Картотека логопедических упражнений
картотека по логопедии (старшая группа)
Картотека логопедических упражнений . Развитие слухового внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_logopedicheskih_uprazhneniy.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека логопедических упражнений
Развитие слухового внимания
«Просьба»
Цель: развитие слухового внимания, умение точно выполнять задание взрослого.
1. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «Просьба».
Просьба: подними руки вверх.
Руки вниз.
Просьба: руки в стороны.
Руки вперед.
Присядь.
Просьба: встань.
Попрыгай на одной ноге.
Просьба: покружись.
Просьба: похлопай в ладоши.
Опусти руки.
Просьба: топни правой ногой.
А теперь левой.
Сделай наклон головы вправо и влево.
Просьба: присядь.
Поставь руки ан пояс и попрыгай.
Остановись.
Просьба: руки на плечи.
2. Исправь ошибки в описании сказочных героев.
Колобок залез на дерево.
Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
Золушка нагрубила своем мачехе и отказалась убираться в доме.
Буратино достал из огня золотой ключик.
Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
3. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
Свинья летает.
Рыба бежит к морю.
Петух кукарекает.
Муравей тащит бревно.
Носорог залез в нору.
Соловей ловит медведя.
4. Реши загадки-шутки.
Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа?
Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?
Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?
На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?
Мама младше дочки.
В холодильнике жарятся котлеты.
Мальчики играют в баскетбол.
Пингвин ударил леопарда своим рогом.
Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?
Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?
В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?
Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?
На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?
5. Из трех объектов выбери один лишний. Объясни ход рассуждений.
Глаз – нос – брови
Стол – полка – стул
Сковорода – блюдце – кастрюля
Слива – персик – груша
Простыня – пододеяльник – наволочка
Ночник – торшер – свеча
Автобус – троллейбус – трамвай
Огурец – морковь – свеча
Юбка – брюки - шорты
Коза – свинья – корова
Активизация словаря
- Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.
Больничный халат.
Ствол дерева.
Помидор.
Трава.
Цыпленок.
Бумага.
Баклажан.
Радуга.
Пример: радуга- картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.
- Подбери названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.
Можно стирать…
Можно пить…
Можно жарить…
Можно рисовать…
Можно есть…
Можно гладить…
Можно варить…
Можно фотографировать…
Можно дарить…
Можно разрезать…
Можно бросать…
Можно измерять…
- Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
- Каждый знает, что желтым бывает…
- Каждый знает, что сильным бывает…
- Каждый знает, что новым бывает…
- Каждый знает, что легким бывает…
- Каждый знает, что круглым бывает…
- Каждый знает, огромным бывает…
- Каждый знает, тяжелым бывает…
- Каждый знает, тяжелым бывает…
- Каждый знает, глубоким бывает…
- Каждый знает, полезным бывает…
- Назови слово с противоположным значением, то есть слово-противник.
Не друг, а … Не мелкий, а …
Не рассвет, а… Не грустный, а …
Не холод, а … Не узкий, а …
Не сахар, а… Не знаменитый, а …
Не конец, а … Не уродливый, а …
Не верх, а … Не зажигать, а …
Не беда, а … Не ловить, а
Не яма, а … Не отнимать, а …
Не вход, а … Не придвигать, а …
Не шершавый, а … Не кричать, а …
Не высокий, а … Не кричать, а …
Не бедный, а… Не спрашивать, а …
Не сухой, а … Не ссориться, а …
Не пушистый, а … Не ломать, а …
Не длинный, а … Не ругать, а …
Не добрый, а … Не плакать, а …
- Помоги Незнайке закончить свою мысль.
- Такой же пушистый, как…
- Такой же веселый, как…
- Такой же колючий, как…
- Какой же хитрый, как…
- Такой же смелый, как…
- Такой же добрый, как…
- Такой же шершавый, как…
- Такой же глубокий, как…
- Такой же толстый, как…
- Такой же шустрый, как…
- Такой же высокий, как…
- Такой же ровный, как…
- Такой же светлый, как…
- Такой же гладкий, как…
- Такой же блестящий, как…
- Такой же сильный, как…
- Такой же быстрый, как…
- Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считай количество слов, загибая пальцы на руке.
- Я знаю 5 молочных продуктов…
- Я зная 5 крупных птиц…
- Я знаю 5 лиственных деревьев…
- Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
- Я знаю 5 головных уборов…
- Я знаю 5 мелких животных…
- Я знаю 5 музыкальных инструментов…
- Я знаю 5 видов спорта…
- Я знаю 5 летающих насекомых…
- Я знаю 5 животных севера…
- Перечисли 3-4 действия, характерных для обоих объектов.
Пример: трактор, строитель – тянет, тащит, шумит, двигается, разворачивается.
- Девочка, кошка.
- Трактор, строитель.
- Телевизор, бабушка.
- Пчела, папа.
- Оркестр, стая ворон.
- Слон, пылесос.
- Солнце, костер.
- Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с указанной чертой характера. Отметь - положительное это качество или отрицательное.
- Смелость. Послушание.
- Капризность. Чистоплотность.
- Жадность. Храбрость.
- Честность. Драчливость.
- Аккуратность. Замкнутость.
- Леность. Осторожность.
- Хитрость. Дружелюбие.
- Доброжелательность Обидчивость
- Жизнерадостность. Трусость.
- Сообразительность. Вежливость.
- Уверенность в себе. Жестокость.
- Общительностью Трудолюбие.
9. Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах. Пример: в траве живут - кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и др.
- Нора.
- Сарай.
- Море.
- Гнездо.
- Пруд.
- Скворечник.
- Дупло.
- Река.
- Квартира.
- Клетка.
- Земля.
- Подвал.
- Лист дерева.
- Объясни. Называя только слова-действия.
Пример. Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.
- Как открыть консервную банку.
- Как пожарить яичницу.
- Как сварить борщ.
- Как собраться в школу.
- Как вырастить большую яблоню.
- Как сделать салат.
- Как накрыть праздничный стол.
- Как убрать комнату.
- Как помыть окно.
- Как поменять постельное белье.
- Как заменить колесу у машины.
- Как из салфетки сделать снежинку.
- Подробно расскажи – что ты будешь делать, если:
- У твоей бабушки заболело сердце;
- Незнакомец входит с тобой в лифт;
- Ты почувствовал запах газа в доме;
- Вечером в твоей квартире отключили электричество;
- Сестренка поранила ногу на улице;
- За тобой с лаем бежит чужая собака;
- В лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза;
- Ты потерял деньги, когда ходил в магазин;
- Ты нашел у подъезда больного котенка.
Развитие речевого внимания и памяти
- Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
- Муравей.
- Птица.
- Слон.
- Бегемот.
- Булавка.
- Комната.
- Капля.
- Божья коровка.
- Дом.
- Гусеница.
- Муха.
- Ванна.
- Бассейн.
- Пчела.
- Монета.
- Компьютер.
- Кухня.
- Мел.
- Ластик.
- Иголка.
- Шкаф.
- Пуговица.
- Жук.
- Конфета.
- Дверь.
- Кнопка.
- Таракан.
- Озеро.
- Изюм.
- Море.
- Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
- Картошка. Ложка. Окрошка.
- Апельсин. Длин. Мандарин.
- Конфета. Котлета. Ракета.
- Миска. Сосиска. Ириска.
- Банан. Диван. Барабан.
- Пироги. Сапоги. Утюги.
- Лимон. Вагон. Бульон.
- Мед. Компот. Плот.
- Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
- Пирожок. Творожок. Горшок.
- Солянка. Полянка. Склянка.
- Булочка. Будочка. Дудочка.
- Кабачок. Крючок. Бачок.
- Ананас. Квас. Контрабас.
- Салат. Халат. Мармелад.
- Калач. Кулич. Циркач.
- Торты. Шорты. Корты.
- Пломбир. Кефир. Сыр.
- Жакет. Букет. Пакет.
- Суп. Зуб. Дуб.
- Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни- из каких знакомых слов составлены их названия.
- Огорбузы.
- Помидыни.
- Баклачок.
- Укрушка.
- Грумидоры.
- Чеслук.
- Слижовник.
- Моркофель.
- Вишбрикос.
Тренировка дикции
- Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори четко, громко, не торопясь.
- Вновь Агата едет куда-то.
- К деду, Вика, подойди-ка.
- В океане вода тиха иногда.
- Опять у буфета одна конфета.
- В темноте гамак не найти никак.
- Какие-то коты мяукают до темноты.
- Кабаны, кабаны, не попадите в капканы.
- Дали Петеньки пятак, не найдет его никак.
- У дубка дубы, под дубком пеньки.
- Этот дом с одним окном.
- Фаина и Нина купили пианино?
- Над мухой у деда вновь победа.
- Этот хомяк копает так!
- Темка, Темка, не ходи в потемках.
- Произнеси рифмовку из п.1. так, как будто их говорит робот. Чтобы получились механические рифмовки, все слова произноси ровным, резким, одинаковым голосом.
- Произнеси рифмовки - трудно говорки* четко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и четкость произношения. У тебя получатся скороговорки.
* Трудноговорками данные рифмовки называются не из-за звуков, входящих в состав. Напротив, все звуки в рифмовке легко произносимые. Однако сочетание похожих слов делает рифмовки трудными для быстрого повторения.
- Ткет кто-то ткани на юбку Тане.
- У Вани фантик, у Фани бантик.
- От тополя до тополя много пуха по полю.
- Пеликан – великан, не попади в капкан.
- Дед делит дыню, дольку Диме, дольку Дине.
- Мы топали, топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, а ноги-то оттопали.
- На мели мы видели налима, а налим, видимо, глядел мимо.
- По небу вата едет куда-то. Что-то ваты в небе многовато.
- На фото Фома в фуфайке, а Фаина в кофтайке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека логопедических игр и упражнений
Картотека игр для воспитателей коррекционных групп. Данные игры развивают дикцию, слуховое и речевое внимание, память, активизирую словарь....
Картотека логопедических упражнений по автоматизации звукопроизношения.
Материал предназначен для родителей и воспитателей, которые хотят закрепить правильное произношение звуков у детей....
Картотека речевых игр и логопедических упражнений по лексической теме «ГРИБЫ»
Дидактические игры и упражнения...
Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"
Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...
Картотека нейрофизиологических упражнений в логопедической группе
Картотека дыхательный, кинезиологических, упражнений на релаксацию с детьми логопедической группы...
Картотека дыхательных упражнений в логопедической группе
Картотека дыхательных упражнений в логопедической группе...
Картотека логопедических игр-упражнений с песком
Представлена картотека игр-упражнений с песком...