Необычная посылка звук Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_zvuk_r.docx (26.7 КБ)26.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сёйкинская СОШ» детский сад «Рябинка»  Каюкова Наталья Владимировна, учитель-логопед

Пояснительная записка.

Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Так же, правильное дыхание очень важно для развития речи, регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют: воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом; профилактике возникновения болезней дыхательных путей; восстановлению носового дыхания при его нарушении. Именно поэтому, на занятии отведена немаловажная роль развитию мелкой моторики рук и развитию речевого дыхания.

Данное занятие соответствует возрасту ребенка, плану коррекционной работы и требованиям рабочей программы учителя-логопеда в ДОУ.

Занятие построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии: проблемного обучения (постановка проблемной задачи - научить рычать тигра), личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными (объяснение, вопрос-ответ, художественное слово: пальчиковая гимнастика в стихах, артикуляционная гимнастика в стихах), наглядными (карточки для артикуляционной гимнастики, изображение животных, картинка рупор, схемы), практическими (игры и упражнения на автоматизацию звука Р, задание на закрепление и развитие мелкой моторики рук - выкладывание из камней буквы ЭР, прием – эксперимент: дидактическая игра «Что в подарке?»), игровыми (внезапное появление объектов: игрушка-тигр, почтальон, загадка).

Основные этапы занятия выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой.

Вводная часть занятия, включающая сюрпризный момент: появление почтальона Печкина, посылка из зоопарка, стимулировала интерес ребенка к предстоящей деятельности, усилила эмоциональное восприятие.

Основная часть - это практическая и умственная деятельность ребенка, направленная на выполнение всех поставленных задач. В основную часть занятия были включены задания: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, задания на развитие грамматических представлений и автоматизацию звука Р в слогах и словах. Смена видов деятельности в течение занятия и занимательная физкультминутка позволили избежать утомляемости.

В заключительной части с ребенком подвели итог деятельности, используя метод рефлексии. Ребенок на протяжении всего занятия был активен. Поощряла достижения ребенка, что побуждало его к активной речевой деятельности.

«Необычная посылка»

Конспект индивидуального логопедического занятия

для подготовительной к школе группе

Тема: «Звук Р»        

Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение звука Р в слогах и словах;

- упражнять в определении позиции звука Р в словах и в работе со схемами;

- совершенствовать умения делить слова на слоги и определять количество слогов в словах;

- закреплять представления буква – звук;

- закреплять навык давать полный ответ на поставленный вопрос.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение производить анализ артикуляции звука;

- продолжать развивать мелкую и артикуляционную моторику;

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- обогащать и расширять словарный запас;

- закреплять навыки анализа и синтеза;

- продолжать формировать силу выдоха направленной воздушной струи.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью;

- воспитывать чувство доброты, отзывчивости.

Интеграция областей:

Виды детской деятельности:

Ход занятия:

Сюрпризный момент:

Входит почтальон Печкин с посылкой.

Почтальон Печкин: - Здравствуйте. Я принес посылку, на ней указан адрес детского сада. Так и написано: в детский сад. Получите посылку.

Логопед: Интересно, от кого она? И что в посылке? Вероника, откроем посылку? На коробке написано: Ты загадку отгадай и посылку открывай:

Усатый, хвостатый

Зверь полосатый

Не любит играть он в игры

Смелый и грозный…(Тигр).

(Открываем коробку, внутри игрушка-тигр и письмо: Здравствуй, Вероника, пишет тебе директор зоопарка. Я прислал на твое занятие тигра, его зовут Рык, он еще не умеет рычать. Очень прошу твоей помощи, научи, пожалуйста, тигра рычать. За ранее спасибо. Директор зоопарка.)

Логопед: - Вероника, как мы поможем тигру? Что мы можем сделать?

Ребенок: Научить рычать.

Логопед: Посадим тигра рядом, чтобы он мог наблюдать за тобой, и видел все, что ты делаешь.

Усаживаем игрушку-тигра на столе.

Логопед: Что мы всегда делаем в начале занятия, чтобы язычок хорошо работал?

Ребенок: Делаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Парус»

Выше парус поднимай

В путь кораблик отправляй!

  1. «Дятел»

Дятел на сосне сидит.

Клювом дерево долбит.

Он найдет, наверняка,

И жука, и червяка:

Д-д-д, д-д-д.

  1. Качели»

Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

  1. «Маляр»

Язычок наш – кисточка,

Небо – потолок.

Белит небо кисточка

За мазком, мазок.

  1. «Грибок»

Под осиной, под осиной,

В красной шапке гриб красивый.

Подосиновик – грибок,

Полезай в наш кузовок.

  1. «Лошадка»

Что за цокот раздается?

То лошадка к нам несется.

На лошадку мы глядим,

Так же цокать мы хотим:

Цок-цок-цок, цок-цок-цок.

  1. «Гармошка»

На гармошке мы играем

Рот пошире открываем.

Челюсть вверх, челюсть – вниз,

Ты смотри, не ошибись.

Логопед: Теперь язычок стал послушным и готов выполнять все задания.

Логопед: А, сейчас предлагаю выполнить упражнение для развития дыхания «Фокус».

Логопед: молодец!

 Вероника, расскажи Рыку, что ты знаешь о звуке Р?

Ребенок: Звук Р  -  согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Что нужно сделать, чтобы произнести звук Р?

Ребенок: Чтобы произнести звук Р, нужно улыбнуться, открыть рот, язычок поставить на бугорки, набрать воздух, и с силой выдыхать на язычок, чтобы он завибрировал, включить голос и произнести длительно РРРРР.

Логопед: А, сейчас предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, заодно повторить слоги:

Нужно за мной повторять движения и слоги, только слоги:

Раз, два, три, четыре, пять.                Поочередно загибаем пальцы,

Разучился тигр рычать.                             начиная с большого

Надо тигра выручать                             Ритмично сжимаем и 

И рычанью обучать.                                разжимаем пальцы рук.

Ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры,     пальцами стучим друг об друга,

Ар-ар-ар, ор-ор-ор, ур-ур-ур, ыр-ыр-ыр.          начиная с большого и                  указательного

Логопед: Это буква ЭР, это домик звука Р, звук Р живет в букве ЭР. Вероника, чем отличается звук от буквы?

Ребенок: Звук от буквы отличается тем, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, можем ее написать и прочитать.

Логопед: У меня есть камушки, выложи из них букву ЭР.

Логопед: Игра «Что в подарке?»  (игра с фонариком на автоматизацию звука Р в словах).

На листе изображены подарки, а что в них находится - не видно. А, если приложить изображение подарка к фонарику, через луч будет видно, что находится внутри.

 Что в подарке нам скажи, четко звук произнеси.

Логопед: Задание «Поймай звук Р»

Я буду говорить слова, а ты, когда услышишь в слове звук Р поймай его – хлопни в ладоши: хор, топор, кошка, солома, корова, сорока, потолок, котелок, сыр, малыш, зонт, плотник, радуга, камыш, рукав, плот, крот, рупор.

Логопед: Вероника, а ты знаешь, что такое рупор? Это труба, с расширяющимся концом, служит она для усиления звука. Посмотри, вот так рупор выглядит. А в слове рупор один звук Р или несколько?

Логопед: Вероника, приглашаю тебя немного отдохнуть, сделаем физминутку.

Звучит музыка для разминки.

Логопед: Свои ушки навостри, из звуков слово собери:

Р---А---К. Какое слово ты услышала?

А теперь разберем слово РОТ на звуки: Р---О---Т.

Логопед: Следующее задание: «Где место звука?» Найди место звука Р в словах (в начале, в середине или в конце слова находится звук «Р»), и укажи стрелочками, какая картинка к какой схеме подходит: рак, самовар, парта, топор, арбуз, расческа.

 (Звучит запись -  рычание тигра).

Логопед: Вероника, ты слышала? Мы научили тигра рычать. Это значит, что пришло время отправлять его обратно в зоопарк. Отправим Рыка на паровозе, но он поедет не один, с ним поедут еще и другие животные (картинки животных – тигр, носорог, жираф). А чтобы нам правильно рассадить их по своим вагонам, мы поиграем в игру «Кому в какой вагон?». Нужно посчитать сколько слогов в названиях животных, количество слогов соответствует количеству окошек в вагоне. Так мы узнаем кто в каком вагоне поедет.

Логопед: Животные заняли свои места. Осталось им пожелать счастливого пути. (Под музыку «Паровоз» провожаем животных, машем рукой).

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Расскажи, что мы сегодня делали на занятии? Вероника ты молодец, отлично справилась со всеми заданиями. А Рык в память о себе и о нашем занятии оставил для тебя раскраску с изображением тигра.

Список использованной литературы:

  1. Перегудова, Т.С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет / Т.С. Перегудова, Е.В. Балакирева // Дошкольная педагогика, 2016. - №8. – с. 44-47.
  2. Герасимова, А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками / А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  3. Гаврина, С.Е. Логопедическая тетрадь. Звуки Р, РЬ: 4+. ФГОС ДО / С.Е. Гаврина, Н.Л, Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: Издательство «Экзамен», 2018 – 32 с. (Серия «Логопедическая тетрадь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Необычная посылка»

Цель: совершенствовать умения ориентироваться в выполнении логических задач.Задачи: Образовательные: закреплять знания о свойствах предметов, уточнять представления о схемах.Развивающие: развива...

НОД по математическому развитию "Необычная посылка" для детей 5-6 лет

НОД по математическому развитию для детей 5-6 лет "Необычная посылка"...

Занятие в детском саду по ознакомлению с окружающим миром: «Необычная посылка»

способствовать обогащению представлений детей о черепахах, как живых существах, которые слышат, видят, передвигаются, едят, дышат;формировать представление о характерных для черепах признаках внешнего...

Конспект Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Необычная посылка»

Доминирующие направления:  социально- личностное, познавательно-речевое...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Необычная посылка»

Цель: формировать навыки учебной деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять умение анализировать звуковой состав слова;закреплять умение классифицировать предметы по трём признакам: цвет...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе: « Необычная посылка».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе: « Необычная посылка»....

Занятие в детском саду по ознакомлению с окружающим миром: «Необычная посылка»

способствовать обогащению представлений детей о черепахах, как живых существах, которые слышат, видят, передвигаются, едят, дышат;формировать представление о характерных для черепах признаках внешнего...