занятие о Белой Калитве, подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Антипова Татьяна Ивановна

Занятие № 1

   Образовательные задачи. Углубление представлений о Белой Калитве. Расширение и уточнение словаря по теме "Белая Калитва"(город, площадь, улица, музей, река, мост, здание, памятник, парк, скульптура; культурный, прекрасный, великолепный, красивейший; стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить, восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения; косвенная речь. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация в пересказе.

   Развивающие задачи. Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, ответственности, активности. 

   Оборудование. Наборное полотно, открытки с видами Белой Калитвы, небольшой матерчатый мяч.

Ход занятия.

   1. Организационный момент.  (Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие речевого слуха, памяти. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью.)

  Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними, предлагает занять места возле стульчиков. На наборном полотне перед ними фото с видами Белой Калитвы. Звучит песня о Белой Калитве.

Логопед. Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе – Белой Калитве. Вы видите фотографии с видами нашего прекрасного города. Для создания настроения я предлагаю вам послушать стихотворение Юлии Ерёминой «Легенда».

Есть в Ростовской области
На земле Донской
Город, называемый
Белой Калитвой.
Светлый и уютный,
Чистый город тот,
С Северной столицей
В один основан год.
Люди замечательные
В городе живут
И родную землю
Очень берегут.
Сложены легенды
О Белой Калитве....
Логопед. Вспомните, пожалуйста, в каких выражениях поэт говорит о нашем городе?

1 ребёнок. Автор называет его светлым и уютным.

2 ребёнок. Он говорит, что чистый город наш.

3 ребёнок. Люди замечательные в городе живут.

4ребёнок. И родную землю очень берегут.

Логопед. Молодцы! Вы внимательно прослушали стих.

Логопед убирает открытки с наборного полотна.

2. Упражнение «Семейка слов». (Совершенствование навыков словообразования. )

Логопед берёт в руки небольшой матерчатый мяч.

Логопед. Давайте образуем слова одной семейки со словом  Калитва. Как называют жителей Белой Калитвы?

1 ребёнок. Белокалитвинцы.

Логопед. Какие улицы в  Белой Калитве?

2 ребёнок. Белокалитвинские.

Логопед. Как называют жительницу Белой Калитвы?

3 ребёнок. Белокалитвинка.

Логопед. Как называют жителя Белой Калитвы?

4 ребёнок. Белокалитвинец.

Логопед. Очень хорошо! Я вами горжусь.

3. Чтение логопедом рассказа о Белой Калитве. (Развитие речевого слуха. )

Логопед предлагает детям сесть удобно и послушать рассказ.

Логопед. Город Белая Калитва — просторный, светлый, с большими зелёными зонами. А вокруг — удивительно красивые места, богатые легендами…

 Город Белая Калитва расположен в центральной части Ростовской области, на восточной  оконечности Донецкого кряжа, на берегах самого крупного притока Дона- Северского Донца. Сам город стоит в устье впадающих в Донец рек Калитва и Лихая.

4. Беседа по прочитанному. (Углубление представлений о Белой Калитве. Развитие диалогической речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения, косвенная речь. Развитие памяти.) Словарная работа. )

Логопед помещает на наборное полотно картинки с видами Белой Калитвы.

Логопед. С какого предложения начинается рассказ?

Дети. Город Белая Калитва — просторный, светлый, с большими зелёными зонами..

Логопед. Где расположен город Белая Калитва?

Дети. Город Белая Калитва расположен в центральной части Ростовской области

Логопед. Сам город стоит в устье впадающих в Донец каких рек?

Дети. Впадающих в Донец рек Калитва и Лихая.

Логопед. Что вы видите на картинках?

1 ребёнок. Я вижу Театральную площадь у Дворца культуры.

2 ребёнок. Я вижу школу искусств.

3 ребёнок. А я вижу горы Две сестры.

4 ребёнок. Я узнал Караул гору.

Логопед. Очень хорошо. Вы дали толковые ответы на мои вопросы.

Логопед убирает картинки.

5. Коллективное составление плана пересказа. ([Развитие диалогической речи, памяти, планирующей функции речи. )

Логопед предлагает детям всем вместе составить план пересказа.

Логопед. С чего вы начнёте рассказ?

Дети. Мы скажем, что Город Белая Калитва — просторный, светлый, с большими зелёными зонами.

Логопед. О чём вы будете рассказывать дальше?

Дети. Дальше надо сказать о том, что город Белая Калитва расположен в центральной части Ростовской области

Логопед. Как вы продолжите рассказ?

Дети. Мы расскажем, что сам город стоит в устье впадающих в Донец рек Калитва и Лихая.

Логопед. Молодцы! Вы составили план рассказа.

6. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять». (Координация речи с движением. )

Логопед предлагает детям пройти на ковер и  встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение.

Люблю по городу гулять, (приседать, «шагать» пальчиками)

Люблю смотреть, люблю считать.

Победы – раз, Толстова – два, (встать, на каждое название загибать по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.)

Три – красавица Коммунистическая,

А четыре – Караул гора,

Пять – гуляю по Геологической,

Шесть – к Храму схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Маяковского парк.

Как красив его наряд!

Восемь – парк  у Калитвы.

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Караул-гора моя .

7. Повторное чтение рассказа логопедом. (Развитие речевого слуха. )

Логопед предлагает детям вновь занять стульчики и ещё раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.

8. Пауза для подготовки детей к пересказу.

Логопед даёт детям пару минут для подготовки к пересказу.

9. Пересказ текста детьми. (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков в процессе пересказа. )

Логопед предлагает детям пересказать текст. Он обязательно нацеливает детей на правильное произношение свистящих и шипящих звуков. В завершение данного этапа работы логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей. )

Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

   Образовательные задачи. Углубление представлений о Белой Калитве. Расширение и уточнение словаря по теме "Белая Калитва"(город, площадь, улица, музей, река, мост, здание, памятник, парк, скульптура; культурный, прекрасный, великолепный, красивейший; стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить, восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения; косвенная речь. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация в пересказе.

   Развивающие задачи. Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, ответственности, активности.  

   Оборудование. Наборное полотно, открытки с видами Белой Калитвы, небольшой матерчатый мяч.

Ход занятия.

   1. Организационный момент.  (Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие речевого слуха, памяти. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью.)

  Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними, предлагает занять места возле стульчиков. На наборном полотне перед ними фото с видами Белой Калитвы. Звучит песня о Белой Калитве.

Логопед. Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе – Белой Калитве. Вы видите фотографии с видами нашего прекрасного города. Для создания настроения я предлагаю вам послушать стихотворение Юлии Ерёминой «Легенда».

Есть в Ростовской области
На земле Донской
Город, называемый
Белой Калитвой.
Светлый и уютный,
Чистый город тот,
С Северной столицей
В один основан год.
Люди замечательные
В городе живут
И родную землю
Очень берегут.
Сложены легенды
О Белой Калитве....
Логопед. Вспомните, пожалуйста, в каких выражениях поэт говорит о нашем городе?

1 ребёнок. Автор называет его светлым и уютным.

2 ребёнок. Он говорит, что чистый город наш.

3 ребёнок. Люди замечательные в городе живут.

4ребёнок. И родную землю очень берегут.

Логопед. Молодцы! Вы внимательно прослушали стих.

Логопед убирает открытки с наборного полотна.

2. Упражнение «Семейка слов». (Совершенствование навыков словообразования. )

Логопед берёт в руки небольшой матерчатый мяч.

Логопед. Давайте образуем слова одной семейки со словом  Калитва. Как называют жителей Белой Калитвы?

1 ребёнок. Белокалитвинцы.

Логопед. Какие улицы в  Белой Калитве?

2 ребёнок. Белокалитвинские.

Логопед. Как называют жительницу Белой Калитвы?

3 ребёнок. Белокалитвинка.

Логопед. Как называют жителя Белой Калитвы?

4 ребёнок. Белокалитвинец.

Логопед. Очень хорошо! Я вами горжусь.

3. Чтение логопедом рассказа о Белой Калитве. (Развитие речевого слуха. )

Логопед предлагает детям сесть удобно и послушать рассказ.

Логопед. Город Белая Калитва — просторный, светлый, с большими зелёными зонами. А вокруг — удивительно красивые места, богатые легендами…

 Город Белая Калитва расположен в центральной части Ростовской области, на восточной  оконечности Донецкого кряжа, на берегах самого крупного притока Дона- Северского Донца. Сам город стоит в устье впадающих в Донец рек Калитва и Лихая.

4. Беседа по прочитанному. (Углубление представлений о Белой Калитве. Развитие диалогической речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения, косвенная речь. Развитие памяти.) Словарная работа. )

Логопед помещает на наборное полотно картинки с видами Белой Калитвы.

Логопед. С какого предложения начинается рассказ?

Дети. Город Белая Калитва — просторный, светлый, с большими зелёными зонами..

Логопед. Где расположен город Белая Калитва?

Дети. Город Белая Калитва расположен в центральной части Ростовской области 

Логопед. Сам город стоит в устье впадающих в Донец каких рек?

Дети. Впадающих в Донец рек Калитва и Лихая.

Логопед. Что вы видите на картинках?

1 ребёнок. Я вижу Театральную площадь у Дворца культуры.

2 ребёнок. Я вижу школу искусств.

3 ребёнок. А я вижу горы Две сестры.

4 ребёнок. Я узнал Караул гору.

Логопед. Очень хорошо. Вы дали толковые ответы на мои вопросы.

Логопед убирает картинки.

5. Коллективное составление плана пересказа. ([Развитие диалогической речи, памяти, планирующей функции речи. )

Логопед предлагает детям всем вместе составить план пересказа.

Логопед. С чего вы начнёте рассказ?

Дети. Мы скажем, что Город Белая Калитва — просторный, светлый, с большими зелёными зонами.

Логопед. О чём вы будете рассказывать дальше?

Дети. Дальше надо сказать о том, что город Белая Калитва расположен в центральной части Ростовской области 

Логопед. Как вы продолжите рассказ?

Дети. Мы расскажем, что сам город стоит в устье впадающих в Донец рек Калитва и Лихая.

Логопед. Молодцы! Вы составили план рассказа.

6. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять». (Координация речи с движением. )

Логопед предлагает детям пройти на ковер и  встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение.

Люблю по городу гулять, (приседать, «шагать» пальчиками)

Люблю смотреть, люблю считать.

Победы – раз, Толстова – два, (встать, на каждое название загибать по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.)

Три – красавица Коммунистическая,

А четыре – Караул гора,

Пять – гуляю по Геологической,

Шесть – к Храму схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Маяковского парк.

Как красив его наряд!

Восемь – парк  у Калитвы.

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Караул-гора моя .

7. Повторное чтение рассказа логопедом. (Развитие речевого слуха. )

Логопед предлагает детям вновь занять стульчики и ещё раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.

8. Пауза для подготовки детей к пересказу.

Логопед даёт детям пару минут для подготовки к пересказу.

9. Пересказ текста детьми. (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков в процессе пересказа. )

Логопед предлагает детям пересказать текст. Он обязательно нацеливает детей на правильное произношение свистящих и шипящих звуков. В завершение данного этапа работы логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей. )

Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Белый медведь"

Развить у детей умение передать в работе четкое изображение медведя, точно передавая особенности внешенго вида и пропорции....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белая береза зимой»

Цель:-Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза».Задачи:-Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком....

НЕДЕЛЯ СПОРТИВНОГО ДЕТСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МУРМАНСКА ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 57 НЕДЕЛЯ СПОРТИВНОГО ДЕТСКОГО ФЕСТИВАЛЯ«БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК»П...

Тема недели: «Животный мир зимой» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Белый медведь»

Цель: Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к животным холодных стран. Обучающие: 1. Учить детей использовать свои ...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе . Тема «Белый мишка».

Задачи:Образовательные:Учить детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя.Совершенствовать умение получать необходимый цвет краски для рисования (светл...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сагаалган – Белый месяц»

Конспект образовательного событя "Сагаалган _Белый месяц" подготовительная группа...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сагаалган – Белый месяц»

Конспект образовательного событя "Сагаалган _Белый месяц" подготовительная группа...