Картотека игр для развития речевого дыхания
материал по логопедии (старшая группа)
Игры, направленные на развитие речевого дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Как тренировать речевое дыхание ребенка.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Развитие правильной речи ребѐнка невозможно без тренировки дыхания. Чтобы ребѐнок научился правильно дышать и получал от этого удовольствие, играйте вместе с ним. Начните с простейших игровых приѐмов, постепенно усложняя их. Используйте коротенькие стихотворения. Следите, чтобы дети не поднимали плечи, а выдох был плавным, постепенным, длительным.
Дыхательное упражнение «Волк»
Волк зимой холодной
В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)
«У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.)
Дыхательное упражнение «Одуванчик»
Как воздушный шар на ножке,
Одуванчик у дорожки.
Одуванчик – шарик белый.
Дунул я. И улетел он! (Дети делают спокойный вдох, не поднимая плеч, затем задерживают дыхание и делают продолжительный выдох: «ф- ф-ф-ф-ф…»)
Памятка для родителей:
ЧТОБЫ РЕЧЬ ТРЕНИРОВАТЬ, НАДО ГОЛОС РАЗВИВАТЬ!
Памятка родителям от ребѐнка: МАМЫ И ПАПЫ! Хотите ли Вы, чтобы я научился правильно говорить? Тогда наберитесь терпения и помогите мне развивать силу голоса. Я очень люблю игры со звукоподражаниями. Они развивают силу голоса, ритм, выразительность речи, навык правильного дыхания. Играйте вместе со мной!
Упражнение «Ку-ку!»
Где она? Никто не знает, на каком сидит суку
В прятки с солнышком играет и кричит ему… (Глубокий вдох.)
«Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» (Три продолжительных выдоха с паузой после каждого из них.).
Можно произносить громко и тихо.
Упражнение «Ворона»
Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)
«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.). Можно изображать сердитую и радостную ворону.
Упражнение «Жук».
«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу: ж- ж -ж». (Зубы стиснуть, губы вытянуть чашечкой, произносить длительно и громко).
Памятка для родителей:
ИГРАЕМ И ОДНОВРЕМЕННО ДЫШИМ. МАМЫ И ПАПЫ!
ПОМНИТЕ, что положительную роль в коррекции различных речевых нарушений играет психоэмоциональное состояние. Играйте вместе с ребѐнком в игры на развитие речевого дыхания! Непринуждѐнная весѐлая атмосфера позволит Вам проявить к нему больше внимания и увеличит совместное общение.
«БУЛЬКАНЬЕ» (восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха)
Приготовьте бутылочки с водой и соломинки. Расскажите ребѐнку, что сейчас в воде будут появляться волшебные пузырьки. Покажите, как дуть через соломинку: чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Тот, кто «пробулькает» дольше всех, получает приз.
«ВОДОЛАЗ» (дыхательное упражнение)
Три, два, раз! Входит в море водолаз.
Трубку проверяет, в трубку выдыхает: (Вдох – пауза.)
«Фу-фу-фу…» (Короткие выдохи в кулак.)
Картотека игр на развитие дыхания.
«Листья шелестят».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: Детям раздаются полоски тонкой зелѐной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
«Листопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.
«Снежинки летят».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».
«Снегопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
«Дыхание».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно, Тише - громче, как угодно. Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки).
«Качели».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Бегемотик».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох)
«Дыхание». Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки)
«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Кораблик».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.
«Воздушный футбол».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.
«Мой воздушный шарик».
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
«Лети, перышко»!
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера. Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
«Перышко,лети!».
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: птичье перышко.
Ход игры:
Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
«Лесная азбука».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
« Яблоня».
Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками. Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.
А эта яблоня, какая? Да, да, красивая, большая,
И много у нее ветвей, совсем как руки у детей. (Дети встают в круг, тесно прижавшись, друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших. (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся. (Дети покачивают руками из стороны в сторону). Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик выпускаем. (Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. (Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет. (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).
«Комар».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "комар". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
«Дует ветерок».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается
-А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на
правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
«Рычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р"). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Мычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
«Дразнилка» или «Изобрази животное».
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
«Жуки».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо- влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим .
«Поезд».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др. Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика. Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик". Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко". На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик". Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох. Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова
«Варим кашу».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек"). Каша варится. Дети, выпячивая живот, и набирая воздуха в грудь, делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш". Огонь прибавляют. Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).
Раз, два, три, Горшочек, не вари!
«Веселые движения».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).
Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.
«Дирижер».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.
Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры:
Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Эхо».
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов. Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".
«Осенние листья».
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
«Полет на шарике».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения " стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.
Оборудование: разноцветные мячи. Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:
Все дети во сне летают. (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).
К звездам полететь мечтают.
Мы подрастаем, пока летаем. (Дети двигаются по кругу с мячами в руках).
Мы подрастаем, пока мечтаем. (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).
«Снег идѐт!».
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
«Потягушеньки».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями. Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями: Потягушеньки моей душеньке.
Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).
Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).
Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).
«Вертушка».
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее, самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
«Летите, птички!»
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз) - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери больше воздуха. Полетела птичка! В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метѐлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метѐлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метѐлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и -зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метѐлочки одновременно.
«Весѐлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. - Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие речевого дыхания, фонематического слуха
В картотеке подобраны игры, которые может использовать воспитатель для работы с детьми ОНР....
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...
Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей
Данная картотека содержит упражнения со звуками для развития речевого дыхания, тематические упражнения и упражнения для развития физиологического дыхания....
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
Картотека игр на развитие речевого дыхания для детей первой младшей группы.
В данной картотеке собраны игры на развитие речевого дыхания, доступные для детей 2-4 лет. Картотека составлена по книгам А.С. Галанов "Игры, которые лечат", Колдина Д.Н. "Игровые занятия ...
Картотека игр для развития речевого дыхания
Презентация игр для развития длительного плавного выдоха...
Картотека игр для развития речевого дыхания
В картотеке представлены игры для развития длительного непрерывного ротового выдоха и активизация губных мышц, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста....