Методическая разработка: «Ритмические игры с предметами для развития речи детей»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь представлена подборка пальчиковых игр с различными предметами. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие мелкой моторики, пальчиковые игры с предметами | 100.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Ритмические игры с предметами
для развития речи детей»
Автор-составитель:
Улымова Татьяна Николаевна
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь представлена подборка пальчиковых игр с различными предметами. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.
Содержательный компонент.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие речи детей. С детства знакомые нам «Сорока-Ворона», «Этот пальчик…», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры являются важнейшим средством речевого развития детей. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, могу отметить, что развитию мелкой моторики уделяют внимание многие педагоги, психологи, логопеды. Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у дошкольников. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь). По мнению сотрудников института физиологии детей и подростков АПН РФ, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой, происходит следующее:
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность детей, учат концентрировать и распределять внимание.
3. Развивается память детей, воображение и фантазия.
4. И в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость, что в свою очередь облегчает процессы овладения навыками письма.
[Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр / О. Е. Малыгина, Н. С. Глухова, С. Н. Юхнева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 34-37.]
Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). Дети с речевыми нарушениями поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. Многие из них не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и выполнить другие действия по самообслуживанию. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и работе с пластилином. При создании аппликаций прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.
Нарушение тонких дифференцированных движений в пальцах рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. На занятиях по оригами дети испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, так как требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения пальцами рук. Многие дети до пяти-шести лет не интересуются играми с мелким конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности при овладении графическими навыками. У некоторых детей наблюдается «зеркальное письмо букв». У многих детей отсутствует пальцевой захват карандаша или ручки. Сохраняется тенденция к ладонному захвату карандаша. У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается общее напряжение пальцев рук и кисти при рисовании. Из-за подобного напряжения ребенок быстро устает, а линии, отражающие это напряжение, становятся неровными, волнистыми. Чем больше будет стараться ребенок, тем больше будет на бумаге отражаться тремор - дрожание руки.
Многие исследования подтверждают, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому вопрос внедрения пальчиковых игр в образовательный процесс дошкольного учреждения является актуальным. И все педагоги ДОУ должны активно применять пальчиковую гимнастику в режимных моментах и во время НОД.
Цель разработки: создание условий для внедрения речевой пальчиковой гимнастики с предметами в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Внедрить пальчиковые игры с предметами в разные виды деятельности
(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, режимные моменты).
2. Корригировать речевые нарушения, обогащать словарный запас детей посредством применения пальчиковой гимнастики с предметами.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Исследователи, изучающие моторное развитие детей, отмечают следующие факты. Если ребенка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится уклониться от задания. Поэтому в своей работе по развитию мелкой моторики и речи стала активно применять различные предметы в их непривычном использовании. Так под веселые песенки или стишки мы вращаем в руках орехи, бусины, платочки, шарики, карандаши. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заменителями, придумывать для них новое применение.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Каждая игра сопровождается веселой, интересной «говорилкой»-стихотворением или песенкой. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате освоения всех упражнений, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Приемы проведения пальчиковых игр.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
Основные принципы проведения пальчиковых игр:
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Каждая выученная гимнастика, постепенно заменяется новой.
- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Методические рекомендации по выполнению упражнений на развитие мелкой моторики с предметами.
- Сначала все упражнения с предметами выполняются медленно.
- Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев с предметом и переключался с одного движения на другое.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем-другой рукой, после этого двумя одновременно.
- Для координации движения руки в соответствии с ритмом нужно использовать стихотворные тексты.
- Занятия должны быть регулярными.
- Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.
С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Очень важно заинтересовать и увлечь темой пальчиковых игр родителей. Для этого активно использовала разные формы работы: беседы, памятки. На консультациях и родительских собраниях объясняла, как важно выполнять пальчиковые гимнастики не только в детском саду, но и дома. Показывала как играть с детьми на мастер-классах, пополняла педагогический багаж родителей новыми стихотворениями.
Пальчиковые игры являются источником гармоничного физического и эмоционального развития, они способствуют сближению родителей и малышей во время занятий и радуют ребятишек, а также обогащают их разнообразными сенсорными впечатлениями, развивают внимание и способность к сосредоточению. Во время пальчиковых игр ребенок не только умственно растет, но и заряжается положительными эмоциями и маминым вниманием, ее любовью, а ведь это является главным условием его развития.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Приложение 1
Картотека пальчиковой гимнастики с предметами.
«Котенок» Сильно кусает Котенок-глупыш!Он думает, что это Не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | Бельевой прищепкой дети прищепляют на каждый слог ногтевые фаланги начиная от большого пальца к мизинцу. |
«Гусёнок» Вот проснулся, Встал гусёнок, Пальцы щиплет он спросонок: –Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне. | Бельевой прищепкой дети прищепляют на каждый слог ногтевые фаланги начиная от большого пальца к мизинцу |
«Крапива» Посмотрите:притаилась И пушистой притворилась! Мы тебя, крапива, знаем, Никогда срывать не станем! | Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог -от большого пальца к мизинцу. |
«Собаки» Две собаки лают, Друг друга не кусают. Только голос подают. Видно, зубы берегут. | В обеих руках прищепки друг против друга. Дети открывают и закрывают прищепки. |
«Ёжик» Катится колючий ёжик Нет ни головы, ни ножек Мне по пальчикам бежит И пыхтит,пыхтит,пыхтит. Бегает туда-сюда, Мне щекотно-да,да,да! Уходи, колючий еж, В темный лес Где ты живешь! | Дети катают в руках колючий шарик, маленький мячик под текст песни Е. Железновой «Катится колючий ёжик» |
«Колючий мячик» Гладь мои ладони еж, Ты колючий, ну и что ж. Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. | Дети водят мячиком по кругу между ладоней |
По столу круги катаю, | Дети катают мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед |
Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом |
«Веселая игра» В ручку правую возьмём, Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. В ручку левую возьмём, Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём, | Дети выполняют движения в соответствии с текстом |
«Медведица и медвежонок» Шла медведица спросонок, А за нею – медвежонок. А потом пришли детишки, Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать, И в тетрадочках писать. | шагают шариком по руке, надавливая; шагают тихо шариком по руке; шагают шариком по руке в быстром темпе; нажимают шариком на каждый палец |
«Фокусник» За рукой и под рукой, Из-под кисти на покой. Над рукою он кружит, От нее теперь бежит. Между пальцев подержу И в ладошку положу. Из руки его достану, Справа, слева ставить стану. Перед грудью пронесу. Сзади спрячу, потрясу. Из-за спинки выну мячик, Возле ног моих поскачет. Подержу вверху, внизу, Мимо носа пронесу. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Используется мяч-попрыгунчик. |
Мяч снаружи, мяч внутри, По руке качу – смотри! Вдоль ладони, через палец И вокруг запястья танец. Мяч с одной рукой играет И к другой перебегает. Дружит мяч с моей рукой – Вот я фокусник какой! | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Используется мяч-попрыгунчик. |
Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. | Ребенок кладет мячики или орехи в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-ой строчки – смена рук. |
«Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. | Перебирают по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони. |
«Яичко» Маленькая птичка принесла яичко. Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем, Покатаем, не съедим, его птичке отдадим. | Дети катают орех между ладоней |
«Щекотки» Я катаю мой орех, Чтоб он стал круглее всех. Щекочу свои ладошки, Чтоб порадовать немножко. | Ребенок катает грецкий орех между ладоней. |
«Бусинки-горошки» Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей Пальчики, ладошки. | Дети катают по столу горошины (бусины) указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем. |
«Заяц и ежик» Заяц и ежик навстречу друг другу Шли по дорожке, по полю, по лугу. Встретились - и разбежались они. Быстро бежали - поди догони! Не догонишь! | Понадобятся бусы из 17 бусин на нитке. Центральная бусина - большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. |
«Игра с горошком» Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: - Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. | Дети катают горошинки между указательным и средним пальцами. |
«Птица» С блюдца я беру горошки Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки: Руки держат все горошки. | Дети берут из блюдца большим и указательным пальцами одной за другой горошины и удерживают их в руке, набирая горсть. Затем меняют руки. |
«Помощник» Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу.
| Дети сортируют крупы.
|
Игра«Горох и фасоль» В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне-игрушки для детей, Мы их достанем без затей. | Дети из ведра с крупой достают игрушки. |
«Дорожка» Я взяла горошка Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка. | Дети выкладывают дорожку из разных круп |
«Дорожки» Трудно пальчик мне вести Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. | Дети ведут пальчик или карандаш по дорожкам. |
"Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи". | Ребенок изображает, как месит тесто в ведре с крупами |
«Пилот» Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш, Он теперь у нас пилот –Отправляется в полет. | Кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный, средний и мизинец- сверху ручки. Покачивают. |
«Муравей» Муравей домой спешил И соломинку тащил. Братцы строят новый дом, Будут жить зимою в нем. | Кладут карандаш на середину среднего пальца и мизинца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный и безымянный – сверху ручки. Покачивают. |
«Кулачок» Ручку пальчиком возьмем, Кулачок потом сожмем. Только вот теперь никак Не сжимается кулак. | Кладут карандаш под середину среднего пальца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный, безымянный и мизинец – снизу карандаша. Потом пытаются сжать кулак |
«Ослик» Ослик хвостиком качал, Чуть его не потерял. Ты качай, качай, качай, Но давай-ка не теряй. | Карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. Покачивают, имитируя движение маятника. Затем другой рукой. |
«Часы» Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них: Вправо-влево – так да тик. | Карандаш между указательным и средним пальцами правой руки. Покачивают как маятник. |
«Дед» Жил да был в деревне дед, Он купил велосипед. Быстро едет по дорожке И грибы везет в лукошке. | Карандаш между большим, указательным и средним пальцами правой руки, чертят круги по часовой стрелке и против. |
«Кружок» Ручку пальчиками взяли И кружок нарисовали. Раз кружок, Два кружок Сосчитай-ка их, дружок. | Карандаш между большим и указательным пальцами правой руки, держа перпендикулярно ладони, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. |
«Чай» Мне в стакан налили чай И сказали: «Размешай!» Ложку пальчиками взял, Сахар быстро размешал. | Карандаш между большим и средним пальцами правой руки, «мешают сахар» по часовой стрелке и против. |
«Енот» К другу в гости шел енот, Но забыл, где тот живет, Полчаса кругом ходил, Только дом не находил. | Карандаш между большим и безымянным пальцами правой руки, расположив перпендикулярно, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. |
«Пчела» Быстро кружится пчела, Ведь она нектар нашла. Делает за кругом круг И зовет своих подруг. | Карандаш между большим пальцем и мизинцем правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. |
«Луна» Ночью смотрим из окна, Видим – полная луна. Утром мы возьмем альбом, Нарисуем небо в нем. | Ручка между большим, средним и безымянным пальцами правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. |
«Арбуз» На столе лежит арбуз Замечательный на вкус. Рядом с ним лежит другой – Мы его возьмем с собой. | Карандаш между большим, безымянным и мизинцем правой руки, чертят круги по часовой стрелке и против. |
«Карандаш» Между пальцами зажат, Карандаш ужасно рад, Вы его качайте, братцы, Очень любит он качаться. | Карандаш между указательными пальцами, упираясь подушечками пальцев в его кончики. Затем качают карандаш влево и вправо. Потом другими пальцами. |
Я каштан держу в руке, И ладошками катаю. Зажимаю в кулаке. Отпускаю, разжимаю. | Выполняют движения в соответствии с текстом. Каштан сначала держат в правой, затем в левой руке) |
Научился два ореха, Между пальцами катать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. Я катаю свой орех, Чтобы был круглее всех | Катают два каштана (ореха) между ладонями. Прокатывают один орех между двумя пальцами. |
Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики. | Начиная с большого и до мизинца дети растирают зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаются к его основанию. |
«Ласковая кисточка» Вышла кисточка гулять, Стала пальчики считать! Раз, два, три, четыре, пять- И давай танцевать! Надоело ей гулять- Будет кисть отдыхать! | Ребенок проводит кисточкой вверх-вниз, затем по кругу. |
Игра «Проглот» У меня живот проглот- Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! Для этой игры используем коврик с пуговицами. | Дети берут небольшой носовой платок и целиком собирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно. |
«Прогулка» Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. И пошли по переулку. На веселую прогулку. Пальцы словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик- будто ножка, Только шаркает немножко. | Ребенок ставит пальчики в пробки и шагает в них. |
Игра «Пальцеход» Ходит цапля по болоту На прогулку, на работу- Очень нужно цапле там Взять еду своим птенцам! | Ребенок «ходит» по пуговицам указательными и средними пальцами обеих рук,наступая на нее на каждый ударный слог. |
«Лыжники» | Ребенок «встает» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....
методические аспекты организации дидактической игры как метода развития речи детей дошкольного возраста.
В этой работе подробно описана технология организации дидактической игры в индивидуальной работе и в системе занятий с детьми дошкольного возраста, а также подбор методических ...
Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...
Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Согласно требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...
Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста
Органзация конкурса на лучшую методическую разработку по развитию речи...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)
Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...