Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р] и [Р']
консультация по логопедии
Комплекс артикуляционных упражнений для формирования правильного уклада для произнесения звуков [Р] и [Р']. Материал подойдет для занятий родителям, воспитателям и логопедам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki_dlya_zvukov_r_i_r.docx | 661.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р] и [Р’]
Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом.
Правильная артикуляция звука [Р] заключается в следующем:
- губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
- зубы - разомкнуты;
- язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки - вибрируют, давая голос;
- воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук [Р’] отличается по артикуляции от парного твердого звука дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется подъем языка вверх, работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Р’] даются дошкольникам сложнее всего.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Р’] в игровой форме помогает ребенку подготовить мышцы языка к произношению данного звука, понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, обучает, как создавать вибрацию.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнения для губ:
«Заборчик»
Цель: выработать подвижность губ, формирование улыбки.
Описание: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5.
Обратите внимание!
Положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.
«Трубочка»
Цель: выработать подвижность губ.
Описание: зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.
Чередование «Заборчик» - «Трубочка».
Цель: формирование переключаемости движений губ.
Описание: выполняем поочередно упражнения «Заборчик» - «Трубочка» 5-10 раз.
«Кучер»
Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
Обратите внимание!
Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.
Упражнения для языка:
«Чистим верхние зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Обратите внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Маляр»
Цель: укреплять мышцы языка, выработать верхний подъем и развивать его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
Обратите внимание!
1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
«Барабанщик»
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
Обратите внимание!
1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
2. Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает».
3. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
«Лошадка»
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«Грибок»
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При выполнении упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.
8. Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать элемент игры. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых моментов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л "Весёлый зоопарк"
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част...
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, З, Ц
Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л...
Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".
Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
Материал для логопедов и родителей....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
Материал для логопедов и родителей....