Методика обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
методическая разработка по логопедии на тему

В данной методике содержится описание обследования связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а так же прилагается карта обследования и тексты для пересказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход обследоания

В составленную мною методику включены отдельные разделы по обследованию связной речи детей с ОНР III уровня по Глухову В.П., а также использованы некоторые задания из методик   Доминой О. В.,                       Кабановой Т. И.

   По моему мнению, обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня  следует  проводить по следующим разделам:

1) исследование понимания связной речи;

2) исследование лексико-грамматического строя речи;

3) исследование диалогической речи;

4) исследование монологической речи.

   Каждый раздел включает серию заданий.

   Изучение уровня лексико-грамматического строя речи предполагает обследование:

1) употребление существительных в форме множественного числа, родительного падежа;

2) употребление несклоняемых имен существительных;

3) употребление прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода;

4) употребление числительного  с существительным;

5) употребление предложно-падежных конструкций ;

6) умение конструировать предложения по одному и трем заданным словам.

   При исследовании навыков диалогической речи учитываются следующие показатели:

1) умение отвечать на вопросы;

2) наличие познавательно-речевой активности;

3) умение правильно формулировать вопросы;

4) использование правил общения;

5) умение слышать и понимать речь собеседника;

6) навыки построения общения как с детьми, так и со взрослыми;

7) умение излагать свои мысли.

   Для выявления уровня развития монологической речи были установлены умения пересказывать текст:

1) понимание произведения;

2) структурирование текста;

3) лексическая правильность;

4) грамматическая правильность;

5) плавность речи

6) самостоятельность пересказа.

   Каждое задание оценивается по трех бальной системе, т. е. 1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний и 3 балла – высокий уровень. Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР определяется путем подсчета общего количества баллов по всем разделам.

   Высокий уровень - 60 баллов. Дошкольник понимает обращенную к нему речь,   на поставленные вопросы отвечает правильно без помощи взрослого,  у ребенка четко сформировано понимание лексико-грамматических отношений, верно выполняет сложные инструкции, на заданные по тексту вопросы отвечает полными предложениями; употребляет в речи и образует существительные в форме множественного числа родительного падежа, правильно употребляет несклоняемые имена существительные, точно употребляет прилагательные и существительные в единственном числе и множественном числе женского, мужского и среднего рода, умеет согласовывать существительные с числительными, без помощи взрослого умеет образовывать предложно-падежные конструкции; использует в речи  разнообразные типы предложений, правильно конструирует их, предложения состоят из 4-5 слов; ребенок может употреблять существительные в различных формах, согласует существительное с числительным, умеет правильно употреблять несклоняемые существительные, конструирует предложения по заданным словам, умеет составлять предложно-падежные конструкции; умеет отвечать на вопросы по существу и правильно оформлять ответы, присутствует познавательно-речевая активность,

 умет задавать и правильно формулировать вопросы, обращенные к сверстнику, соблюдает правила общения в ходе игры, умеет пользоваться формами речевого этикета,  строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом,  ясно и последовательно излагает свои мысли; при пересказе правильно и точно формирует основную мысль, последовательно и точно строит пересказ, использует авторские слова и свои точные словозамены, при пересказе используются разные типы предложений,  грамматические ошибки отсутствуют, нет длинных пауз, самостоятельно пересказывает произведение.

   Средний уровень 59-41 балла. Ребенок понимает обращенную к нему речь, на вопросы отвечает при незначительной помощи взрослого или при неоднократном их повторении, выполняет многоступенчатые инструкции правильно после нескольких повторений или один раз ошибется в последовательности действий,  правильно отвечает на вопросы после повторного прочтения рассказа, затрудняется ответить на вопрос с первого раза; употребляя, существительные в форме множественного числа родительного падежа, делает одну ошибку или допускает ошибки, но может сам их исправить или при помощи взрослого, употребляет несклоняемые существительные, но делает ошибки и сам их исправляет, при употреблении  прилагательных и существительных в единственном числе и множественном числе женского, мужского и среднего рода, допускает ошибки, но сом их исправляет, при согласовании существительных с числительными делает одну ошибку или допускает несколько и сам их исправляет или при помощи взрослого, при образовании предложно-падежных конструкций допускает одну ошибку или делает несколько и сам их исправляет, умеет конструировать предложения, допускает ошибки в образовании сложных конструкций, умеет исправлять их с помощью взрослого и самостоятельно, умеет составлять предложения из 4-5 слов; дошкольник умеет отвечать на вопросы по существу, при оформлении ответов делает незначительные ошибки,  познавательно-речевая активность проявляется не всегда, в диалог со сверстниками вступает чаще по инициативе собеседника,  соблюдает правила общения в ходе игры, умеет пользоваться формами речевого этикета, понимает речь, не всегда получается строить общение со сверстниками, в контакт с педагогом входит  по инициативе взрослого, умеет последовательно излагать свои мысли; при пересказе произведения наблюдается незначительное отклонение от текста, затрудняется заменять авторские слова собственными, отсутствие нарушений логики, отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений, отсутствие длительных пауз, небольшое количество подсказок.

   Низкий уровень - 40 и менее. Ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь, затрудняется отвечать на вопросы, дошкольник с трудом понимает обращенную к нему речь, затрудняется отвечать на вопросы, ребенок затрудняется ответить на вопросы даже после повторного чтения; при употреблении существительных в форме множественного числа родительного падежа допускает множество ошибок и не всегда может их исправить, используя несклоняемые имена существительные, допускает более двух ошибок и не всегда может их исправить, употребляя прилагательные и существительные в единственном числе и множественном числе женского, мужского и среднего рода допускает ошибки и не всегда может их исправить, согласуя существительные с числительными допускает большое количество ошибок, не всегда их исправляет, плохо понимает предложно-падежные конструкции, делает много ошибок, допускает ошибки в построении предложений, исправлять их самостоятельно не умеет; ребенок не умеет отвечать на вопросы по существу и правильно оформлять ответы,

 познавательно-речевая активность отсутствует, не умеет задавать и правильно формулировать вопросы, обращенные к сверстнику; редко соблюдает правила общения в ходе игры, речевой этикет отсутствует,

 умение строить общение с учетом ситуации и легко входит в контакт с детьми и педагогом не умеет, ясно и последовательно излагать свои мысли не может; неверно воспроизводит текст, нарушена структура произведения, наблюдается бедность лексики, не умеет строить сложные предложения, присутствуют многочисленные паузы, часто возникает необходимость в подсказках.  

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка      

1.Понимание речи. Рассказ Л.Н. Толстого

- Кто пошел в лес? __________________________________________________

- Кого Катя взяла с собой?____________________________________________

- Что повстречали дети на своем пути?_________________________________

- Кого Катя посадила на спину?_______________________________________

2. Пересказ рассказа «Осенью в парке»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Творческий рассказ по заданному началу. Придумать продолжение рассказа «Осенью в парке»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составление рассказа по сюжетной картине

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рассказ из личного опыта

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Диалогическая речь

   Фамилия, имя ребенка  

1.Понимание речи. Рассказ «Помидоры»

- Что высаживали дети на грядки?_____________________________________

- Что выросло из рассады?____________________________________________

- Как ухаживали дети за рассадой?_____________________________________

- Что появилось осенью на кустах?____________________________________

2. Пересказ рассказа «Снеговик»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Творческий рассказ по заданному началу. Придумать продолжение рассказа «Снеговик»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составление рассказа по сюжетной картине

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рассказ из личного опыта

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Диалогическая речь

Фамилия, имя ребенка  

1.Понимание речи. Рассказ «Смородина»

- Что поспело в саду?________________________________________________  - Кто собирает смородину?___________________________________________ - Во что девочки собирают смородину?_________________________________ - Куда они кладут смородину?________________________________________ - Кто будет варить варенье?__________________________________________ - Из чего мама будет варить варенье?__________________________________

2. Пересказ рассказа «Хорошие соседи»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Творческий рассказ по заданному началу. Придумать продолжение рассказа «Хорошие соседи»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Составление рассказа по сюжетной картине

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рассказ из личного опыта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Диалогическая речь

                                   НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА

1. Понимание речи. Л.Н. Толстой

Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

2.Пересказ.                                

                                        Осенью в парке

Наступила золотая осень. Листья на деревьях желтеют и падают на землю. Земля становится похожей на красивый ковер. Дети вышли на прогулку в парк. Все ищут самые красивые листья. Один мальчик собрал букет из разноцветных листьев и подарил девочке.

                                             КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ

1.Понимание речи

                                            Помидоры

Дети высадили рассаду на грядки.  Выросли из рассады кустики. Летом дети их поливали, подвязывали стебли. Осенью на кустах созрели крупные, красные помидоры.

2.Пересказ.

                                        Снеговик

Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок выложили средний комок, а на средний – маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа – морковку, вместо рук – ветки. Вместо шапки надели старое ведро. Забавный получился снеговик!

                               

       

                                 

                            КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

1.Понимание речи

                                         Смородина

В саду поспела смородина. Даша и Таня собирали ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье.

2.Пересказ

                        Хорошие соседи

Около дома росли высокие березы. На одной березе, в скворечнике, поселились скворцы. На другой березе свили гнездо грачи. Однажды скворцы улетели за кормом для своих птенцов. А кот Васька тут как тут. Подбежал к березе и стал забираться по стволу вверх. Грач увидел, что кот подкрадывается к скворечнику, налетел на кота и ударил его своим крепким клювом. Кот жалобно замяукал, сорвался с дерева, упал на землю, вскочил и бросился наутек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования связной речи

Методика обследования связной речи...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Методика обследования связной речи Глухова В.П.

Методика обследования связной речи Глухова В.П....

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Методика обследования связной речи

Методика обследования связной речи Глухов В.П....

методика обследования связной речи

методика обследования связной речи...

Методики обследования связной речи у дошкольников

Подборка методик по обследованию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...