"Родительское собрание: советы логопеда"
статья

Хлопова Ольга Владимировна

Статья о речевой готовности детей к началу школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы для родителей16.33 КБ

Предварительный просмотр:

О речевой готовности детей к началу школьного обучения.

Учитель-логопед ГБОУ Школа №1959 О.В.Хлопова.

Вот и близится окончание еще одного учебного года. Из музыкального зала уже слышны песни о прощании с детским садом. Совсем скоро пройдут выпускные праздники и наши воспитанники перейдут на следующую ступень своей жизни, на следующую ступень образования – школьную.

Для педагогов в детском саду май – это месяц подведения итогов, диагностический период. С каким «багажом» дети уходят в школу, чему удалось их научить, над чем еще надо поработать, какие дать рекомендации родителям на летний период …

Как логопеду, мне хотелось бы поговорить с родителями о речевом развитии детей и о речевой готовности их к началу школьного обучения.

Речь – это сложившаяся исторически в процессе… деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Основная функция речи – это коммуникация, т.е. общение.

Другими словами -  речь - это способность грамотно, внятно  и понятно для окружающих излагать свои мысли, как в разговоре, так и на письме.  Говорение и слушание – это устная речь.

Чтение и письмо - это письменная речь.

Устная речь – это основа письменной речи. Чтобы успешно овладеть письменной речью в процессе школьного обучения, надо в дошкольный период позаботиться о развитии  и, при необходимости, коррекции устной речи ребенка.

Бывает, что родители обращают внимание только на звукопроизносительную сторону речи. К сожалению, правильное звукопроизношение не является гарантией того, что ребенок будет читать и писать без ошибок.

Говоря о речевой готовности  детей к началу школьного обучения, мы, в первую очередь, имеем в виду готовность каждого ребенка к успешному  овладению  грамотой, т.е.  чтением и письмом. Для этого ребенок должен иметь хороший словарный запас, владеть нормами грамматического строя речи, уметь правильно произносить звуки, правильно произносить слова сложной слоговой структуры, уметь строить самостоятельное речевое высказывание, владеть навыками звукового анализа. У ребенка должен быть сформирован фонематический слух.

В норме, из всего перечисленного обучать ребенка надо только звуковому анализу. Все остальное формируется у малыша постепенно, в ходе естественного общения, взаимодействия с окружающим миром.

Дошкольные педагоги проводят занятия по развитию всех компонентов речи.

Давайте остановимся подробнее на каждой составляющей речевой готовности.

Связная речь – это самый сложный вид речевой деятельности. Это способность четко, понятно и грамотно формулировать свои мысли и знания как при ответе у доски, так и на бумаге, в сочинении, изложении. Свободное владение связной речью невозможно без достаточного словарного запаса и знания грамматической системы языка.

Грамматическая система языка (грамматический строй) – это совокупность форм словоизменения и способов построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка.

Следите, чтобы ваши дети  правильно строили предложения, чтобы слова в предложениях «дружили», чтобы дети правильно употребляли предлоги, падежные окончания.

Наиболее  часто у детей нарушается употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа. Поиграйте в игру «ОДИН-МНОГО»:

У меня один карандаш (календарь, стул, снегирь, сухарь…) – а у тебя много …карандашей  и т.д.

В лесу не одно дерево (пень, птица, зверь…), а много…… деревьев и т.д.        

 Обратите внимание на употребление ребенком сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

 Фонематический слух – это слух, данный ребенку в норме от рождения. Он обеспечивает восприятие звуков родного языка, формируется, в норме, до 2-х летнего возраста.

Фонематический слух - это способность:

-определять наличие звука в слове (хлопни, если услышишь в слове звук С);

- различать слова  похожие по звучанию, с одинаковым  звуконаполнением (сорт-трос-остр);

- различать слова – паронимы, отличающиеся одним звуком: коза-коса, кон-конь, бочка-почка, банка-банька и др.).

Для грамотного чтения и особенно письма (потому что мы пишем так, как сами себе проговариваем) важно, чтобы с ребенком (при необходимости) была проведена работа по дифференциации звуков, то есть умению отличать данный звук от звуков близких по звучанию или по способу образования. Наиболее часто требуют такой работы группы свистящих и шипящих звуков (С-Ш, З-Ж,ТЬ-Ч, СЬ-Щ),  звуки Р-Л.  Данный этап работы необходим, если Ваш малыш вместо слов «Саша, сушки» произносит – «шаша, саса,  шуски» и т.п., вместо Лариса – «ралиса», вместо «птичка» - «пчичка». Это лишь  наиболее яркие примеры звуковых замен.  А точно определить объем работы может только специалист.

Говоря о звукопроизношении, в первую очередь надо определиться в понятиях.

ЗВУКИ – это то, что мы слышим и произносим,

БУКВЫ – мы  видим, можем прочитать и написать, но не услышать.

ЗВУК НА ПИСЬМЕ обозначается БУКВОЙ.

Только опираясь на эти понятия можно обучить ребенка звуко-буквенному анализу, объяснить, почему в слове КОНЬ 4 буквы, но 3 звука. (Буквы: К, О, Н, МЯГКИЙ ЗНАК, звуки К, О, НЬ, мягкий знак звуком не является).

  При работе над звукопроизношением очень важен этап автоматизации звука: постепенное, последовательное введение его в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Работа над звукопроизношением считается законченной только тогда, когда ребенок правильно произносит вызванные звуки в обычной речи, не задумываясь о  том, как он говорит.

На этом этапе работы главные помощники – родители, т.к. только вы можете контролировать речь ребенка вне детского сада.

ВАЖНО! Если у ребенка нарушено только звукопроизношение, а все остальные вышеперечисленные компоненты в норме – это не приведет к нарушению чтения и письма (дисграфии и дислексии).

К сожалению, нередки случаи, когда у ребенка с нормальным звукопроизношением оказывается нарушенным фонематический слух. В этом случае, на письме появляются специфические ошибки, которые требуют логопедической коррекции.

Слоговая структура слова  - для правильной речи и грамотного письма важно умение правильно произносить длинные сложные слова, сочетания слов. Например: ВЕЛОСИПЕДИСТ,  ЭКСКУРСОВОД, ШЛАГБАУМ, ВОДОПРОВОДЧИК, АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА и многие другие.

Обращайте внимание на слова, которые даются ребенку с трудом и отрабатывайте их  по слогам.

Правильно, чисто, логично, доступно и красиво излагать свои мысли – наука сложная, но необходимая всем. Это  очень важно для обучения, но самое главное то, что  речь – это способ взаимодействия ребенка с окружающим миром, способ его познания.

Надеюсь, эти советы будут полезны родителям будущих первоклассников.

Поздравляю с окончанием учебного года и желаю удачи в следующем учебном году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительского стенда "Советы логопеда"

советы логопеда родителям по развитию речи воспитанников дошкольного возраста...

Родительское собрание учителя - логопеда "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»План  проведения:1.Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? Зачем нужен логопед?2.Осо...

Родительское собрание «Работа логопеда в коррекционной группе детского сада»

Материал собрания может быть использован в работе учителя  - логопеда. На собрании использованы практические задания для родителей....

Презентация к родительскому собранию. Выступление логопеда перед родителями детей с ОНР.

Тезисное выступление логопеда перед родителями детей с ОНР...

Родительское собрание "Домашний логопед - исправление речи в домашних условиях" с элементами игрового тренинга

План родительского собрания с элементами игрового тренинга для родителей старшей возрастной группы, занимающихся на логопункте....

Выступление на родительском собрании учителя-логопеда

Выступление учителя-логопеда для родителей  вновь поступивших детей...

Родительское собрание "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

В выступлении на родительском собрании "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми" говорится о важности участия родителей в процессе коррекции речи детей....