Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белякова Наренкова Ольга Васильевна

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_l.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л]

Наказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.                                                                                      1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.            2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.                               3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх..
Описание: слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                      1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                                          2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.                     3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л]

Наказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.                                                                                      1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.            2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.                               3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх..
Описание: слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.                                                                                      1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                                          2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.                     3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл ( как индюк болбочет).
Методические указания.                                                                                            1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.                                            2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.                3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не высовываться вперед.

Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.                         Пощелкать кончиком языка ("Лошадка"). 
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.                                                                                      1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.                  2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.                             3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению.                                                                                                            4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Психолого-логопедический центр,                                                                           ул. М. Горького, 38/45, 4 этаж, направо,                                                              т. 250-280 или                                                                                                           +7-(927)-375-02-80                                                                              logopedpenza@yandex.ru                                                                   www.logopedpenza.ru

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл ( как индюк болбочет).
Методические указания.                                                                                            1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.                                            2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.                3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не высовываться вперед.

Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.                              Пощелкать кончиком языка ("Лошадка"). 
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.                                                                                      1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.                  2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.                             3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению.                                                                                                            4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Психолого-логопедический центр,                                                                           ул. М. Горького, 38/45, 4 этаж, направо,                                                              т. 250-280 или                                                                                                           +7-(927)-375-02-80                                                                              logopedpenza@yandex.ru                                                                   www.logopedpenza.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л "Весёлый зоопарк"

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част...

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, З, Ц

Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р....

Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".

Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь

Материал для логопедов и родителей....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь

Материал для логопедов и родителей....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л*

Упражнения для развития артикуляции у воспитанников дошкольного возраста...