ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
статья по логопедии

Колодина Ирина Александровна

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это явление называется фонематическим слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonem_sluh_-_igrovye_priyomy.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

МБДОУ детский сад №142 г.Иркутска

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это явление называется фонематическим слухом.

           Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Для того, чтобы научить ребёнка слушать и слышать полезно использовать игровые упражнения. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

            Развитие фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков:

               Игры для развития слухового внимания.

  • «Где позвонили?» - ребёнок закрывает глаза, взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в колокольчик (дудочку). Ребёнок должен показать рукой направление звука.

  • «Тихо – громко» - взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Под тихий звук ребёнок идёт на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит

  • «Узнай по звуку» - взрослый за спиной у ребёнка производит разные шумы: перелистывает книгу, ударяет предметом о предмет, шуршит бумагой. Ребёнок на слух определяет природу звука.

         Игры для развития фонематического слуха.

  • «Улавливай шёпот» - взрослый подаёт различные команды ребёнку шёпотом, чётким и внятным, но уловимым только в том случае, если вслушаться.

  • «Угадай, чей голосок» - играющие сидят, ребёнок становится в центре круга и закрывает глаза. Играющие по очереди зовут стоящего в центре. Он же должен узнать, кто его позвал.

  • «Слушай и выполняй» - взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы (возьми карандаш и рисуй, и т.д.).

  • «Запомни слова» - взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребёнка +, - один. Ребёнок должен повторить их в том же порядке.

  • «Звуковые песенки» - взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или УА – так плачет ребёнок. ИА – как кричит ослик. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его,  затем -  второй.

  • «Кто больше» - рассматривая вместе с ребёнком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть заданный звук («С», «З» или другие). Если ребёнок затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

  • «Придумай больше» - взрослый называет какой-нибудь звук, просит ребёнка придумать несколько слов с данным звуком.

  • «Кто внимательнее» - взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

  • «Цепочка слов» - последний звук заданного слова в следующем слове становится первым:  аисТ – ТанК – Кот, и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей с ОВЗ»

Цель – сформировать представления у родителей об игровых методах и приемах развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи....

Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы

Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....

Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"

В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах...

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха.

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха....