Картотека игр для развития речевого дыхания
материал по логопедии (старшая группа)
Игры, направленные на развитие речевого дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Как тренировать речевое дыхание ребенка.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Развитие правильной речи ребѐнка невозможно без тренировки дыхания. Чтобы ребѐнок научился правильно дышать и получал от этого удовольствие, играйте вместе с ним. Начните с простейших игровых приѐмов, постепенно усложняя их. Используйте коротенькие стихотворения. Следите, чтобы дети не поднимали плечи, а выдох был плавным, постепенным, длительным.
Дыхательное упражнение «Волк»
Волк зимой холодной
В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)
«У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.)
Дыхательное упражнение «Одуванчик»
Как воздушный шар на ножке,
Одуванчик у дорожки.
Одуванчик – шарик белый.
Дунул я. И улетел он! (Дети делают спокойный вдох, не поднимая плеч, затем задерживают дыхание и делают продолжительный выдох: «ф- ф-ф-ф-ф…»)
Памятка для родителей:
ЧТОБЫ РЕЧЬ ТРЕНИРОВАТЬ, НАДО ГОЛОС РАЗВИВАТЬ!
Памятка родителям от ребѐнка: МАМЫ И ПАПЫ! Хотите ли Вы, чтобы я научился правильно говорить? Тогда наберитесь терпения и помогите мне развивать силу голоса. Я очень люблю игры со звукоподражаниями. Они развивают силу голоса, ритм, выразительность речи, навык правильного дыхания. Играйте вместе со мной!
Упражнение «Ку-ку!»
Где она? Никто не знает, на каком сидит суку
В прятки с солнышком играет и кричит ему… (Глубокий вдох.)
«Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» (Три продолжительных выдоха с паузой после каждого из них.).
Можно произносить громко и тихо.
Упражнение «Ворона»
Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)
«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.). Можно изображать сердитую и радостную ворону.
Упражнение «Жук».
«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу: ж- ж -ж». (Зубы стиснуть, губы вытянуть чашечкой, произносить длительно и громко).
Памятка для родителей:
ИГРАЕМ И ОДНОВРЕМЕННО ДЫШИМ. МАМЫ И ПАПЫ!
ПОМНИТЕ, что положительную роль в коррекции различных речевых нарушений играет психоэмоциональное состояние. Играйте вместе с ребѐнком в игры на развитие речевого дыхания! Непринуждѐнная весѐлая атмосфера позволит Вам проявить к нему больше внимания и увеличит совместное общение.
«БУЛЬКАНЬЕ» (восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха)
Приготовьте бутылочки с водой и соломинки. Расскажите ребѐнку, что сейчас в воде будут появляться волшебные пузырьки. Покажите, как дуть через соломинку: чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Тот, кто «пробулькает» дольше всех, получает приз.
«ВОДОЛАЗ» (дыхательное упражнение)
Три, два, раз! Входит в море водолаз.
Трубку проверяет, в трубку выдыхает: (Вдох – пауза.)
«Фу-фу-фу…» (Короткие выдохи в кулак.)
Картотека игр на развитие дыхания.
«Листья шелестят».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: Детям раздаются полоски тонкой зелѐной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
«Листопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.
«Снежинки летят».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».
«Снегопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
«Дыхание».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно, Тише - громче, как угодно. Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки).
«Качели».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Бегемотик».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох)
«Дыхание». Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки)
«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Кораблик».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.
«Воздушный футбол».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.
«Мой воздушный шарик».
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
«Лети, перышко»!
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера. Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
«Перышко,лети!».
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: птичье перышко.
Ход игры:
Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
«Лесная азбука».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
« Яблоня».
Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками. Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.
А эта яблоня, какая? Да, да, красивая, большая,
И много у нее ветвей, совсем как руки у детей. (Дети встают в круг, тесно прижавшись, друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших. (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся. (Дети покачивают руками из стороны в сторону). Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик выпускаем. (Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. (Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет. (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).
«Комар».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "комар". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
«Дует ветерок».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается
-А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на
правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
«Рычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р"). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Мычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
«Дразнилка» или «Изобрази животное».
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
«Жуки».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо- влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим .
«Поезд».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др. Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика. Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик". Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко". На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик". Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох. Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова
«Варим кашу».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек"). Каша варится. Дети, выпячивая живот, и набирая воздуха в грудь, делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш". Огонь прибавляют. Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).
Раз, два, три, Горшочек, не вари!
«Веселые движения».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).
Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.
«Дирижер».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.
Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры:
Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Эхо».
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов. Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".
«Осенние листья».
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
«Полет на шарике».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения " стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.
Оборудование: разноцветные мячи. Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:
Все дети во сне летают. (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).
К звездам полететь мечтают.
Мы подрастаем, пока летаем. (Дети двигаются по кругу с мячами в руках).
Мы подрастаем, пока мечтаем. (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).
«Снег идѐт!».
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
«Потягушеньки».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями. Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями: Потягушеньки моей душеньке.
Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).
Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).
Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).
«Вертушка».
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее, самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
«Летите, птички!»
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз) - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери больше воздуха. Полетела птичка! В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метѐлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метѐлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метѐлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и -зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метѐлочки одновременно.
«Весѐлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. - Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134126-1351604274.jpg)
Картотека игр на развитие речевого дыхания, фонематического слуха
В картотеке подобраны игры, которые может использовать воспитатель для работы с детьми ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-146706-1426603978.jpg)
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-274041-1704710896.jpg)
Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей
Данная картотека содержит упражнения со звуками для развития речевого дыхания, тематические упражнения и упражнения для развития физиологического дыхания....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/06/picture-351643-1578325710.jpg)
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-498087-1413245020.jpg)
Картотека игр на развитие речевого дыхания для детей первой младшей группы.
В данной картотеке собраны игры на развитие речевого дыхания, доступные для детей 2-4 лет. Картотека составлена по книгам А.С. Галанов "Игры, которые лечат", Колдина Д.Н. "Игровые занятия ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-505505-1414077548.jpg)
Картотека игр для развития речевого дыхания
Презентация игр для развития длительного плавного выдоха...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-559659-1423320758.jpg)
Картотека игр для развития речевого дыхания
В картотеке представлены игры для развития длительного непрерывного ротового выдоха и активизация губных мышц, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста....