Упражнения для развития связной речи
статья по логопедии
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx | 403.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.
Игра: «Угадай что за предмет»
Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать связную речь, её интонационную выразительность.
Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.
Содержание. Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «воспитателем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).
Игра: «Когда?»
Цель: развивать связную речь; упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».
Содержание. Участники получают по одной сюжетной картинке. Учитель задает детям вопросы: когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопросы учителя двумя-тремя предложениями.
Игра: «Расскажи, что на картинке»
Цель: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.
Оборудование: сюжетная картина.
Содержание. Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.
Игра: «Что и как?»
Цель: развивать связную речь детей; формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.
Содержание: Воспитатель задаёт вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ даётся ленточка. В конце игры побеждает тот, кто набрал ленточки всех расцветок.
Что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.
Что делает дворник? – подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком. Что можно делать с мячом? – играть, бросать, ловить, пинать.
Игра: «Закончи предложение»
Цель: Формировать умение детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; развивать связную речь детей.
Материал: предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлки, дом, диван.
Содержание: Девочка рисует…. (ёлка, дом, диван)
Папа читает… (книга, журнал, газета)
Мальчик ловит… (мяч, кит, рыба, лягушка) и т.д.
Игра: «Составляем рассказ все вместе!»
Цель: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); развивать связную речь; развивать умение работать сообща.
Материал: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.
Содержание: воспитатель делит детей на две подгруппы, раздает им картинки (каждая подгруппа работает с набором картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...
Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР
Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР...
Упражнения для развития связной речи.
В данной статье представлены практические упражения в работе с детьми дошкольного возраста по развитию сввязной речи. Упражнения могут быть использованы как воспитателями дошкольных учреждений, так и ...
Игры и упражнения для развития связной речи детей
Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития связной речи
«Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточност...
Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...
Игры и упражнения для развития связной речи детей.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основными средствами развития связной речи являются:- сказки;- дидактические игры;- ...