методика обследования связной речи
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Методика исследования связной монологической речи у дошкольников
Задание 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Цель: определить способность ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик ловит рыбу», «Девочка ловит бабочку», «Девочка катается на санках», « Девочка везет малыша в коляске».
Процедура – инструкция: Ребенку поочередно предлагаются картинки. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается второй – вспомогательный вопрос, указывающий на изображенное действие (Что делает мальчик (девочка)?).
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Ребенок способен самостоятельно установить смысловые отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразой. Фраза составлена грамматически правильно. Второй – вспомогательный вопрос не требуется.
II (удовлетворительный) уровень. Ребенок способен самостоятельно установить смысловые отношения. Аграмматизмы отсутствуют. Задание выполнено с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы).
III (недостаточный) уровень. Ребенок не способен самостоятельно установить смысловые отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. Задание выполнено с помощью экспериментатора. Отмечаются нарушения структуры фраз. Морфологический аграмматизм.
IV (низкий) уровень. Ребенок не способен самостоятельно установить смысловые отношения. Задание выполнено по наводящим вопросам. Грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие фразы.
V уровень. Задание не выполнено.
Задание 2. Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.
Цель: выявить способность детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.
Материал: три предметные картинки с изображением девочки, леса, корзинки.
Процедура-инструкция: ребенку предлагается назвать картинки. А затем составить предложения, чтобы в них говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос “что сделала девочка”. Ребенок должен, опираясь на семантическое значение каждой картинки и вопрос педагога, установить возможное действие и передать его в форме законченной фразы. Если он составил предложение с учетом только двух картинок, то инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку.
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Ребенок способен установить логико-смысловые отношения между предметами и реализовать их в виде законченной фразы - высказывания. Фраза оформлена грамматически правильно.
II (удовлетворительный уровень. Ребенок способен установить логико-смысловые отношения между предметами. Аграмматизмы отсутствуют. Задание выполнено с помощью наводящих вопросов.
III (недостаточный) уровень. Ребенок не может установить самостоятельно логико-смысловые отношения между предметами. Отмечается составление предложения с учетом двух картинок. Отмечаются нарушения структуры фраз. Морфологический аграмматизм.
IV (низкий) уровень. Ребенок не устанавливает логико-смысловые отношения между предметами. Отмечается составление предложения по двум картинкам. Грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие предложения.
V уровень. Задание не выполнено.
Задание 3. Составление пересказа текста короткого рассказа.
Цель: выявить возможности детей с общим недоразвитием речи в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста.
Материал: рассказ Л.Н. Толстого «Весна пришла…».
Процедура-инструкция: текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При применении авторских произведений после повторного чтения, перед пересказом, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию рассказа.
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка.
II (удовлетворительный) уровень. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно – стилистических элементов. Отмечаются единичные нарушения структуры предложений.
III (недостаточный) уровень. Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия .
IV (низкий) уровень. Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
V уровень. Задание не выполнено.
Задание 4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
Цель: выявить возможности детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: серия картинок с подробно представленным сюжетом.
Процедура - инструкция: картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, и дается время, чтобы их внимательно рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовые указания на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).
II (удовлетворительный) уровень. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются не резко выраженные нарушения связанности повествования; единичные ошибки в построениях фраз.
III (недостаточный) уровень. Рассказ составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
IV (низкий) уровень. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечаются пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.
V уровень. Задание не выполнено.
Задание 5. Составление рассказа из личного опыта (по вопросам экспериментатора).
Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Процедура-инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду (“Игры на детской площадке”). Дается план из нескольких вопросов-заданий. Ребенку предлагается рассказать, что находится на детской площадке; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого ребенок составляет рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос – задание повторяется.
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.
II (удовлетворительный) уровень . Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т. д.).
III (недостаточный) уровень. В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (название) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения фраз и другие аграмматизмы.
IV (низкий) уровень. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации). Отмечается крайняя бедность содержания. Резко нарушена связность повествования. Отмечаются грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.
V уровень. Задание не выполнено.
Задание 6. Составление рассказа – описания.
Цель: выявить способности ребенка логически организовывать сообщение, последовательно описывать признаки и детали предмета.
Материал: кукла-клоун.
Процедура - инструкция: ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану.
При описании куклы-клоуна ребенку дается инструкция – указание: «Расскажи об этом клоуне: как его зовут, какой он по величине, назови основные части тела, скажи, во что одет, что у него на голове» и т. п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе – описании.
В случае, когда ребенок оказывается не в состоянии составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Фрагменты рассказа-описания представляют связное развернутое высказывание. Основные свойства предмета полно и точно отображены в рассказе. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.
II (удовлетворительный) уровень. Рассказ-описание составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть описания представляет собой связные, достаточно информативные высказывания. В описании отражены почти все основные свойства предмета. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, употреблении глагольных форм и т. д.).
III (недостаточный) уровень. Связность и логичность повествования нарушена. Отражены не все основные свойства предметов. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. При выполнении задания ребенку требуется образец описания предмета экспериментатором.
IV (низкий) уровень. Резко нарушена связность и логика повествования. Рассказ беден по содержанию. Выражен аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.
V уровень. Задание не выполнено.
Задание 7. Составление окончания рассказа по данному началу (с использованием картинки).
Цель: выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении применять при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материалы.
Материал: картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. Текст начала рассказа.
Процедура-инструкция: ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа и предлагается придумать его продолжение.
Текст начала рассказа: «Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой он возвращался домой из школы. Коля шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его…». Что было дальше?
Содержание картинки: мальчик залез на дерево; внизу, под деревом волки; вдали виднеется деревня.
Вопросы по содержанию: Что ты видишь на картинке? Какое время года изображено? Что виднеется вдали? Что лежит под деревом?
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию преложенному началу, доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность событий, изложения. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.
II (удовлетворительный) уровень. Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, достаточно информативен и завершен. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности. Некоторые языковые трудности в реализации замысла.
III (недостаточный) уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла. Связность изложения нарушена.
IV (низкий) уровень. Продолжение крайне бедно по содержанию, схематично и продолжено в соответствии с заданием, но не завершено. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.
V уровень. Задание не выполнено.
Задание 8. Составление рассказа на заданную тему.
Цель: выявить особенности монологической речи детей и наличие элементов собственного творчества.
Материал: предметные картинки с изображением девочки, корзинки, леса.
Процедура-инструкция: ребенку предъявляются картинки с изображением девочки, корзинки, леса, к которому через поле идет дорожка. Задаются следующие вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?». После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с учетом картинки облегчают детям подход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов.
Оценка результатов.
I (хороший) уровень. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме, доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.
II (удовлетворительный уровень) – . Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.
III (недостаточный) уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий; что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.
IV (низкий) уровень. Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.
V уровень. Задание не выполнено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
В данной методике содержится описание обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а так же прилагается карта обследования и тексты для пересказа....
Методика обследования связной речи
Методика обследования связной речи Глухов В.П....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-951813-1669551601.jpg)
Методики обследования связной речи у дошкольников
Подборка методик по обследованию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/16/picture-299444-1718511637.jpg)
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...