Материалы для родительского стенда "Советы логопеда"
консультация (старшая, подготовительная группа)
советы логопеда родителям по развитию речи воспитанников дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapletyk_yazykaetsya.doc | 22.5 КБ |
kak_zvuchat_slova.doc | 34.5 КБ |
kak_pridumyvat_palchikovye_igry.doc | 28 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 13.16 КБ |
pamyat_i_vnimanie.doc | 23 КБ |
rekomendatsii_roditelyam.doc | 88.5 КБ |
uprazhneniya_na_razvitie_dvizheniya_ruk.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
В любом деле для достижения высоких результатов нужна тренировка. Художник тренирует глазомер, спортсмен – силу и ловкость. Учитель и актер тоже совершенствует свое мастерство, но прежде всего он учиться красиво говорить – правильно и четко выговаривать звуки в словах.
В русском языке есть легкие звуки. Слова с такими звуками даже младенцу под силу. Любой произнесет «мама», «папа»… Но не каждый сразу выговорит «рак», «рыба», «жжется». Чтобы научиться быстро и четко выговаривать слова с такими звуками, существуют специальные упражнения – языколомки и скороговорки. Их нужно научиться говорить быстро, без запинок, несколько раз подряд. Ежедневная тренировка не повредит даже взрослым. Правильно и красиво говорящего человека приятно слушать всем.
Шла Поля по полю. Рядом кони топали.
Стрекочет сорока на сосне высоко.
В домик у речки по тонкой дощечке
Спешат две овечки погреться у печки.
В кладовке кадушки. В кадушке квакушка.
Квакнули квакушки – лопнули кадушки.
На дереве терем для тетерева. Терем для тетерева из дерева.
Пригласил тетерев в гости тетерь, да забыл тетерев отворить дверь.
Божью коровку закрыли в коробку
Открой коробку – освободи коровку.
Две очень милых мышки с утра читали книжки.
И за день эти крошки изгрызли книжки в крошки.
Выбросил дед валенки. Нашел мышонок маленький.
Взял иголку, залатал – до весны в них топотал.
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с терминами «звук», «слог», «слово» с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по разному и сходно. Звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию, звуки делятся на мягкие и твердые.
К 2-м годам ребенок в норме различает все звуки на слух, может говорить. К 5-6 годам ребенок различает все звуки речи на слух и в произношении, если этого не происходит, это свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематических процессов.
Фонематическое восприятие – умственное действие по анализу, в основе которого лежит операция выделения конкретного звука из слова.
Фонетическое восприятие – умственное действие по определению количества и последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении.
Фонетический и фонематический слух начинают развиваться очень рано, опережая в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Фонематический слух сам по себе не развивается, это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослого.
Фонетический и фонематический слух составляют речевой слух ребенка и являются тем фактором и стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы.
Если речевой слух ребенка недоразвит, то он неспособен проконтролировать правильность произношения звуков, как самого себя, так и окружающих.
Если речевой слух ребенка недоразвит и не были созданы условия для формирования звукослогового анализа, то в школе у ребенка наблюдаются стойкие нарушения чтения и письма, затруднения в обучении письменной речи.
Как же можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?
Можно использовать следующие задания:
- хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:
рама, рама, лама, рама
лампа, рампа, лампа, лампа
колобок, колобок, коробок, колобок
оклик, оклик, оклик, окрик
сок, ток, сок, сок
коса, коза, коса, коса
рассвет, расцвет, рассвет, рассвет
сытый, шитый, сытый, сытый
гора, гора, кора, гора
голос, колос, голос, голос
- повтори за мной: ка-ва-та, па-та-ка, па-ма-ха…
- хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш, с-с-з-с, р-л-р-р…
Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями он не справился или затрудняется, значит с ребенком необходимо заниматься.
Рекомендуется использовать следующие упражнения:
Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам)
Д.О.М, К.О.Т, У.Т.К.А, С.Т.О.Л, В.А.З.А
Буква потерялась
…ЫБА, …ОТ, …ЫМ, …КНО, …АК, …ТОЛ, …ТУЛ …
Какими звуками отличаются слова:
Кот-год, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка, зайка-чайка,
уточка-удочка, дочка-точка, крыша-крыса, бочка-кочка,
мишка-миска, дом-том…
На какой звук начинаются слова?
Мяч, мука, сок, самолет, шапка, чашка, щетка, лампа
На какой звук оканчиваются слова?
Сыр, шар, стол, автобус, мяч…
Кто как говорит?
Кошка (мяу), собака (гав), ворона (кар), корова (му), лягушка (ква)…
«Звуковая цепочка»
назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на
последний звук предыдущего слова.
Кот – танк – крокодил – лопата – арбуз – заяц – цыпленок…
Похожи или нет слова по звучанию?
Мышка-миска, корова-лошадь, пол-гол, миска-киска, рак-мак,
тетрадь-дождь, день-пень, том-ком…
Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)?
Лисичка-сестричка-синичка-невиличка
День-пень-тень-лень и т.д.
По очереди называем длинные и короткие слова:
Дом – карандаш – лук – самолет – стол - пылесос…
Назови игрушки в названии которых есть звук «С»
Самолет, санки, совок, посуда… (аналогично на другие звуки)
Повтори скороговорки:
Петя пилой пилит пень.
Рыбы в проруби пруд пруди.
На мели мы налима нашли.
Лара у Клары играет на рояле.
Предварительный просмотр:
Как самим придумывать пальчиковые игры
Каждый малыш с рождения индивидуален, обладает собственным темпераментом и характером. Кроме того, каждый по-разному реагирует на явления, предметы, животных. К примеру, то, что вам кажется обычным, может вызвать бурю эмоций у вашего малыша, и наоборот — он остается равнодушным к тому, что вам так нравится.
Это касается и пальчиковых игр. У малыша даже в очень раннем возрасте есть свои представления, как нужно складывать пальчики. И это нужно учитывать. Дети очень любят познавать окружающий мир и начинают они как раз с пальчиков и ручек, учатся управлять ими, чтобы пощупать, потрогать, просто поиграть с ними.
Даже если у вас накопилось достаточно много пальчиковых игр, стоит задуматься, подходят ли они вашему малышу. Ведь предлагаемые вами игры могут просто не понравиться ему. Может быть, стихи ему не понравятся или движения будут непонятными и трудно повторимыми, или просто вам не удастся распалить интерес своего чада.
А может быть стоит попробовать самим придумать пальчиковые игры?
Чтобы придумать интересную и несложную игру, стоит просто подметить, какие непроизвольные движения руками и пальчиками делает ваш малыш наиболее часто. А потом можно приступать к придумыванию пальчиковых игр под конкретные движения вашего ребенка.
Обсудите и представьте, с чем можно ассоциировать каждое движение вашего малыша. Потом задумайтесь над сюжетом, опираясь на те ассоциации, которые уже в наличии. Сочините первое предложение, потом подберите рифму ко второму предложению. Напишите четвертое предложение и подберите рифму к третьему предложению.
Написание стихов — это процесс творческий, поэтому неудивительно, если с первого раза у вас ничего не получится. Не расстраивайтесь! Просто отложите свои наработки в сторону на некоторое время, постарайтесь вообще не думать о том, что сочиняете. Через некоторое время строки, которых не хватает в стихотворении, сами придут в голову.
У таких пальчиковых игр есть свои преимущества:
- Так как придуманная для своего ребенка игра максимально близка ему, он реагирует на нее тут же.
- Такую игру точно не забудешь, так как сами же ее и придумывали.
- Интонации и чувственность при озвучивании персональной игры неповторимы, потому что вы говорите с ребенком не только на одном языке жестов, но и эмоционально становитесь максимально близки ему.
Даже если у вас накопилось достаточно много пальчиковых игр, стоит задуматься, подходят ли они вашему малышу. Ведь предлагаемые вами игры могут просто не понравиться ему. Может быть, стихи ему не понравятся или движения будут непонятными и трудно повторимыми, или просто вам не удастся распалить интерес своего чада.
А может быть стоит попробовать самим придумать пальчиковые игры?
Чтобы придумать интересную и несложную игру, стоит просто подметить, какие непроизвольные движения руками и пальчиками делает ваш малыш наиболее часто. А потом можно приступать к придумыванию пальчиковых игр под конкретные движения вашего ребенка.
Обсудите и представьте, с чем можно ассоциировать каждое движение вашего малыша. Потом задумайтесь над сюжетом, опираясь на те ассоциации, которые уже в наличии. Сочините первое предложение, потом подберите рифму ко второму предложению. Напишите четвертое предложение и подберите рифму к третьему предложению.
Написание стихов — это процесс творческий, поэтому неудивительно, если с первого раза у вас ничего не получится. Не расстраивайтесь! Просто отложите свои наработки в сторону на некоторое время, постарайтесь вообще не думать о том, что сочиняете. Через некоторое время строки, которых не хватает в стихотворении, сами придут в голову.
У таких пальчиковых игр есть свои преимущества:
- Так как придуманная для своего ребенка игра максимально близка ему, он реагирует на нее тут же.
- Такую игру точно не забудешь, так как сами же ее и придумывали.
Интонации и чувственность при озвучивании персональной игры неповторимы, потому что вы говорите с ребенком не только на одном языке жестов, но и эмоционально становитесь максимально близки ему.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем,
родителям необходимо соблюдать ряд условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.
- Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
- Раз в месяц записывайте речь ребенка на аудио, видео. В дальнейшем – беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 5-10, при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Предварительный просмотр:
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольников непроизвольное внимание: ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем – то одном, в частой смене деятельности. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает обязательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей бывает много жалоб на плохую память ребенка. Он часто не помнит, чем занимался несколько минут назад, в тоже время великолепно запоминает рекламу. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.
Для детей, имеющих речевые нарушения характерно сужение объема памяти и внимания, особенно страдает произвольная, осознанная память на слова, фразы, целые тексты.
Поэтому так важно проводить специальные занятия для развития памяти, внимания. Особое внимание следует уделить развитию слуховой памяти – запоминанию и точному воспроизведению разнообразных слогов, слов, звуков, фраз.
Наиболее прочно запоминается информация, основанная на эмоциональных переживаниях. Положительные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.
Родителям рекомендуется проводить занятия в форме игр с предметными картинками:
- «Угадай, чего не стало?»
- «Угадай, что прибавилось?»
- «Запомни, разложи»
- «Что перепутал художник?»
- «Чего не бывает на свете?»
(Используются предметные картинки, которые подобраны по форме, цвету или по определенной лексической теме. Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести, увеличивается постепенно –2 – 3 – 4 – 5 -… перед проведением игры взрослому следует убедиться, что названия картинок ребенку хорошо знакомы. Если речь ребенка ограничена, рассматривание картинок должно сопровождаться четкой речью взрослого.)
- «Запомни – повтори»
- воспроизведение ряда звуков: а, у, и, о …
- воспроизведение ряда слогов: па – та – ка , ма – ка – ха…
- воспроизведение ряда слов: кот, собака, лошадь, свинья…
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие движений рук:
Начните с простых упражнений: Показав упражнение 2 раза, предложите затем ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.
- Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну
линию. - Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
3. Руки вверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.
Следите, чтобы в плечах и руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
- Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки,
'как веревочки". - Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и
до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить
напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.
Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, постепенно усложняйте их.
Упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук:
Наш малыш
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большего пальца.
Качели
Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.
От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родительского собрания "По дороге в детский сад"
Эмоциональное благополучие ребенка является одной из важнейших задач современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и пси...
"Из чего складывается трудолюбие?" материалы к родительскому собранию.
Все лучшие человеческие качества: трудолюбие, отзывчивость, внимательность, целеустремленность и др., вырабатывается в семье и поэтому на вас родителей ложится большая ответственность – привить нашим ...
Материалы в родительский уголок на тему "Собираем ребенка на осеннюю прогулку"
Материалы в родительский уголок на тему "Собираем ребенка на осеннюю прогулку"...
Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".
Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звуков на материале «Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей» для детей с ТНР 6– 7 лет Тема: «В гости к Мегионским мастерам»
1. Закреплять умение делить слова на слоги, определять заданный звук в начале, середине, в конце слова;2.Продолжать автоматизировать поставленный звук [р] изолированно (в прямых и обратных слогах) в с...
Задания, материалы и рекомендации учителя-логопеда в рамках дистанционного обучения
https:https://padlet.com/bizhovao971/keq5iz7jo6oo1gni...
Методические материалы для взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе
В работе представлены игры и задания для развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи детей в подготовительно логопедической группе на каждую неделю, в соответствии с тематич...