Пальчиковая гимнастика
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры
Описание игры |
«Пальчики приходят в гости». В гости к пальчику большому (большой палец вверх) Приходили прямо к дому указательный и средний, (поочередно соединять пальцы) Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок постучался на порог. (пальцы сжимаются в кулачки, кулачки стучат друг о друга) Вместе пальчики-друзья, друг без друга нам нельзя. (кулачки ритмично сжимаются и разжимаются). «Точка, точка…» Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая, Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек. ( Из картонных фигур, счетных палочек, пуговиц и др. выкладывается фигура человечка, уточняются части его тела).
«Дружная семья». Это пальчик-дедушка, (загнуть большой палец) Это пальчик- бабушка, (указательный) Этот пальчик- папочка (средний) Этот пальчик- мамочка, (безымянный) Этот пальчик - я. (мизинец) Вот и вся моя семья!
«Кому листик». Ребенку предлагается рвать (резать) бумагу на узкие полоски. Этот листик - дедушке, этот листик – бабушке, Этот листик – папе, этот листик – маме и т.д. 3. Осень «Осень». Ребенок встает, сгибает руки в локтях и отводит их в стороны, свободно опуская расслабленные кисти. Потряхивает расслабленными кистями. «Дождик, дождик, подожди, Надоели нам дожди! Ты по крышам зачастил, Ребятишек разбудил». «Капелька». Ребенок нанизывает «капельки» - бусинки на проволоку. Дождик, дождик, капелька, водяная сабелька. Лужу резал, лужу резал, и устал, и перестал. 4. Овощи «Моем овощи». Руки ребенка опускаются в тазик с холодной водой, где находятся «овощи», которые перекладываются в другой тазик. Затем руки опускаются в тазик с теплой водой и насухо вытираются. «Огурец - раз, Помидор – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом…» «Сеньор-помидор». Лист красной бумаги скомкать, придав ему форму шара. Надеть на палочку, воткнуть в «грядку». 5. Фрукты «Варим компот». Ребенок нанизывает дольки настоящих фруктов на проволоку (для сушки) по образцу (картинке), самостоятельно. Сушим фрукты, вот, вот, вот. Повар сварит нам компот. «Ваза для фруктов». Ребенок выкладывает по образцу, самостоятельно, по памяти вазу с фруктами. 6. Одежда, обувь «Большая стирка». Руки ребенка опускаются в тазик с водой, где находится «белье». Выполняются движения, как при стирке. «Стираем, стираем, стираем мы белье». Затем делаются движения, имитирующие полоскание. «Полощем, полощем, полощем мы белье». Затем руки опускаются в тазик с теплой водой и насухо вытираются. «Прогулка». Ребенок катает карандаш между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт словам: Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять. Завязали Катеньке шарфик полосатенький. На ней красные сапожки, шапка, куртка на застежке. |
7. Игрушки «Игрушки». Руки ребенка опускаются в тазик с холодной водой, затем - в тазик с теплой водой. «В этом тазике у нас грязные игрушки. Мы помоем их сейчас – помогите, ручки! Раз, два, три – ручки поднимаем, В другой тазик опускаем» «Соберу пирамидку». Ребенок собирает пирамидку из пуговиц разного размера по образцу, без образца. Я сегодня с Катей, Олей пирамидку вам построю. Пуговку на пуговку, ай-ай-ай, пирамидка милая, вырастай! 8. Посуда «Маша пьет чай». Ребенок выкладывает чашку и блюдце по образцу, по представлению из палочек (фасоли). Машенька-красавица, чай ей очень нравится! «Укрась чайник». Ребенок отрывает маленькие разноцветные кусочки бумаги и украшает силуэт чайника. 9. Домашние птицы «Петушок». Ребенок складывает гармошкой листок красной бумаги, приклеивает «гребешок» к бумажному петуху. Петушок, петушок, подари мне гребешок! «Птичий двор». Ребенок выкладывает фасолью контурные изображения домашних птиц. 10. Домашние животные «Киска». По наружной поверхности кисти ребенка несколько раз провести мягкой щеткой от кончиков пальцев до лучевого сустава. Далее ребенок делает самомассаж. «Как у нашего кота шубка очень хороша. Черная, блестящая, пушистая, лохматая. Мяу!» «Ребенок ищет маму». Ребенок ищет и подкладывает к большой пуговице (маме) маленькую пуговицу (детеныша) соответствующего цвета.
«Белка». Ребенок несколько раз проводит кусочком меха по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к запястью в такт словам: Я белка в шубке меховой, пушистый хвост-помощник мой. Он помогает мне скакать. Везде успею побывать. Ведь надо мне насобирать орехов на зиму запас. «Заиньки». Баиньки, баиньки, прибежали заиньки. (указательный и средний пальцы «бегут» по столу) Сели на скамейку, попросили лейку. (указательный палец вытягивается вперед, остальные прячутся в кулак) Поливали огород, где капуста растет. (указательный палец поводить вправо-влево, соединить кулачки, изображая кочан).
«Как на горке снег..». Ребенку предлагается «слепить» снежки из бумажных салфеток, придав им форму шара. Как на горке снег, снег, как под горкой снег, снег, И на елке снег, снег, А под снегом спит медведь, тише, тише, не шуметь. «Спрячем мишку». Ребенок отщипывает большим и указательным пальцами белую бумагу и «укрывает» медведя (картинку), укладывает его спать на зиму. Мишка будет крепко спать, его под снегом не видать.
«Праздник елки». В ладошки ребенка кладется грецкий орех. Делаются круговые движения двумя руками. «Скоро, скоро Новый Год, елка в гости к нам придет. Елочку украсим, встанем в хоровод. Весело, весело встретим Новый Год!» «Нарядная елочка». Ребенок нанизывает бусинки (пуговицы) на проволоку по образцу, словесной инструкции, произвольно. Елка наряжается, праздник приближается. Новый год у ворот, ребятишек елка ждет.
«Катание на санках». Ребенок складывает бумагу «гармошкой» по линиям, без линий. Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись. Ты сиди, не упади - там канавка впереди! «Снеговик». Ребенок складывает снеговика из бумажных деталей, пуговиц по образцу, по представлению. Снеговик, снеговик появился во дворе. Нос морковкой, рот веселый и ведро на голове. |
«Зимняя прогулка». Ребенок договаривает простые слова и поочередно загибает пальчики (после каждого названия одежды): Очень холодно зимой, но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, я надену шапку, я надену шарфик и еще платок. А потом красивые, теплые, пушистые крошки-рукавички На ручки натяну. «Рукавичка». Ребенок выкладывает рукавичку из картона и палочек по образцу. Рукавичку мама мне красную связала. Я гуляла во дворе и где-то потеряла. Ой, ребята, помогите, рукавичку мне сложите!
«Белочка». Ребенок договаривает простые слова и поочередно загибает пальчики (после каждого названия животного): Сидит белка на тележке, раздает она орешки Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому. «Голуби». Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять. (по очереди разгибаются пальцы, сжатые в кулак) Катя саночки везет от крылечка до ворот. (указательным и средним пальцем провести по столу) А Сережа на дорожке голубям бросает крошки. (пальцы сложены в щепотку, выполняются бросательные движения). Девочки и мальчики прыгают, как мячики. (помахать кистями).
«Машина». Ребенок выкладывает шнур по контуру машины «Поезд». Вот поезд наш идет, колеса стучат. (провести пальцами по столу) А в поезде том ребята сидят. (помахать руками в воздухе) Гу-гу-гу, гу-гу-гу – гудит паровоз. (постукивать пальцами по столу в такт словам) Далеко, далеко детей он повез. (постукивать одновременно указательным и средним пальцами)
«Кораблик». Вместе с ребенком из бумаги делается кораблик и пускается в тазик с водой. Подуть на кораблик. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах на поднятых парусах. «Пароходик». Ребенок соединяет точки, которыми изображен пароходик.
«Построим самолет». Ребенок выкладывает из пуговиц самолет по образцу, по представлению. Самолет построим сами, понесемся над лесами, Понесемся над горами, а потом вернемся к маме. «Вертолет». Ребенок наматывает нитку на клубок. Вертолет летит, громко он гудит.
«Шофер». Построить из палочек «дорогу». Прокатить грузовик точно по середине дороги. Качу, лечу во весь опор, Я сам - мотор и сам - шофер. Нажимаю на педаль, и машина мчится вдаль! «Наполни кузов» Ребенок наполняет «кузов» грузовика «кирпичами» (картонные прямоугольники). |
«Наша мама». Ребенку предлагается найти и прикрепить маме соответствующий рот: Тише, тише, тишина – наша мамочка больна. Веселись, детвора – мама выздоровела! Поиграл - игрушки убери, маму не серди. «Подари маме цветок». Ребенок скатывает из кусочков салфетки маленькие шарики и наклеивает на бумагу (вокруг нарисованного круга), затем дорисовывает стебель и листочки. Маму я свою люблю, ей цветочек подарю. Мой цветочек не простой, самый он ей дорогой.
«Сорока варит кашу». Ребенок растирает четырьмя пальцами одной руки середину ладони другой руки в такт словам: Сорока, сорока, сорока - белобока Кашку варила, гостей скликала, На порог скакала, быть обещала. Гости на двор – кашку на стол. Этому дала на блюдечке, этому – на тарелочке, Этому - на ложечке, этому – поскребышки. «Ладушки». Ребенок потирает ладошки такт словам: Ладушки, ладушки, повар пек оладушки. Маслом поливал, деточкам давал. 23. Части суток «Баиньки-баиньки» «Этот пальчик…». Этот пальчик хочет спать, (загибается мизинчик) Этот пальчик лег в кровать, (безымянный) Этот пальчик чуть вздремнул, (средний) Это пальчик уж уснул, (указательный) Этот пальчик крепко спит, (большой) Тише, дети, не шумите, пальчики не разбудите. «Лесные дела». Сегодня весь день все звери у дела. Лисичка-сестричка шубу подшивает, (имитируется шитье иголкой) Бурый медведь сапоги подбивает, (кулачком одной руки стучать по ладони другой) Зайчиха под елкой метет метелкой, (имитируется подметание пола) По болоту босиком ходит кулик с посошком. (указательный и средний пальцы «ходят» по столу). 24. Дом «Наш дом». Посмотрите, дом какой, он с окошком и с трубой. (Из 6-ти счетных палочек, картонного квадрата и прямоугольника складывается дом). «Дом на поляне». На полянке дом стоит, (ладони домиком, большие пальцы не соприкасаются) Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом) Мы ворота открываем, (пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены) В этот домик приглашаем. 25. Мебель «Стульчик». Ребенок выкладывает стул из шнура по контуру. «Столик». Ребенок складывает стол из палочек по образцу, по представлению. 26. Весна «Весна пришла». Ребенок несколько раз проводит ворсовой щеткой по ладони в такт словам: Как по лугу, лугу, по зелену лугу Разливается вода, расстилается трава. Расстилается трава, трава шелковая. «Ноги ходят по дороге». Ребенок постукивает четырьмя пальцами одной руки по основанию большого пальца другой руки в такт словам: Большие ноги шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ. |
27. Дикие животные весной «Подари лисичке хвост». Ребенок отрывает мелкие кусочки ваты, выкрашенной в оранжевый цвет и делает лисе (картинка лисы без хвоста) хвост. «Ежик». Ребенок подкладывает ежику «колючки» - палочки по образцу, словесной инструкции, произвольно. Что ж ты, еж, такой колючий? -Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи. 28. Птицы весной «Птички клюют». Ребенок собирает пальчиками по одной крупинке гречки (если взрослый говорит - скворец), гороха (если взрослый говорит - грач). «Птички прилетели». Птички прилетели (взмахи кистями), на деревья сели (кулачок на пальчик). Песенки поют (большой и указательный пальцы соединяются-разъединяются), червячков клюют (указательный палец одной руки «стучит» по ладони другой), Гнезда вьют (круговые движения указательным пальцем по ладони), птенцов ждут (кулачок на ладонь). 29. Деревья «Почки». Ребенок подкладывает «почки» - гречневую крупу к нарисованной ветке дерева. Я по улице гуляю, все на свете замечаю. Почки, словно детки, спрятались на ветке. «Подари березе листочки». Ребенок отщипывает большим и указательным пальцами кусочки зеленой бумаги и прикладывает их к стволу «березы». Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла… 30. Цветы «Хоровод среди цветов». Ребенок катает грецкий орех в ладонях в такт словам: Вокруг розовых кустов, среди трав и цветов водим, водим хоровод. Роза, ромашка, лилия, мак – вот цветы мы знаем как! «Тюльпан-ромашка». Ребенок выкладывает цветы разноцветными шнурами по силуэту. По полянке я шагаю и цветочки собираю. Белую ромашку - много лепестков, Красненький тюльпанчик- шляпа, как тюрбанчик.
«Весна пришла». Весна пришла красная, (вращать кисти рук) Пришла весна ясная. Птицы громко поют, (соединять и разъединять указательные и средние пальцы) Людям спать не дают. Пчелы гудят, в поле летят. (помахать кистями рук) С поля идут, медок несут (указательными и средними пальцами «пройти» по столу). «Ромашки». Ребенок выкладывает из мозаики ромашки (по образцу, произвольно). Мы красивые цветочки, нас так любят мотылечки, Любят бабочки, букашки, а зовут нас всех - ромашки. 32. Лето «Солнышко-ведрышко». Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко, (из пальчиков делается «солнышко» - соединяются большие и указательные пальцы обеих рук) Твои детки плачут, по камушкам скачут. (указательный и средний пальцы «скачут» по ладошке) Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить. (погрозить указательным пальцем, «стряхнуть» воду с рук поочередно, одновременно) «Я по садику гуляла». Ребенок «складывает» в корзину с прорезями фрукты по образцу, произвольно. Я по садику гуляла и в корзинку собирала Яблоки и сливы, вышло так красиво! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...