Необычная посылка звук Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_zvuk_r.docx (26.7 КБ) | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сёйкинская СОШ» детский сад «Рябинка» Каюкова Наталья Владимировна, учитель-логопед
Пояснительная записка.
Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Так же, правильное дыхание очень важно для развития речи, регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют: воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом; профилактике возникновения болезней дыхательных путей; восстановлению носового дыхания при его нарушении. Именно поэтому, на занятии отведена немаловажная роль развитию мелкой моторики рук и развитию речевого дыхания.
Данное занятие соответствует возрасту ребенка, плану коррекционной работы и требованиям рабочей программы учителя-логопеда в ДОУ.
Занятие построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии: проблемного обучения (постановка проблемной задачи - научить рычать тигра), личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными (объяснение, вопрос-ответ, художественное слово: пальчиковая гимнастика в стихах, артикуляционная гимнастика в стихах), наглядными (карточки для артикуляционной гимнастики, изображение животных, картинка рупор, схемы), практическими (игры и упражнения на автоматизацию звука Р, задание на закрепление и развитие мелкой моторики рук - выкладывание из камней буквы ЭР, прием – эксперимент: дидактическая игра «Что в подарке?»), игровыми (внезапное появление объектов: игрушка-тигр, почтальон, загадка).
Основные этапы занятия выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой.
Вводная часть занятия, включающая сюрпризный момент: появление почтальона Печкина, посылка из зоопарка, стимулировала интерес ребенка к предстоящей деятельности, усилила эмоциональное восприятие.
Основная часть - это практическая и умственная деятельность ребенка, направленная на выполнение всех поставленных задач. В основную часть занятия были включены задания: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, задания на развитие грамматических представлений и автоматизацию звука Р в слогах и словах. Смена видов деятельности в течение занятия и занимательная физкультминутка позволили избежать утомляемости.
В заключительной части с ребенком подвели итог деятельности, используя метод рефлексии. Ребенок на протяжении всего занятия был активен. Поощряла достижения ребенка, что побуждало его к активной речевой деятельности.
«Необычная посылка»
Конспект индивидуального логопедического занятия
для подготовительной к школе группе
Тема: «Звук Р»
Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука Р в слогах и словах;
- упражнять в определении позиции звука Р в словах и в работе со схемами;
- совершенствовать умения делить слова на слоги и определять количество слогов в словах;
- закреплять представления буква – звук;
- закреплять навык давать полный ответ на поставленный вопрос.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение производить анализ артикуляции звука;
- продолжать развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- обогащать и расширять словарный запас;
- закреплять навыки анализа и синтеза;
- продолжать формировать силу выдоха направленной воздушной струи.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать чувство доброты, отзывчивости.
Интеграция областей:
Виды детской деятельности:
Ход занятия:
Сюрпризный момент:
Входит почтальон Печкин с посылкой.
Почтальон Печкин: - Здравствуйте. Я принес посылку, на ней указан адрес детского сада. Так и написано: в детский сад. Получите посылку.
Логопед: Интересно, от кого она? И что в посылке? Вероника, откроем посылку? На коробке написано: Ты загадку отгадай и посылку открывай:
Усатый, хвостатый
Зверь полосатый
Не любит играть он в игры
Смелый и грозный…(Тигр).
(Открываем коробку, внутри игрушка-тигр и письмо: Здравствуй, Вероника, пишет тебе директор зоопарка. Я прислал на твое занятие тигра, его зовут Рык, он еще не умеет рычать. Очень прошу твоей помощи, научи, пожалуйста, тигра рычать. За ранее спасибо. Директор зоопарка.)
Логопед: - Вероника, как мы поможем тигру? Что мы можем сделать?
Ребенок: Научить рычать.
Логопед: Посадим тигра рядом, чтобы он мог наблюдать за тобой, и видел все, что ты делаешь.
Усаживаем игрушку-тигра на столе.
Логопед: Что мы всегда делаем в начале занятия, чтобы язычок хорошо работал?
Ребенок: Делаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика:
- «Парус»
Выше парус поднимай
В путь кораблик отправляй!
- «Дятел»
Дятел на сосне сидит.
Клювом дерево долбит.
Он найдет, наверняка,
И жука, и червяка:
Д-д-д, д-д-д.
- Качели»
Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
- «Маляр»
Язычок наш – кисточка,
Небо – потолок.
Белит небо кисточка
За мазком, мазок.
- «Грибок»
Под осиной, под осиной,
В красной шапке гриб красивый.
Подосиновик – грибок,
Полезай в наш кузовок.
- «Лошадка»
Что за цокот раздается?
То лошадка к нам несется.
На лошадку мы глядим,
Так же цокать мы хотим:
Цок-цок-цок, цок-цок-цок.
- «Гармошка»
На гармошке мы играем
Рот пошире открываем.
Челюсть вверх, челюсть – вниз,
Ты смотри, не ошибись.
Логопед: Теперь язычок стал послушным и готов выполнять все задания.
Логопед: А, сейчас предлагаю выполнить упражнение для развития дыхания «Фокус».
Логопед: молодец!
Вероника, расскажи Рыку, что ты знаешь о звуке Р?
Ребенок: Звук Р - согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Что нужно сделать, чтобы произнести звук Р?
Ребенок: Чтобы произнести звук Р, нужно улыбнуться, открыть рот, язычок поставить на бугорки, набрать воздух, и с силой выдыхать на язычок, чтобы он завибрировал, включить голос и произнести длительно РРРРР.
Логопед: А, сейчас предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, заодно повторить слоги:
Нужно за мной повторять движения и слоги, только слоги:
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно загибаем пальцы,
Разучился тигр рычать. начиная с большого
Надо тигра выручать Ритмично сжимаем и
И рычанью обучать. разжимаем пальцы рук.
Ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры, пальцами стучим друг об друга,
Ар-ар-ар, ор-ор-ор, ур-ур-ур, ыр-ыр-ыр. начиная с большого и указательного
Логопед: Это буква ЭР, это домик звука Р, звук Р живет в букве ЭР. Вероника, чем отличается звук от буквы?
Ребенок: Звук от буквы отличается тем, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, можем ее написать и прочитать.
Логопед: У меня есть камушки, выложи из них букву ЭР.
Логопед: Игра «Что в подарке?» (игра с фонариком на автоматизацию звука Р в словах).
На листе изображены подарки, а что в них находится - не видно. А, если приложить изображение подарка к фонарику, через луч будет видно, что находится внутри.
Что в подарке нам скажи, четко звук произнеси.
Логопед: Задание «Поймай звук Р»
Я буду говорить слова, а ты, когда услышишь в слове звук Р поймай его – хлопни в ладоши: хор, топор, кошка, солома, корова, сорока, потолок, котелок, сыр, малыш, зонт, плотник, радуга, камыш, рукав, плот, крот, рупор.
Логопед: Вероника, а ты знаешь, что такое рупор? Это труба, с расширяющимся концом, служит она для усиления звука. Посмотри, вот так рупор выглядит. А в слове рупор один звук Р или несколько?
Логопед: Вероника, приглашаю тебя немного отдохнуть, сделаем физминутку.
Звучит музыка для разминки.
Логопед: Свои ушки навостри, из звуков слово собери:
Р---А---К. Какое слово ты услышала?
А теперь разберем слово РОТ на звуки: Р---О---Т.
Логопед: Следующее задание: «Где место звука?» Найди место звука Р в словах (в начале, в середине или в конце слова находится звук «Р»), и укажи стрелочками, какая картинка к какой схеме подходит: рак, самовар, парта, топор, арбуз, расческа.
(Звучит запись - рычание тигра).
Логопед: Вероника, ты слышала? Мы научили тигра рычать. Это значит, что пришло время отправлять его обратно в зоопарк. Отправим Рыка на паровозе, но он поедет не один, с ним поедут еще и другие животные (картинки животных – тигр, носорог, жираф). А чтобы нам правильно рассадить их по своим вагонам, мы поиграем в игру «Кому в какой вагон?». Нужно посчитать сколько слогов в названиях животных, количество слогов соответствует количеству окошек в вагоне. Так мы узнаем кто в каком вагоне поедет.
Логопед: Животные заняли свои места. Осталось им пожелать счастливого пути. (Под музыку «Паровоз» провожаем животных, машем рукой).
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Расскажи, что мы сегодня делали на занятии? Вероника ты молодец, отлично справилась со всеми заданиями. А Рык в память о себе и о нашем занятии оставил для тебя раскраску с изображением тигра.
Список использованной литературы:
- Перегудова, Т.С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет / Т.С. Перегудова, Е.В. Балакирева // Дошкольная педагогика, 2016. - №8. – с. 44-47.
- Герасимова, А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками / А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Гаврина, С.Е. Логопедическая тетрадь. Звуки Р, РЬ: 4+. ФГОС ДО / С.Е. Гаврина, Н.Л, Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: Издательство «Экзамен», 2018 – 32 с. (Серия «Логопедическая тетрадь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Необычная посылка»
Цель: совершенствовать умения ориентироваться в выполнении логических задач.Задачи: Образовательные: закреплять знания о свойствах предметов, уточнять представления о схемах.Развивающие: развива...
НОД по математическому развитию "Необычная посылка" для детей 5-6 лет
НОД по математическому развитию для детей 5-6 лет "Необычная посылка"...
Занятие в детском саду по ознакомлению с окружающим миром: «Необычная посылка»
способствовать обогащению представлений детей о черепахах, как живых существах, которые слышат, видят, передвигаются, едят, дышат;формировать представление о характерных для черепах признаках внешнего...
Конспект Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Необычная посылка»
Доминирующие направления: социально- личностное, познавательно-речевое...
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Необычная посылка»
Цель: формировать навыки учебной деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять умение анализировать звуковой состав слова;закреплять умение классифицировать предметы по трём признакам: цвет...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе: « Необычная посылка».
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе: « Необычная посылка»....
Занятие в детском саду по ознакомлению с окружающим миром: «Необычная посылка»
способствовать обогащению представлений детей о черепахах, как живых существах, которые слышат, видят, передвигаются, едят, дышат;формировать представление о характерных для черепах признаках внешнего...