Терренкур как образовательная ситуация формирования коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии

Афонина Ирина Ивановна

Доклад посвящен актуальной проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с особыми возможностями здоровья,  используя технологию  «Терренкур»  как  образовательную ситуацию .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Терренкур как образовательная ситуация формирования коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Афонина И.И.

Terrenkur as an educational situation of formation of communicative competence in children with severe speech disorders.

Afonina I.I.

        Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с особыми возможностями здоровья,  используя технологию  «Терренкур»  как  образовательную ситуацию .

Abstract. The report is devoted to the actual problem of formation of communicative competence in children with special health problems, using the technology "Terrenkur" as an educational situation .

Ключевые слова: терренкур, здоровьесберегающая технология, коммуникативная компетентность .

Keywords: terrenkur, health-saving technology, communication competence

        В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и другие.

        Вопросам формирования коммуникативных навыков дошкольников много внимания уделяли такие учёные как Л. С. Выготский, Д. Е. Эльконин, Л. И. Божович, А.В.Запорожец и другие.

        Многими современными исследователями Е.О. Канунниковой, О.С. Павловой, Л.Г.Соловьевой, Т.Б.Филичевой и другими отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков.

        К.П. Зайцева, описывая коммуникативную компетентность, дает ей следующее определение – это совокупность имеющихся у человека способностей по коммуникации, которые подходят для решения поставленных коммуникативных задач и эффективны для воплощения на практике имеющихся коммуникативных знаний и навыков.

        Коммуникативная компетентность дошкольника - это совокупность умений, характеризующих:

  • стремление контактировать с окружающими;
  • умение общаться, слушать собеседника и адекватно отвечать ему; 
  • умение, проявлять эмпатию, эмоционально сопереживать;
  • умение разрешать возникающие конфликты; 
  • знание общепринятых норм и правил общения с  окружающими.

        Совокупность представленных коммуникативных умений у дошкольников формируется в определенных условиях их развития. Именно наличие или отсутствие тех или иных условий в большей степени влияет на формирование коммуникативных компетенций дошкольника.

        Одним из таких условий  может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.

        Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Эта чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

        Несмотря на важность  формирования  коммуникативной компетенции  у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, воспитатели включают в коррекционно – педагогическую работу лишь отдельные компоненты коммуникативного развития детей.        

        Анализируя современные технологии  я  обратила внимание на   технологию  «Терренкур», которая уже успешно апробирована и внедрена в практику работы нашего детского сада как технология физического развития и формирования здорового образа жизни.

        Я отметила, что  терренкур помогает решать разные задачи, не перегружая  при этом детей:

- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– формировать эстетическое восприятие дошкольников;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности

 Поэтому я решила использовать Терренкур как  образовательную ситуацию формирования коммуникативной компетентности детей с ТНР.

        Мониторинг коммуникативных навыков моих воспитанников в начале года подтвердил необходимость работы по данному направлению.

        Были сформулированы  цель и задачи.

Цель: Формирование коммуникативной компетности дошкольников с ТНР через образовательную ситуацию «Терренкур».

Задачи:

1.Вызвать у детей инициативность и  стремление контактировать с окружающими.
2. Развить умение общаться, слушать собеседника и адекватно отвечать ему.
3. Учить спрашивать, переспрашивать , сравнивать и приводить примеры,

4. Знакомить с общепринятыми нормами и правилами общения с окружающими.

        Работа по формированию коммуникативной компетенции дошкольников с ТНР через образовательную ситуацию  «Терренкур»  велась поэтапно.

        1этап – подготовительный определение  темы, цели, задач, разработка системы работы, составление перспективного плана, пересмотр маршрутов, предварительная работа с детьми и родителями. 

        2 этап – основной  реализация идеи, цели, задач плана. 

        3 этап – заключительный соотношение полученных результатов с поставленными задачами, заключительная диагностика, оценка эффективности проделанной работы, определение дальнейших перспектив, распространение опыта работы.

        Проанализировав, существующие  на территории маршруты терренкура, я пришла к выводу, что они направлены в первую очередь на оздоровление детей и их физическое развитие. Поэтому я решила разработать  образовательные маршруты, и 1 раз в неделю проводить образовательный терренкур по экологической тропе. Для этого определила структуру, содержание и  длительность прогулки.

Структура прогулок с детьми по маршруту терренкура:

  1. Сбор и движение до следующей остановки терренкуров;
  2. Остановка, привал, познавательно – исследовательская деятельность детей и взрослых;
  3. Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
  4. Самостоятельная деятельность детей;
  5. Сбор дошкольников и возвращение в группу.

Длительность пеших прогулок зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе – 20 мин.;  в средней группе – 30 мин.; в старшей группе – 40 мин.;  в подготовительной группе – до 50 мин.

Содержание прогулок по маршруту терренкура

  1. Познавательные беседы;
  2. Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями;
  3. Сбор природного материала;
  4. Знакомые детям подвижные и дидактические игры;
  5. Игры на внимание;
  6. Спортивные игры;

Маршрут я разбиваю на несколько «станций». Каждая станция имеет свое название «Огород», «Веревочный городок», «Зона отдыха» и.т.д.. Тем самым, в процессе прохождения маршрута и выполнения заданий, дети наблюдают за объектами природы, собирают природный материал, играют, проводят эксперименты, закрепляют счет, составляют рассказы и многое другое. Экологические объекты для наблюдений также расположены по всей территории детского сада и представлены  видовым разнообразием деревьев и кустарников, различными цветниками, огородом, пнем, муравейником, скворечниками.  

Образовательные ситуации зависят от сезонных и погодных условий, от  целей  и задач. Перед проведением образовательного терренкура я сообщаю детям  цель предстоящей деятельности, провожу беседы о том, какие «станции» они хотели бы посетить. При необходимости напоминаю правила поведения на некоторых из них (например, на огороде, веревочной станции). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.

Станции, расположенные на территории нашего Учреждения:

        Метеостанция: Здесь мы с детьми  наблюдаем за изменениями состояния погоды, учимся анализировать и делать выводы. В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.

        Станция «Внимательный пешеход»: На данной станции мы с  детьми учимся безопасному поведению. Обсуждаем правила дорожного движения,  закрепляем на практике, играем в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.

        Станция «Игры на асфальте»: здесь мы играем в подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами. Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала. Интересно использовать лабиринты в разное время года: летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты

        Станция «Цветочная клумба»: Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаю к сравнительным высказываниям.  Воспитываю чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.

        Станция «Островок размышлений», или «Клуб спорщиков»: представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, пенечки, которые используются как место для отдыха. Мы с детьми используем их еще и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута.

        Станция «Огород»: На этой станции у каждой группы есть своя грядка, на которой выращиваем различные огородные культуры. Начиная с февраля, выращиваем рассаду, высаживаем ее на грядку и ухаживаем до сбора урожая.

При прохождении маршрута провожу и  кратковременные наблюдения. Так, если дети остановились под деревом, то ни изучают его: измеряют толщину обхватом руки, пытаются дотянуться до нижней ветки, увидеть небо сквозь крону, рассматривают выступающие корни, гладят ствол рукой, прислоняются к нему щекой, называют цвет коры, толстых и тонких веток, листьев; закрыв глаза, прислушиваются к звукам.

        А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя, физические упражнения, проговаривая речевки, обговаривая интересные объекты на пути.

        За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы территория стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.

Обследование, проведённое в конце, работы подтвердило успешность нашей работы. Наши предположения оказались верными: Дети стали чаще проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремление контактировать с окружающими. Научились спокойно общаться, слушать собеседника и адекватно отвечать ему. Стали чаще задавать вопросы, переспрашивать, сравнивать и приводить примеры. Полученные результаты представлены на слайде.

Дети стали чаще проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремление контактировать с окружающими. Научились спокойно общаться, слушать собеседника и адекватно отвечать ему. Стали чаще задавать вопросы, переспрашивать, сравнивать и приводить примеры.

Совместно с детьми и родителями мы приняли участие в Городском Театральном марафоне профессий,  интернет - олимпиаде по ознакомлению с окружающим миром, на которой 8 детей получили дипломы 1-2 степени.

Литература

  1. Баштырева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С.854-857.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.- Издательство: Национальное образование, 2016. - 368с. 
  3. Гладышева О. С. Парциальная образовательная программа "Разговор о здоровье: начало". Учебное пособие./ О. С. Гладышева, М. А. Яковлева. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. - 179 с. (Сер. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании).
  4. Горшкова Т.В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С.783-785.
  5. Концепция Специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — М., 2016.
  6. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – М.: Феникс, 2004. – 224с.
  7.  Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребѐнка / М.И. Лисина; под ред.А.Г. Рузской; - 2-е изд. М.: Московский психолого - социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. - 384с.
  8. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
  9. Новикова И.М. Изучение представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями // Коррекционная педагогика. 2009. № 5(35). С. 26–29.
  10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - "Детство-ПРЕСС" СПб, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье рассматриваются особенности организации работы учителя-логопеда по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи. Для таких детей необходима прав...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110...

Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.

Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в ком...