихов о деревьях и кустарниках.
Знакомство и отгадывание загадок о деревьях разных видов.
Лабиринты «Деревья».
Выполнение практических заданий по теме:
альбом № 1 «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР «Мир растений» автор Н.Арбекова;
альбом № 1 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» автор Н. Теремкова.
Дидактические игры:
«Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
Схема плана рассказа о растении:
Как зовут тебя?
Ты дерево или куст?
Какого ты роста?
Какова форма и цвет твоих листьев? На что они похожи? Какие они на ощупь?
Цвело ли ты летом? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
Какие семена вырастут на месте цветов?
Какой у тебя ствол? (сравнительно с другими деревьями)
Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
«Что лишнее». Цель: ребенок должен определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
«Назови плод». Цель: ребенок должен правильно указать плод этого растения.
«Определи дерево по листочку» или «С какой ветки детки?» Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
«Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый, берёзы–берёзовый, дуба – дубовый и т.д.).
«Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
«Загадай, мы отгадаем» Цель: развитие монологической речи, умения составлять загадку о дереве или кустарнике.
«Найди дерево по плодам». Цель: учить находить дерево по его плоду.
«Найди лист такой, как покажу» Цель: учить сопоставить образец или его силуэт и найти необходимый лист дерева, назвав его.
Работа с родителями. Предложение к участию в проекте.
Уважаемые родители!
Примите, пожалуйста, участие в проекте «Деревья. Кустарники».
Для этого необходимо:
Вместе с ребенком выбрать дерево или кустарник (во все времена года), о котором будете собирать информационный материал.
Оформить его в форме книжечки.
1. Оформить обложку.
2. Описать дерево и сопроводить рассказ рисунками, картинками или фото. (Примерные вопросы, на которые должны быть ответы в рассказе):
Как называется это дерево или кустарник? Какое оно по величине?
Где чаще всего растет? Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
3. Подобрать загадки, стишки, пословицы об этом дереве.
4. Использовать в рассказе словарь:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные. ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.
Ребенок должен знать содержание книжечки и уметь изложить его своим сверстникам.
Помощь логопеду в изготовлении книжек – малышек по теме «Деревья. Кустарники». Пополнить библиотеку логопедического кабинета книжками, изготовленными своими руками для практического пользования детьми и обмена информацией.
3. Заключительный. Презентация детьми своих книжек-малышек о деревьях и кустарниках сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"
Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....
Загадки про деревья ( к проекту " Деревья - наши верные друзья !")
Загадки с картинками про деревья...
Стихи про деревья ( к проекту " Деревья - наши верные друзья!")
Стихи для детей про деревья...
Раскраски " Деревья" ( к проекту " Деревья - наши верные друзья !")
Раскраски для детей дошкольного возраста по теме "Деревья нашего края"....
Пословицы, поговорки и приметы про деревья ( к проекту " Деревья - наши верные друзья !")
Мудрость народа хранится в пословицах и поговорках. Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят для нашего народа характерные оттенки, украшают речь. Если с раннего возраста читать детям послов...
Загадки про деревья ( к проекту " Деревья - наши верные друзья".)
Расширение представлений о деревьях, которые растут в родной станице....